Но «прирожденными православными» считают себя многие другие, среди которых есть и Богу не верящие, и убежденные, что золотые купола — это что-то вроде русской национальной «духовной матрешки». В представлениях таковых православие — нечто, вроде извечной идеологии «борьбы за справедливость», принимающей обличье то низкопоклонства, то бунта. Некоторые считают даже, что Иисус «был русским», и вот за это его и «распяли жиды». Впрочем, мало ли кто что считает, и мало ли у нас подобных странностей в чьих-то глазах со стороны, как и у любого другого народа.
Заодно пришлось упомянуть и о том, что на версии «этнического православия» все последовательнее настаивает официальная православная церковь, каковой нынешняя власть признает лишь юрисдикцию Московской патриархии. Когда мой собеседник просмотрел позже несколько публикаций с выступлениями церковных лидеров и чиновников этого ведомства, вопрос о том, кто из нас «свалился с Луны», уже не возникал. Потому что фраза Легойды, например, о том, что «согласно имеющимся данным, в Москве один действующий храм приходится на 40 тысяч этнически православных жителей», русского канадца сначала умилила, потом заставила выпучить глаза, а затем, по мере осмысления прочитанного, повергла в печальные раздумья…
Для большинства россиян не то чтобы задумываться, но и внимание обращать на подобные признаки собственной религиозности совсем не свойственно. Тем временем, сама эта религиозность продолжает усугубляться в своем своеобразии. Впрочем, представление о христианстве, как о приватизированной «нашей вере» существует настолько давно, что о происхождении этого тоже никто особо не задумывается. Как не задумываются, собственно, и о том, что такое православие, основы которого, кстати, редко кто способен сформулировать даже для себя. В результате «наша вера» так и остается чем-то неуловимым, впитавшим в себя столь несовместимые явления, как «церковный диссидент» 14-го века Сергий Радонежский, брезгливость к иноверцам, неприязнь к христианам других конфессий, «святость» маршала Жукова с Григорием Распутиным. А заодно и духовная стойкость истребленных тоталитарным режимом новомучеников, имя которых используется сегодня в интересах реванша к убившему их тоталитаризму.
Понятно, что в этом обнаружить следы христианства проблематично. Если искать здесь признаки «инквизиции», «симфонии», национального «мифа», «комплекса» или «шовинизма» — да, сколько угодно. Но христианства нет. Как, кстати, нет и язычества, на которое, имея о нем крайне вульгарное представление, списывает возникновение многих своих проблем официальный церковно-государственный клерикализм.
Покопавшись в энциклопедических формулировках, любой мало-мальски сведущий сторонник идеологической клерикализации мог бы убедиться в том, что даже в его оправданиях его собственной правоты присутствует абсурдность. Признавая исключительность православия, как единственно верной апостольской традиции, проистекающей от самого Христа, говорить о какой-либо «этничности» такой религии — значит, отрицать саму суть христианства. Суть евангельского учения, предложенного всем и вся, не признает никаких границ и не требует никаких искусственных форм.
В этом отношении христианство и в самом деле можно считать на данный момент истории явлением уникальным: только это учение — в отличие от других, авраамических и от церковных доктрин, — продемонстрировало способность ассимилироваться с любыми культурами, от архаики афро-христианства до суперсовременных эзотерических НРД. На этом фоне попытка любой относящейся к христианству конфессии приватизировать «всю полноту Истины» в границах своей традиционной формы выглядит нелепо. Понятно, что распространение таких границ на весь окружающий мир представляет собой еще большую иллюзию…
Низведение одной из самых ясных мировых религий до местечковой идеологии в интересах сиюминутного политического удобства религиозные люди иногда называют преступлением против Бога — «кощунством», или «хулой». Но не поворачивается язык назвать преступлением то, что с той же религиозной точки зрения выглядит безумием, а со стороны — глупостью. Стоит взглянуть на клерикализацию с предоставлением Христа для обслуживания нужд кесаря в таком ракурсе, как очень многое расставляется по местам.
В первую очередь, становится понятной причина интеллектуальной и моральной деградации определенной части нашей публики, степень которой продолжает усугубляться. При этом нет особой разницы, как люди представляют себе то Высшее, с которым не стоит шутить — Господом Богом или Высшей Целесообразностью. Потому что, прежде всего, Оно одинаково эффективно лишает разума тех, кто преступает некую черту.
Не менее понятным становится и возникновение новых рисков во всех других сферах нашей жизни. Ведь инфекция безумия распространяется не избирательно, и недуг поражает представителей всех социальных групп. Отсюда и берутся «ученые», всерьез говорящие о том, что «нащупали Бога», или государственные мыслители, искренне убежденные в панацее аналогичного былому рейху «Русского мира». Отсюда же «родом» и псевдоверующие, стоящие насмерть на позициях ненависти ко всему «неправославному» или не зараженному еще одержимостью клерикализации.
Когда исполненный то ли праведного гнева, то ли аппаратного лукавства священнослужитель призывает народ крушить памятники Ленину, подчеркивая свою неприязнь к несчастному с христианской-то точки зрения большевистскому вождю, то объяснить это можно. Причем можно даже оправдать — политической нуждой, косным страхом перед враждебным символом, психическим расстройством или чем-то еще. Но никакого христианства или даже банальной умудренности жизненного опыта в этом, конечно, нет. Создается впечатление, что под сединами или статусными регалиями подобных «духовных лидеров» скрываются истеричные подростки, мучимые проблемами неудовлетворенных амбиций периода затянувшегося пубертата.
Но что может доводить людей до такого остервенения, когда неприкрытая ненависть к чему-либо искренне ощущается ими одним из проявлений достоинства? При этом она абсолютно одинакова у иных «верующих» — к Ленину, к иноверцам, к иноплеменникам или сексуальным меньшинствам. Люди искренне не замечают, что таким образом их подводят к более глобальной ненависти, объектами которой не впервые могут стать целые нации и государства.
В середине прошлого века похожим образом уже теряли голову те, чей больной рассудок опирался на собственную классовую или национальную исключительность. Сегодня для нее предлагается новая основа — идея этнического псевдоправославия.
идея этнического псевдоправославия
Платон Прохоров, общество как нас учили, развивается по спирали и не удивительно, что история вновь повторяется но в несколько ином качестве.
Для тех же православных, кто искренне верит в Бога, все о чем Вы написали не имеет никакого значения.
0 Ответить
Василиса гребенькова, - я бы сказал чуть иначе: для веры - не имеет... как, впрочем, и ничто иное из происходящего в религиозных организациях. Для людей, независимо от того, присущ им дар веры или нет, имеет наверняка.
0 Ответить
Платон Прохоров, понятно что идет борьба за умы людей и привлечение новых сторонников в свои ряды. Только мне лично это все не интересно. Если я зашла в православную церковь, я не думаю о тонких материях, а начинаю молиться Богу.
0 Ответить
Василиса гребенькова, - по-моему, как верующий человек, Вы делаете абсолютно правильно. Думаю, не Вы одна - те, кто созвучен тому же отношению, и составляют Церковь, которую "врата адовы ... итд".
Что же касается иного, "земного" аспекта, то речь идет не об Этой Церкви, а о деятельности "религиозной организации". Где в силу вступают иные критерии - не духовные и религиозные, а этические, моральные, правовые...
0 Ответить
Платон Прохоров, замечательно, разумно, логично. И с душой.
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана С, - ... душа, откровенно говоря, при виде происходящего и в самом деле болит. Тем не менее, очень отрадно получить подтверждение, что люди это видят, понимают. И начинают отдавать себе отчет в том, что сие способно повлечь.
Спасибо Вам, Оксана, и всем остальным читателям за такую внимательность
С уважением PP
0 Ответить
Платон Прохоров, довольно серьезная статья, приоткрывающая смысл высказываний и причины поведения тех или иных функционеров РПЦ. И совсем вопрос на поверхности: может ли , в частности, РПЦ быть МОНОПОЛЬНОЙ верой в других странах и как это соотносится с интересами этих стран. Речь не о вере, а о конфессии, как было замечено в статье.
Правда, в силу специфики тематики (или моих мозгов) пришлось перечитать статью несколько раз.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Раз есть ваша статья, значит всё таки трезвомыслие побеждает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, да
Когда я начинаю сомневаться или на меня начинают давить, читаю это замечательное высказывание:
Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему".\ © Гаутама Будда, 400 г. до нашей эpы
0 Ответить
Платон Прохоров, статья замечательная!Согласна с Вами на все 100% ! В основном персонал в ЗАО РПЦ очень далек от учения Христа. Хотя встречаются и последователи
0 Ответить
О да, согласна: христианства как учения Христа в большинстве современных церквей (и конфессий) вообще немного. А уж РПЦ здесь в первых рядах со своими нетерпимостью, политизированностью, жадностью до материальных благ и убежденностью в собственной непогрешимости.
Оценка статьи: 5
0 Ответить