• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Как менялось отношение к косметическим средствам в годы царствования Петра I и постпетровское время?

Представления о красоте, требования к макияжу, как и любая мода, менялись. Если в допетровское время женщины на Руси излишне увлекались белилами, румянами, сурьмой, то во времена Петра I излишняя яркость — уже не признак хорошего тона.

С. Хлебовский, «Ассамблея при Петре І», 1858 г. Фото: artchive.ru

Перейти к первой части статьи

В петровское время начинается переход от образа Марфушеньки к Настеньке, если вспомнить героинь известной сказки режиссера Александра Роу. Макияж становится сдержанней, естественней. А этому причиной стал костюм!

Наталья Евгеньевна Седых в роли Настеньки. Кадр из к/ф «Морозко», 1964 г.
Наталья Евгеньевна Седых в роли Настеньки. Кадр из к/ф «Морозко», 1964 г.
Фото: kinopoisk.ru

В 1700 году Петр I издает указ «О ношении венгерского платья». Через два года венгерская одежда монарху разонравилась, и в декабре 1701 года он издает новый указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви».

До сих пор не стихают споры о целесообразности копирования европейских традиций и в этой области, но объективно костюм меняется — на смену многослойной, глухой одежде приходят открытые платья. Теперь женщины открывают и зону декольте, и руки, и спину. Если в прежнем платье передвигаться стоило неспешно, то теперь движения становятся все активнее.

Большой слой пудры и белил, нанесенный только на лицо, контрастировал с другими, видимыми, частями тела, а жестикулировать, играть богато напудренными плечами невозможно. Да и разорительно тратить на руки и спину так много косметических средств. Макияж становится более прозрачным, естественным, он начинает подчеркивать различия, а не сходство, работать на индивидуальность.

Франсуа Буше, «Маркиза де Помпадур», 1756 г.
Франсуа Буше, «Маркиза де Помпадур», 1756 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В допетровское время в макияже присутствовали три цвета: белый, красный, черный, пришло время разнообразия. Глаза подчеркивали синей, лиловой, зеленой подводкой. Пудра больше не напоминала муку, появляются розовые, золотисто-бежевые оттенки. Сурьма теряет свою интенсивность. Косметика ароматизирована, теперь она учитывает все многообразие вкусов и желаний клиентов.

Мода на косметику обрушилась и на мужчин, теперь и они белились, румянились, пудрили парики, подводили глаза.

Немало этому способствовали и маскарады с переодеванием, ставшие популярными в годы царствования Елизаветы Петровны. Эпоху Елизаветы называют временем «тирании моды», императрица вошла в историю как диктатор, продвигающий западные манеры.

Интересно, что косметические процедуры, входившие в обиход, были тесно связаны с личностями императриц.

Анна Леопольдовна, царствовавшая всего год, любила праздность и чтение книг. Ее не интересовали различные ухищрения, кроме солнечных ванн. В хорошую погоду на балкон Зимнего дворца устанавливалась кровать, отгороженная от случайных взглядов ширмами.

Луи Каравак, «Портрет Анны Леопольдовны»
Луи Каравак, «Портрет Анны Леопольдовны»
Фото: ru.wikipedia.org

А Елизавета Петровна, пренебрегавшая режимом дня, нуждалась в процедурах по восстановлению цвета лица. Входят в моду маски из измельченной капусты и огурцов, смешанных с яблочным соком и медом. С пигментными пятнами и появляющимися морщинами императрица боролась с помощью того же огурца.

Иван Никитин, «Портрет юной Елизаветы Петровны», 1720-е гг.
Иван Никитин, «Портрет юной Елизаветы Петровны», 1720-е гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Мобильная, энергичная Екатерина II ввела моду на криопроцедуры. Утром она протирала лицо замороженным отваром петрушки. Днем наносила маски, в состав которых входила капуста, земляника, ржаная мука, мед и др. После снятия маски протирала лицо лосьоном на основе жирных сливок.

Скрабы, питание волос, уход за телом — все это делала и сама императрица, и рекомендовала подданным.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В лавках торговали как отечественной, так и привозной косметикой. Пуд пудры стоил 10−12 рублей. Стали переводиться первые книги о косметических средствах, в числе которых и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.».

Анна Розина де Гаск, «Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем»
Анна Розина де Гаск, «Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем»
Фото: ru.wikipedia.org

В начале XIX века косметика стала сдавать позиции, вошла в моду бледная томность. Теперь яркие румяна и контрастные брови — признак крестьянки, а тонкая натура должна быть прозрачной. Румяна изгнаны, пудры использовали совсем мало, предпочитая светлые оттенки, губная помада — только нежных цветов. Настоящую войну объявляют пигментным пятнам, веснушкам, лицо должно стать безупречно бледным и ровным.

А в конце XIX, начале ХХ века яркий макияж вдруг возвращается. Румяна, карандаши для подводки глаз, даже баночки с голубой краской для прорисовки вен.

Ф. С. Журавлев, «Жена-модница (Сборы на бал)», 1872 г.
Ф. С. Журавлев, «Жена-модница (Сборы на бал)», 1872 г.
Фото: artchive.ru

Мода менялась во все времена, каноны женской красоты никогда не были незыблемыми, но незыблемым остается желание каждой женщины чувствовать свою привлекательность.

Статья опубликована в выпуске 27.06.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: