С другой стороны, может быть, так и создаются легенды, сказки, мифы. Берется имя человека — и к нему присоединяются нелепейшие фантастические вымыслы.
И поэтому Лермонтову карандаш в руку вкладывает тайная канцелярия («Пушкин. Последняя дуэль»), жену Тараса Бульбы (шедевр Бортко), а также жену Махно и ребенка Махно («9 жизней») зачем-то зверски убивают, Пикассо изображается в виде напыщенной бездарности («Модильяни»), Климта делают заторможенным сифилитиком, страдающим прогрессивным параличом, Че Гевара и Петр I становятся брахмачаринами («Че» — фильм Содерберга 2008 года, «Россия Молодая»), а Ахматова — галлюцинирующим роботом с выпученными глазами («Луна в зените»)…
Имя и пара фактов из жизни известного человека в сочетании с белым листом бумаги оказывают на сценариста настолько вдохновляющее действие, что изучать реальную биографию человека для него уже смысла не имеет.
Просмотр биопика — это минимальное и достаточное развлечение для современника, который уже никогда не будет ничего читать. Зачем читать, если тема раскрыта посредством кино, которому принято верить. Смотрите, какой спектр для кухонных разговоров — и всего за 300 рублей, отданных за билет в кино. Или даже даром — если фильм скачать с торрента.
— Смотрел «Аллу Пугачеву». Фильм про певицу.
— И как тебе?
— Ничего. А ты что смотрел?
— Я смотрел фильм про Волочкову, это балерина…
Так и сегодня, после просмотра древнего фильма «Воздухоплаватель» (1975) я узнала, что был такой Заикин, лётчик, и что авторы фильма Вехотко и Трощенко умудрились поглядеть «Забриски пойнт» (36 минута до конца фильма + идеологическая перекличка).
Всё остальное в «Воздухоплавателе» изображено довольно странно. Вкратце: цирковой силач Иван Заикин влюбляется в пилота Клотильду де Ларош, бросает цирк, добывает денег, учится на летчика под руководством возлюбленной, взлетает, собственно парит, затем наблюдает, как любимая разбивается вместе с аэропланом о землю, после чего кидается к ней и фактически добивает, поднимая на руки и пытаясь куда-то нести. Чуть позже экс-чемпион мира по борьбе разбивает свой аэроплан и возвращается в цирк. Волжского богатыря изображают влюбленным психопатом. Параллельно и очень ненавязчиво развивается антивоенная тема, что приятно, но несколько неуместно.
Раймонда де Ларош, актриса, первая женщина, которой выдали удостоверение пилота, рекордсмен, действительно существовала и на самом деле приезжала в Россию, выступала с полётами в Санкт-Петербурге. Разбивалась в авиакатастрофах и на автомобиле (вместе с человеком, научившим её летать, — Шарлем Вуазеном). Погибла, будучи пассажиркой самолета. Видимо, это обстоятельство и заставило сценариста перекрестить Раймонду в Клотильду де Ларош, авто заменить аэропланом, и уж потом разбить женщину-авиатора вместе с летательным аппаратом.
Иван Заикин, чемпион России по тяжелой атлетике, поднимавший якорь весом в 400 кг, борец, ученик Поддубного, чемпион мира по французской борьбе, поражавший всех безумной храбростью, действительно был одним из первых русских лётчиков. Авиацией заинтересовался после наблюдений за неудачным полетом женщины-авиатора в Одессе.
«Борьбу я знаю, а авиация дело новое, героическое» (Заикин И. М., В воздухе и на арене. Воспоминания). Разносторонний человек, дружил с Куприным, Горьким, Шаляпиным, Блоком, Алексеем Толстым, Каменским… Собственно, полёты Заикина прекратились из-за желания литератора Куприна подняться в воздух. Аэроплан разбился от перегрузки. Заикин героически отвернул падающий летательный аппарат в сторону от зрительской. И пилот, и пассажир чудом остались живы. Письмо Куприна о происшествии напечатали «Одесские ведомости». Вот из чего был сделан сценарий.
«Воздухоплаватель» поражает актёрским составом — это лучшие имена семидесятых. Актёры играют, особо не выходя из образов, знакомых нам по другим, более часто демонстрируемым фильмам. И временами кажется, что видишь кадры из «Неуловимых мстителей» (1966), «Интервенции"(1968), «Опасных гастролей» (1969), «Бумбараша» (1971). А такие герои, как Федька Бык из «Зелёного фургона» (1983), Мерзляев из ленты «О бедном гусаре» (1980) и даже Хоботов из «Покровских ворот» (1982) почти неизменными проследовали в указанные ленты из «Воздухоплавателя» — разве что стали постарше.
Но, несмотря ни на что, прекрасно, что фильм выжил и что любой может посмотреть его и подумать о героических легендарных романтиках, о покорителях небес.
Любава Малышева, Понравилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любава Малышева, написано толково и неравнодушно. Одна досадная шероховатость - ну почему Вы так упорно называете самолет планером?
0 Ответить
Олег Лаврентьев, спасибо, поправили. Аэроплан, конечно.
0 Ответить
Циничное, бестрепетное искажение первоисточника невыносимо.Самой удачной экранизацией я считаю "Собачье сердце". М.б. это даже тот случай, когда копия лучше оригинала.
Мне кажется, что сценарии сейчас вооще перестали писать, снимают по ходу, "в рабочем порядке", как у Н.Михалкова.
Кто-нибудь может назвать лучшую жанровую, "человеческую" кинокартину за последние 10 лет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить