• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кабилов Дебютант

Почему литература ушла в Интернет?

Ещё существуют публичные библиотеки, пока ещё можно сходить туда и взять книжку почитать. Библиотекари стоически продолжают работать для нас. Продлится ли это достаточно долго, если всё больше и больше людей выходит в Сеть для того, чтобы скачать там электронную версию не только одной какой-то книжки, но и целые собрания сочинений интересующего автора?

Мы привыкли к мониторам компьютеров, появились самые разные технические средства, с помощью которых можно уже читать не книгу, а «текст» той самой вчерашней книги, которая теперь доступна в новых формах. Но это, если говорить о слове написанном и когда-то кем-то впервые опубликованном. А если задуматься о том, что происходит сегодня в мире современной литературы, куда сегодня уходят авторы, которых становится всё больше и больше?

Современный литературный работник старается идти в Интернет, открывая там странички и сайты, проявляя активность на самых разных блогах. И хорошо ещё, если этот автор что-то может сказать, о чём-то может поведать этому миру, а если он «просто автор», ну, просто человек, который научился писать чуть лучше школьного сочинения, что тогда получается?

Армия литературных тружеников

Интересная получается картина! Сегодня для того, чтобы называться «писателем», совсем не нужно иметь таланта и признания коллег по цеху, нужно просто открыть 1001 страницу в сети и свой персональный сайт, везде написать, что ты «писатель» и провести соответствующую рекламную компанию. И, конечно, что-нибудь написать придётся. Но это дело десятое. Главное — рекламная компания!

Причина такого положения современной литературы в том, что многие века многочисленные цензоры, в лице правительств и религиозных лидеров, не пускали в эту область человеческой деятельности никого, кроме тех, кто был угоден и чем-то полезен. В мире литературы из гениальных мастеров словесности оставались в истории всегда только те, чьё перо было угодно настоящим или будущим властям. Правда в том, что гениев в этом мире гораздо больше, чем это навязывается народу. Просто не все они рвутся в политику, не все из них выбирают литературу, некоторые просто уходят в монастыри, подальше от житейских страстей и бурь.

Когда появился Интернет, сразу же появилось большое количество талантливых авторов. Но тут же появились и обычные люди, которые просто самоутверждаются в этой жизни, пытаясь доказать себе свою оригинальность и необходимость совсем не там, где было бы лучше всего это делать. И мы все оказались в настоящем океане авторов, которые пишут и пишут, пишут и пишут. И всё это очень хорошо! Потому что только так настоящие писатели и поэты сегодня могу совершенно свободно работать, создавая свои произведения и публикуя их в Сети. Сегодня автор может найти читателя и никакая инквизиция не встанет у него на пути, комсомольская ячейка не отравит его душу.

Свобода слова

Конечно, ещё понятно не многим из нас с вами, как нужно обращаться с этой самой «свободой слова», но все стремятся попробовать её на вкус, чтобы узнать, а так ли она хороша на самом деле, как говорят. И получается, что и у такой свободы слов и авторов есть тоже много сторон, как положительных, так и отрицательных.

Да, теперь автор в сети является сам себе издателем, да он может совершенно свободно писать о чём хочет. Правда, уже были случаи, когда его за всё это привлекали к ответственности, но всё же… Большинство самых разных авторов совершенно безнаказанно пишут всё, что захотят, какими угодно словами, и это хорошо. Потому что вернуть обратно цензуру в её первозданном виде совершенно невозможно, только так обычный человек без связей, званий и финансовых вливаний может опубликовать то, что продиктовано ему свыше (или с «ниже»…, что чаще встречается). Происходит то, что и должно происходить — уничтожение даже намёка на какие-либо классовые расслоения общества. Глобализация. Ну, вы понимаете.

Интерес к книге ослабевает и будет ослабевать. Да, сегодня чтение становится всё более и более элитарным занятием, сами книги стоят недёшево, доступны не всем людям. И даже когда человек может покупать книги, когда ему это по карману, он всё равно сегодня пойдёт скачивать и читать в Сети, а не покупать в магазине ту же самую книгу… Это необратимый процесс. И с развитием Интернета (а он постоянно пребывает в развитии) мы будем видеть всё меньше и меньше людей в книжных магазинах и всё больше и больше людей в Сети, читающих самым разным образом, техника в этом смысле постоянно развивается.

Блогеры

Это не только писатели. Это такая совокупность многих факторов, в том числе и писательский талант, и журналистская искра, и коммерческое мышление. Об этой стороне сетевой реальности уже было много сказано. Я же хочу сказать о блогерах литературных, о тех блогерах, которые выбирают блог как форму публикации литературных произведений.

Блог — это просто и легко. Не надо рассылать свои рукописи в издательства, не надо постоянно встречаться с какими-то людьми и доказывать им, что ты действительно достоин называться писателем, поэтом… Ты можешь издать себя сам! Рискнуть, так сказать, своей репутацией и издать на свой страх и риск энное количество произведений. И даже если ты не будешь заниматься рекламой своего блога, он всё равно найдёт своего читателя, потому что все страницы будут попадать в поисковые системы, особенно, когда ты пишешь что-то оригинальное и интересное. Постепенно у твоего блога будут появляться постоянные читатели, которым будет интересно читать именно твои произведения. И это уже сделали и делают тысячи авторов в Сети!

Комментарии читателей

Литература в Интернете находит больше читателей, чем литература книжная, ещё и потому, что читатели могут высказаться, оставить свой комментарий, вступить в полемику с другими читателями и даже с самим автором произведения! Такое раньше было совершенно невозможно, т.к. автор находился на недосягаемой высоте, встреча с ним была редким событием.

Всё это ушло в историю и вернуться не может. Интернет навсегда изменил облик литературы, и это надо понять и прочувствовать.

Статья опубликована в выпуске 24.12.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В статье, на мой взгляд, предпринята попытка проанализировать сразу несколько разных аспектов современной действительности, связанной с положением словесности и ее местом в этой действительности. Что ж, все закономерно и объяснимо, никто, пожалуй. не спорит и спорить не будет с тем. что литература все больше уходит в интернет, становясь все больше источником информации и выполняя именно эту функцию в первую очередь. При этом, не могу не согласиться с мнением автора. что чтение книг становится все более элитарным занятием, наверное потому, что становится занятием избранных, которые в самом процессе чтения книги ищут не только источник сухой информаци, лишая себя возможности "почувствовать" книгу на вкус, а, отложив ее после прочтения нескольких страниц, могут позволить себе поразмышлять над прочитанным. осмыслить чувства и эмоции, которые, возможно, всколыхнет эта книга, внутренне соприкоснуться с книжными героями, попробовать проникнуть во внутренний мир автора. Нет, никогда не заменит мне книга в любом электорнном формате книгу, пусть даже не в сильно внешне богатом оформлении, но пахнущую типографской краской и бумагой.
    Кроме того, возможность пообщаться с автором до сих пор сохранилась в литературных объединениях, члены которых еще по старинке собираются в городском масштабе и обсуждают написанное, в том числе и "вживую" задают вопросы автору.
    Поэтому считаю, что книга, как таковая, в историю уйти не может и не уйдет, а будет существовать параллельно с возможностью ее чтения в интернете. При этом, действительно, только люди, привыкшие изначально к книге, будут читать ее в "перплете". наслаждаясь теми простыми вещами, которые дает радость общения с книгой в пока еще существующем, общепринятом понимании.

  • Андрей Кабилов, а ведь верно сказано насчет книжных магазинов. Давеча зашел в один - в крупном районе столицы - три покупателя (причем неизвестно, купят ли чего) и три же продавца. Сплошные распродажи книг! Цены от 7 рублей.
    Но и я не купил ничего, так как читаю давно уже с КПК через ридерскую програмку. Вы написали правду, чего уж тут скажешь

    Оценка статьи: 5

    • Михаил Берсенев, ну, я написал об этом, потому что сам читаю книги... всё никак не перейду на чтение с монитора, только вот сейчас постепенно начинаю. А скоро все будут читать с ридеров в КПК и т.д., надо готовить себя к этому уже сегодня...

      Оценка статьи: 5

  • Андрей Кабилов, почему литература ушла в интернет?
    потому что появились такие технологические возможности, которые позволяют экономить место, время, энергию и ресурсы, а так же помогают сохранить окружающую среду.
    Литратуру в интернете ожидает тоже самое, что и в реальном мире: если произведение нравиться, его будут читать и рассылать друзьям линки на него.

  • Статья хорошая.
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Нужно притягивать литературу. Она сама не придёт в нашу жизнь.

      Вячеслав Чермных, спасибо за комментарий.
      Свобода общения вещь обоюдоострая, потому что всегда есть возможность того, что может ранить. Нужно держать ухо востро, как говориться. Мы же все всё время додумываем, что-то себе, не понимаем, что общаемся-то виртуально. Разница от общения в реальной жизни - кардинальная. Человека по словам, которые он пишет ни узнать, ни понять нельзя.
      Да, доступ к литературе и к публикации своих произведений открыт всем, как говориться, пользуйтесь. И наша задача, всё время понимать, что публикуя себя, ты почти всегда провоцируешь людей. Большинство читателей ведут себя неадекватно, особенно коллеги-авторы. У меня сколько раз такое было, когда пишут всякие "не информативные" комментарии ))
      Я думаю, читают только те люди, которые верят в перспективу, в будущее нашей нации и страны. Наверное, когда человек не читает, он просто уже во всём разочаровался, пребывает в депрессии.

      Оценка статьи: 5