Физически Олимп — это гора в Греции. Если кто не знает — так и не одна, а три. Древние греки знали об этом: Гомер называл Олимп многовершинным. Олимп — место, куда древние греки поселили своих богов. По имени этой горы боги назывались «олимпийцами».
Чем занимались олимпийцы? Развлекались! Их зрение и слух услаждали вид хариты, которые пели и водили хороводы. Для них играл на кифаре Аполлон, а ему подпевали девять муз.
Что ели и пили боги? Пишут, что ели они нектар и запивали амброзией. (Заметим, что боги были бессмертны. Значит ли это, что если смертный будет пить нектар и амброзию, то он будет жить вечно? Хотелось бы поэкспериментировать, но где их взять — нектар и амброзию?) Так они питались на небесах. Но боги иногда спускались на землю, ходили в гости к нормальным людям — и там ели и пили, как все, только подавай!
У богов были свои прихоти, свои страсти. Они были чрезвычайно любвеобильны. Чем выше по положению был бог (у них была своя иерархия), тем он был большим любителем сладкого. О таких больше всего говорят легенды (желтой прессы тогда не было, но кто-то же все это записал, опубликовал и сохранил для потомков на многие столетия).
Зевс был на Олимпе первым и необычайно любвеобильным. Чтобы получить желаемое, он делал такие вещи, которые простому смертному не всегда доступны. Он мог выкрасть объект своих желаний. Он мог превратиться во что-нибудь или в кого-нибудь, что или кто подходит по случаю, по обстановке, и соблазнить. Он мог преобразиться и украсть. Он мог все, что ему заблагорассудится — на то он и бог.
Он мог украсть просто так, а мог и компенсировать безутешным родителям их потерю какими-то подарками. Иногда ему было все равно, что будет с объектом его желания, иногда он старался этот объект сохранить на будущее. Не всегда он был успешен после соблазнения, потому что его жена Гера была страшной ревнивицей. И кроме того, она все знала, даже наперед, но ничего не могла поделать с его желаниями (и не могла все сделать так, как ей надо — не было достаточного количества божественной силы). Мало того, она иногда вынуждена была терпеть, как в ее присутствии ее благоверный Зевс оказывает знаки внимания своим фаворитам.
Более того, у Зевса была одновременно не одна жена! Гера, Фемида, Деметра, Мнемозина, Фетида… Вероятно, были еще. Историки не сохранили последовательность жен, хотя некоторые из них имеют номера. Например, Гера — третья жена. Любвеобильный Зевс зачинал потомство и разбрасывал своих детей по всей вселенной. Короче говоря, он доставал любую, которую только хотел.
Каким-то странным образом в компанию любовниц и жен Зевса попал Ганимед. Ганимед был сыном троянского царя. Он был необычайно красив. Гомер в «Илиаде» пишет:
…подобный богам Ганимед, — между всеми
Смертными он выдавался людьми красотой несравненной.
И вот Зевс польстился на красивого юношу и украл его (гимн Гомера «К Афродите»):
Так златокудрого некогда Зевс Ганимеда похитил
Ради его красоты, чтобы вместе с бессмертными жил он
И чтобы в Зевсовом доме служил для богов виночерпцем,
Чудо на вид и богами блаженными чтимый глубоко,
Из золотого кратера пурпуровый черпая нектар.
Иначе говоря, взял его на небо себе в слуги — разливать богам нектар из кувшина.
А вот как изложил эти события Овидий в «Метаморфозах»:
В оные дни небожителей царь к Ганимеду фригийцу
Страстью зажегся; и вот изобрел он, во что превратиться,
Чтобы собою не быть; никакой становиться иною
Птицею сан не велел, — лишь его же носящей перуны.
И не помедлил: рассек заемными крыльями воздух
И Илиада унес, — он доныне его виночерпий
И, хоть Юнона мрачна, подает Вседержителю нектар.
(Слово «Илиад» в этом тексте означает «житель города Троя», «Вседержитель» — Зевс, «перуна» — видимо, орел, который был одновременно и символом Зевса.)
Другими словами, Зевса одолела любовь к Ганимеду. Почему-то в своем нормальном облике, то-есть божественном, Зевс не решился появиться среди людей (может, постеснялся?). Он превратился в орла, унес Ганимеда к себе и оделил его должностью подавать ему нектар. Тем самым он очень сильно огорчил Юнону (или Геру, это одна и та же богиня), которая обслуживала Зевса.
Трос, отец юноши, очень переживал потерю, хотя Ганимед не был единственным сыном. Зевс утешил страдающего папу тем, что подарил ему коней и обещал ему, что Ганимед будет бессмертным и всегда молодым.
Древние художники и скульпторы изображали Зевса и Ганимеда не один раз в разных ситуациях. Были и фрески, и фризы, и вазы. На одной из таких ваз Ганимед наливает Зевсу нектар. Зевс держит в руках жезл — символ власти, на котором сидит орел — символ самого Зевса. Зевс одет, а Ганимед совершенно обнажен. На голове Ганимеда — венок (символ бессмертия?). Обратите внимание, как Зевс смотрит на чашу, которую он держит. Он как бы говорит: «Наливай, наливай еще!»
Картина Рубенса «Похищение Ганимеда» написана в 1611 году. В центре — златокудрый юноша между крыльями орла. В небесах (левый верхний угол картины) вовсю идет пирушка: за столом сидят полураздетые и совсем раздетые боги и богини, которым сверху сыпят цветы и фрукты.
Женская половина одета по-разному. Кто-то — как только что из ванной или, наоборот, собрался помыться (на теле какая-то накидка вроде простыни). А кто-то — в платье для официального приема: закрытом и приталенном.
Мужчины почему-то все почти обнаженные. На них какие-то драпировки, которые скорее подчеркивают их богатырские (точнее, божественные) формы, чем прикрывают тело.
(Что интересно: кухня там, на небесах, — почти как на земле. Есть полочка, на которой аккуратно расставлены кувшины, соусники. И так же, как на земле, дети пускаются в проказы: один из ангелочков прикладывается к кувшину с нектаром.)
Как же связаны между собой события на небесах и орел с добычей? Видимо, пирушка была запланирована раньше. Но Зевс вдруг увидел Ганимеда и впечатлился настолько, что решил сорваться на несколько мгновений и украсть этого красавца. Что он и сделал: превратился в орла, подхватил добычу — и был таков.
Судя по тому, что Ганимед без одежды, он купался где-нибудь в море. Зевс его застал врасплох и даже не дал на себя что-нибудь накинуть. (Какой-то намек на это есть в пьесе «Ифигения в Авлиде» Еврипида: «Где же купальни твои, О Ганимед…»)
Ганимед в растерянности, он не понимает, что происходит, и не знает, что его ждет. Какие-то богини подают ему золотую чашу, символ и инструмент его будущих обязанностей. На их лицах тоже нет радости, они как бы разделяют его тревогу.
И только орел знает точно, что и как. Он грозен, он страшен. Он добыл желаемое и ни с кем не собирается делиться. Еще мгновенье — и он взмоет в небеса.
А боги наверху ждут своего верховного правителя, чтобы продолжить пирушку…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...