Начнем с того, что, в общем-то, Ф. Гэри Грей — режиссер весьма посредственный. «Переговорщик», «Одиночка», «Ограбление по-итальянски» — все эти ленты, несмотря на более-менее успешный прокат, особой зрительской любовью не пользовались. Я не знаю, насколько популярны те музыкальные видео, которые Грей снимает для своих друзей, чернокожих рэперов, Р. Кэлли, Бэбифейса и Айс Кьюба, но его художественные фильмы четко укладываются в понятие «типичная голливудская продукция», нечто среднее между блокбастером и фильмом категории Б. Единственное, что каждый раз спасает его картины, так это, на удивление, сильный актерский состав. Не очень внятный триллер «Переговорщик» вытянули своей великолепной игрой Кевин Спейси и Сэмюэл Л. Джексон. Абсолютно вторичный детектив «Ограбление по-итальянски» сорвал неплохую кассу благодаря Марку Уолбергу, Эдварду Нортону и Шарлиз Терон. А вот боевик «Одиночка» не смог окупить свой бюджет, даже, несмотря на невероятную харизму Вина Дизеля. Поэтому с точки зрения режиссуры от «Законопослушного гражданина» ожидать, в принципе, ничего и не следовало…
Теперь о сценарии. «Эквилибриум», «Ультрафиолет», «Рекрут» и «Короли улиц». Вот самые громкие проекты, снятые по сценариям Курта Уиммера. И должен заметить, практически везде им усиленно муссируется тема противостояния человека некой Системе. Поэтому, неудивительно, что он снова обратился к своему излюбленному сюжету, в очередной раз пытаясь экранизировать мотив «один в поле воин».
Итак, по сюжету, у нас имеется муж и отец, весьма обеспеченный изобретатель, Клайд Шелтон (Джерард Батлер), чей дом и семья в самом начале фильма подвергаются дерзкому нападению двух подонков-отморозков, которые, в итоге, убивают его жену и малолетнюю дочь, а самого Шелтона ранят. После этого мы сразу же оказываемся в зале суда, где выясняем, что в ходе некой закулисной игры, правосудие в лице чернокожего адвоката Ника Райса (Джейми Фокс) заключает с одним из преступников, Дарби (Кристиан Столте), сделку, согласно которой последний признает свою вину, получит всего три года, а его напарник отправится в камеру смертников. Вердикт устраивает всех — и прокурора, и адвоката, и судью, и тем более Дарби, который свалил всю свою вину на подельника. Не устраивает приговор только Клайда Шелтона.
Спустя 10 лет, Шелтон объявляет натуральную войну убийцам своих родных, а также всей системе американского правосудия в лице тех людей, которые посмели заключить сделку с дьяволом…
И тут мы начинаем понимать, что Клайд Шелтон — совсем уже не милый папочка и не несчастный вдовец. Более того, выясняется что бывший инженер и изобретатель не терял время зря, а работал на правительство в лице Минобороны. Причем работал в качестве виртуозного киллера. Ближе к середине фильма его персонаж начинает совсем напоминать нечто среднее между Кейси Райбеком из «В осаде» (Стивен Сигал) и доктором Ганнибалом Лектером из «Молчания ягнят». И зритель уже и не знает, стоит ли вообще сопереживать его герою, может все-таки справедливость на стороне адвоката Райса, несмотря на его карьеризм и стремление достигнуть цели любыми средствами. В общем-то, и сами создатели фильма так до конца и не смогут определить свое отношение к главным персонажам, выставляя их то белыми, то черными попеременно.
Мораль сей басни очевидна — из любого законопослушного гражданина можно легко сотворить законченного психопата и убийцу. А вот наоборот никак не получается.
Резюмирую. Фильм, конечно, стоит посмотреть, дабы насладиться игрой Батлера, да и Фокс, в целом, хоть и не блистал, но сыграл вполне пристойно. Порадовали небольшими ролями Колм Мини и Брюс МакГилл. Сценарий хоть и штамповатый, и местами провисает логика, тем не менее, действия в фильме хватает, и напряжение есть, и неожиданные (порой совсем) повороты сюжета, и яркое противостояние главных героев. И над всем этим витает не очень уверенная режиссура. Что ж, кто-то сказал, что на роль Шелтона планировался Томас Джейн, а в режиссерское кресло собирались посадить самого Фрэнка Дарабонта. Безусловно, Дарабонт снял бы интереснее, а Джейн, скорее всего, выглядел бы в этой роли не так органично. Но этого мы не узнаем.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...