Игорь Краснов Профессионал

За что могли убить Сергея Есенина?

В прошлом году на телеэкранах был продемонстрирован сериал «Есенин», как показалось, уничтоживший стереотип самоубийства великого русского народного поэта и открывший нам совершенно нового Сергея Есенина, жизнь которого была яркой вспышкой на фоне страшных перемен в России начала XX века. Стремительный и захватывающий, искренний и тонкий фильм возвращает нас к Есенину, «стихи стали крыльями русской души, улетающей прочь от греха, а его смерть — кровавой раной всему русскому народу».

Общее впечатление неоднозначное. Вопросов не только стало меньше, а наоборот… Их стало намного больше. Неприятное ощущение. Одни лишь версии, версии: самоубийство, убийство — толком ничего неизвестно, голова пухнет от мыслей. Правда-то где? Почему её скрывают от народа?

Лично я больше склоняюсь к версии убийства. Почему? Во-первых, на это явно указывают свидетельства старшего следователя Эдуарда Хлысталова, которым, безусловно, можно доверять, это подтверждают и другие архивные источники. Во-вторых, из головы никак не выходят слова актёра Сергея Безрукова, сыгравшего роль поэта:

«Есенин был светлым человеком, повторяю, светлым. И не забывайте, что ему было всего тридцать лет, когда он погиб, — сколько он создал! Что же касается есенинских скандалов… — это не что иное, как яркая форма протеста против режима большевиков, насаждавших „социализм, умерщвляющий личность“, уничтожающий русскую культуру. Я вижу его человеком огромного диапазона: от гениального хулигана-озорника, Моцарта своей эпохи, — до русского Гамлета, первого советского диссидента»…

То есть в то время открыто протестовать против большевистского режима, который по всей стране насаждал «социализм, умерщвляющий личность», притом быть «первым советским диссидентом» − уже этого с лихвой было предостаточно для того, чтобы вынести поэту смертный приговор.

Кроме того, не стоит забывать о том, какое было время. Двадцатые-тридцатые годы − страшные годы. Годы, на которые пришёлся пик репрессий. Кого только тогда не расстреливали, не высылали на гулаговские архипелаги: учёных, командиров, крестьян… Очередь дошла и до творческой интеллигенции. «Повезло» тем, кого выслали за границу. В счёт уже не шло то, что большая часть поэтов вышла из самой что ни на есть народной среды. Советская власть не довольствовалась духовным продуктом, ей нужны были жертвы, потоки крови (вспомним французскую революцию!)… И «последний поэт деревни», с его свободолюбивой натурой, конечно же, никак не мог оказаться счастливым исключением.

Однажды Есенин вырвался за границу. Но вернулся… А иначе не могло быть! Потому что поэт болел Россией, именно она, только она была его настоящей, неиссякаемой любовью, заглавной, всепроникающей темой, которая никак не отпускала. Отсюда, как следствие, гнетуще-мучительное чувство, постоянные метания…

И всё же о самоубийстве не может идти речи. Оно понятно. Поэт тогда был на подъёме, он много писал, публиковался… Его любили, в конце концов! Откуда же тут взяться желанию добровольно покончить со своей жизнью?

Вопрос о самоубийстве или убийстве Сергея Есенина остаётся открытым до сих пор − и от него так просто не отмахнуться. Одно пока ясно. Множество песен на стихи Сергея Есенина стали поистине народными и на много лет вперёд. Где нет равнодушия, − есть живое чувство. Человек, живущий полнотой бытия, − не устанет верить, надеяться и любить.

В заключение хочется вспомнить слова другого замечательного поэта − Евгения Евтушенко:

«Есенин, может быть, самый русский поэт, ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берёз, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из ржания коней на затуманенных утренних лугах, из побрякивания колокольцев на шеях коров, из покачивания ромашек и васильков, из песен на околицах. Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой»…

И этим, по-моему, всё сказано. Могила поэта и сегодня является одним из самых известных и посещаемых мест Ваганьковского кладбища, на ней всегда живые цветы.

Обновлено 26.08.2011
Статья размещена на сайте 27.02.2007

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья!
    А мне еще попалась такая точка зрения на случившееся http://secret.inkafilm.ru/view/?article_id=439. Автор тоже склонен считать, что имело место убийство.

    Оценка статьи: 5

  • НЕПОНДРАВИЛОС!

    Киношка - попсовая, желтая, и смотреть-то ее противно, а уж пережевывать все эти "открытия" в очередной раз - фи!
    Хочется,чтоб был убит - пжалста, так и думайте. Не хочется - думайте иначе. Да и какая разница. Ну, явился поэт, ну, как поэт остался в жизни, а все остальное - не значит ничего.
    Как хорошо не влезать в эти перипетии светской жизни хоть нонешних, хоть 1000-лет ней давности знаменитостей!
    Что, иначе будем относиться к поэзии Есенина, если узнаем, сколько баб у него было, как скандалил он с ними, как и с кем пил и пр., и пр., и тд.

    • +1, имхо, на троячок.

      Не надо делать из гениальнейшего российского повесы ярого борца с каким-либо строем. Убить могли и оганы, и частные лица - несомненно, столь яркая личность вполне могла затенить какого-нибудь неадеквата. Возможно, и сам накинул петлю - мятущаяся и ранимая душа поэта не очень хорошо вписывается в любую действительность.

      Оценка статьи: 3

    • Люба, этим Вашим комментарием просто ошарашен... В плохом смысле слова. Никак не ожидал... Зная Вас и читая Ваши материалы. В этот раз, позвольте, в корне не согласиться с Вами. Это же наша История, История России... Вы просто удивили меня.

      Оценка статьи: 5

      • А вот такая я, непредсказуемая... Ошарашиваю.
        Попсовый фильм - не наша история.
        Поэтическое произведение только тогда и является поэтическим, когда воздействует на читателя-слушателя непосредственно, никак не связанно с личностью автора. Личность автора приятна в дневниках, мемуарах - туда мы лезем за личностью.
        К стихам идем - за поэзией, за чувством, каким откликаемся мы на эту ритмизованную, образную, "особым образом организованную" речь.
        За историей мы идем к историческим источникам, к научным работам, снабженным сносками, где каждый факт - достоверен.
        Фильм - не источник, не научная работа. Он просто утеха любителей мыльных опер.

        • Люба, вы не правы, мы же говорим не о фильме а о статье. Фильм явился отправной точкой, которая заставила Игоря написать эту статью, а понравился или нет фильм, это личное дело каждого, тут на вкус и цвет как говорится... А вот по поводу того что нам не надо знать, тут я с вами буду спорить. Надо, причем когда речь заходит о том кто на ком женился и кто с кем развелся, я вас поддержу, информация "сорная" на уровне сплетен. А вот причины ПОСТУПКОВ, которые во многом определяют творчество и взаимоотношения с властью, (заметьте я объединил эти понятия) тут мне кажется понимание необходимо! И прежде всего для поэта, понять ЧТО хотел сказать поэт, не всегда возможно не зная его жизнь. Если прозаик может выразить ВСЕ словами, то поэт скорее использует чувства, и понять, что стоит за этими чувствами,не зная его жизнь, порой бывает очень сложно. То же и с взаимоотношениями со властью. Понимание этих отношений, может в корне изменить восприятие того или иного произведения. Там где незнающий увидит хвалебную оду знающий тонкую иронию. Это конечно утрированно слегка, но по сути верно. Поэтому статья и полезна и нужна. Да ответов она не дает, но заставляет задуматься. А это уже не мало.!

          Оценка статьи: 5

          • Для меня поэзия самодостаточна. Это мужикам свойственно - увидеть женщину - и мысленно раздеть, хы-хы-хы. Хо-хо.
            Насчет истории повторюсь: для меня история - это книги или статьи со сносками, желательно с указателями предметными, именными, географическими...

            • Любаша, совсем не собираюсь с Вами спорить, в чём-то переубеждать Вас... Вы вольны в своём мнении. Тем более... Олег Борисов в своём комментарии, думаю, всё верно сказал, добавить буквально нечего. Поэтому на этом закругляюсь... До новых встреч при прочтении новых материалов!

              Оценка статьи: 5

        • "Попсовый фильм"... Возможно. Но тут надо быть выше и уметь видеть между кадрами и за кадрами (типа читать между строк, подтекстно)... Это целая наука.
          И фильмы нам тоже что-то дают - это невозможно отрицать! Я не про "мыльные оперы"...

          Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 июня 2007 в 21:52

      иначе будем относиться к поэзии Есенина, если узнаем...

      Нет, наверное... Но почему-то люди, творчество которых нас трогает, становятся нам близки настолько, что мы хотим о них знать всё, как о любимых друзьях... Понимать, почему была написана та или иная вещь, прикоснуться к судьбе...

      • Вот именно, Марианна, а Сергей Есенин - один из самых моих любимых поэтов, поэтому хочется знать не только само его творчество, но и всё о его жизни... Зная, как Поэт жил, можно глубже осмыслить, понять и его творчество, почему он написал тот или иной стих. Спасибо за понимание.

        Оценка статьи: 5

  • СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО за статью, Игорь!

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Седин Читатель 19 марта 2007 в 10:41 отредактирован 20 мая 2018 в 17:15
    Отрывок из своих стихов Есенину

    Хоть ты был повеса
    Но ты небыл вор
    Больно,что свершился
    Твой страшный приговор.

  • >И всё же о самоубийстве не может идти речи. Оно понятно. Поэт тогда был на подъёме, он много писал, публиковался… Его любили, в конце концов! Откуда же тут взяться желанию добровольно покончить со своей жизнью?
    ---
    Вот это, к сожалению, не аргумент. Нередки случаи, когда люди кажутся благополучными окружающим, а что там у них в душе, узнают потом, после внезапной (или много позднЕй) кончины. Так что для доказательства это рассуждение не годится.

    Оценка статьи: 1

    • Ольга Лей

      Спасибо за...комментарии. Они гораздо интереснее, чем сама статья. При всем уважении к Вашему статусу она, пардон,ни о чем. В детали вдаваться неохота -наверняка сами все понимаете про сей опус .

      Оценка статьи: 3

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 8 марта 2007 в 11:14

        Может, стоило бы уважать не статус, а человека? Фраза "наверняка сами все понимаете" - это про что? Про то, что автор "для галочки" написал, или "за 2 доллара", или сказал не то, что думал, или поторопился-недоработал? В чем именно Вы автора обвинили?

        • Дорогая Марианна, спасибо за поддержку. Причём тут статус, причём два доллара? Главное ведь в другом... Наехать-то всегда проще! Диалог должен быть конструктивным...
          С первым весенним праздником Вас! Вам счастья да благополучия, а "Школе Жизни" процветания!

          Оценка статьи: 5

        • Ольга Лей

          Помилуйте, я не обвиняю автора, лишь комментирую ДАННУЮ КОНКРЕТНУЮ статью. Это личные впечатления и отношение к написанному. Я не один год слежу за проектом, мне он очень интересен, отдаю должное авторам. Но В ДАННОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ не вижу повода для восторга.А комментарии предполагают только восторженные отзывы? Не вижу в своем неуважения к Игорю Краснову. Более того,другие его его статьи читала с интересом.
          На мой взгляд, нет нужды комментировать комментарий. По-моему, все и так прозрачно. Сожалею, если он задел Вас. Поверьте, не было такой цели. И... спасибо за сайт, рассылку, комментарии

          Оценка статьи: 3

          • Спасибо

            Дорогая Ольга!
            Во-первых, спраздником Вас и пусть в Вашей жизни будет только самое хорошее!
            Во-вторых... Здесь я не для того, чтобы мной восторгались, я не мумия какая-то, не шедевр искусства. А для того, чтобы обрести новых друзей, поделиться тем, что меня интересует, волнует...
            И в-третья, понимаю Вас, Вы, похоже, ещё новичок, недавно появились среди нас, надо как-то проявить себя, зарекомендоваться... Но не таким же образом!
            Теперь представим такое... Допустим, я зашёл к Вам на страничку, везде натолкал "колы" да "двойки" и во всех комментариях только одно: "Хреново, слабо!". Ваша реакция? Правильно... И руководство проекта будет право указать мне на некорректное поведение.
            Тут просто нельзя не согласиться с Марианной Власовой, она права... Не просто высказать своё отрицательное мнение, а как-то аргументировать несогласие! Конечно, я могу в чём-то ошибаться, поэтому для важно мнение моих коллег... Так выскажите свою версию изложенного, свои мысли! Отсюда и возникнет наш диалог... Конструктивный диалог.
            И ещё. В этом случае говорю одно... Возьмите да напишите лучше! Какие проблемы?

            Оценка статьи: 5

  • И не забывайте, что ему быловсего тридцать лет,
    не хватает пробела..

  • Версий убийства Есенина было много в 90-х годах, модно было тогда поднимать такие темы.
    Что касается причин убийства, то Есенин, несмотря на свой светлый талант, был гуляка, бабник и скандалист, тесно общался с "лихими молодчиками" (чью жизнь так ярко описал). Так что убить его могли многие. Хотя имитировать самоубийство было выгодно в большей степени государству.

  • Коли так пошло - ответьте, за что бы убили его лично Вы?... Заранее отвечаю - в принципе, есть много за что (только если судьба на тесной тропинке сведет), но алкоголизм 2 - 3 стадии сам по себе убивает не хуже АКМ...

    Оценка статьи: 3

  • Друже! Как всегда отлично! Вопрс не такой безобидный! Если это было убийство, то переворачивает все представление о советском строе, так как при всем при том Есенин особо никогда не "зажимался" и в Советское время хорошо печатался! А это говорит о том, что очень многие его произведения до сих пор неизвестны, иначе за что было убивать? Смысл? Чтобы в дальнейшем он в своих произведениях жил? При всем неуважении к Советской власти считать их дураками нельзя! Значит была реальная причина! И понять ее, значит раскрыть тайну смерти. Я не слышал, чтобы в последние годы появились какие то неизвестные стихи Есенина. А за разговоры, можно было и в открытую посадить. не боялись большевики тогда общественного мнения. Так что еще далеко не на все вопросы получены ответы.

    Оценка статьи: 5

    • Олег, спасибо. Я об том же, одни только вопросы, версии...
      "О поэте всегда писали заведомую ложь, но писали хорошо, и мы поверили. Чтобы написать ложь, достаточно одного предложения, а чтобы её опровергнуть, нужны целые тома. Есенина «подчистили» и увековечили на полке рядом с теми, кто его травил и преследовал. Он – первая жертва политических репрессий, с него начинается новая эра в уничтожении русской интеллигенции. Нужно опровергнуть всю ложь вокруг Есенина и Айседоры Дункан, чья смерть была также подстроена»... Это выдержка из интервью Валентины Пашининой, автора книги о "неизвестном" Есенине. И с этим трудно не согласиться.
      Та же В. Пашинина упоминает о двух никогда не публиковавшихся есенинских стихах - "Я часто размышлял, за что Его казнили?..." и "Послание евангелисту Демьяну Бедному"... У второго стиха вообще удивительная выдержка! Вот выдержка:
      В пятидесятые годы хрущевской «оттепели» в руки молодой учительницы (В. Пашининой) попал пожелтевший листок с неизвестным стихотворением Есенина «Послание евангелисту Демьяну Бедному». Хранитель «Послания» Василий Надеждин рассказал, что это стихо-творение попало к нему в лагерях Ухтпечлага, где он провёл пять лет только за то, что однажды не вовремя произнёс слово «шашлычник». Как оказалось, за хранение крамольного стихотворения людей репрессировали, ссылали на Соловки, даже расстреливали. Как удалось выяснить бывшему работнику республиканского архива КГБ Вениамину Полещикову, за хранение этого стихотворения была, в частности, расстреляна фрейлина царского двора А. Штокович. Но заключенные с риском для жизни передавали его из рук в руки, заучивали наизусть..."

      Оценка статьи: 5