Александра Сергиенко Профессионал

Нужна ли классика современным школьникам? (Вопросы без ответов)

Попробуем отодвинуть в сторону эмоции. И для начала узнаем мнение самих школьников. Причем не какой-нибудь обыкновенной общеобразовательной школы, а достаточно престижной, для одаренных детей. Разрешите, я это мнение буду комментировать, не называя, однако, конкретных имен и фамилий. Вряд ли я расставлю все точки в данном вопросе. Скорее, вопросов появится еще больше. Но ведь кто никогда не спрашивает, тот никогда не получает ответа?

Великий ШЕстОкович?
«По сути дела, классика — это прекрасное, естественное, — пишет одна 10-классница. — Недавно была гостиная, посвященная музыке Шестоковича. У нас в школе мало кто слушает музыку классическую, уже не говоря о Шестоковиче. Я и сама не знаю четкого определения, что такое классика. Но я знаю, что она собой представляет…» — стоит ли продолжать цитировать? Самое грустное, что фамилия композитора ШОСТАКОВИЧ…

«Унца-унца» вместо Баха?
«Не знаю в своем ближайшем окружении человека, у которого бы в плейлисте было хотя бы одно классическое произведение. Это, конечно, очень грустно, но ничего с этим поделать нельзя, потому что поменялись принципы, вообще моральные устои общества, прошло очень много лет, и я считаю, что классика сейчас не актуальна. Зачем идти на концерт классической музыки, когда можно сходит в клуб, просто потусить с друзьями?..» — все это звучит примерно так же, как «зачем пачкать руки свеклой, когда есть заправка для борща в удобном пакетике». Что же Вы, милая девушка, сравниваете несравнимые вещи! Никто ведь не пытается заменить походы на дискотеку прослушиванием Баха. Разная музыка служит разным целям. Это ведь хорошо! Но согласиться с Вашим высказыванием о том, что «даже те, кто слушает классику, никому об этом не говорят, потому что все будут тупо с этого человека орать…», простите, не могу. Смех по этому поводу характеризует, прежде всего, того, кто смеется. Или не так?

А классика ли это?
«Разве музыку Nirvana нельзя считать классикой? Ведь есть все составляющие: альбомы продались миллионными тиражами, они известны на весь мир, а Курт и вовсе умер!» — думаю, можно согласиться с такой постановкой вопроса. Я даже не поленилась заглянуть в словарь Ожегова, дабы не быть голословной: «Классик — выдающийся, образцовый, общепризнанный прогрессивный деятель науки, искусства, литературы». Как есть Кобейн! Выдающийся? Более чем! Образцовый и прогрессивный? Ну, как бы там ни было, а гранж — его детище. Общепризнанный? Попробуй не признай! Вот и говорим мы, что Nirvana — классика гранжа. Только ярые фанаты Кобейна (Леннона, Кабалье или Кадышевой), отвергающие всю остальную музыку (даже не важно, классика это или нет), — выглядят глухими и слепыми. Не пойму, зачем сознательно сужать свой кругозор и утверждать, что в мире есть только один цвет (черный, белый, фиолетовый), и лишать себя миллионов оттенков!

Оно мне надо? Думать вредно!
«Классика — это то, что досталось нам от наших гениальных предков, которые хотели передать нам свои познания о мире и обществе. Ведь в каждом классическом произведении, будь оно музыкальное или литературное, заложен некий особый смысл…» — по-моему, в этих словах есть огромная доля истины. В частности, что касается «некого особого смысла». Конечно, не всегда есть настроение до него докапываться: усталость, проблемы, хочется просто отдохнуть, расслабиться и ни о чем не думать. Но «ни о чем не думать» — вредная привычка. Никто не сказал, что будет легко читать между строк, слышать между нот и чувствовать еле уловимые порывы души в игре света и тени. Просто это другой уровень эстетического удовольствия, выше привычного «нравится — не нравится». Стало быть, не каждому под силу его достичь? Думайте сами, решайте сами…

Виноват учитель?
«Не знаю как вы, а я при слове „классика“ сразу вспоминаю произведения Баха и Бетховена, нашу школу, форму с пресловутыми синими пиджаками, да ещё Пушкина с Лермонтовым. У моего поколения всё вышеперечисленное ассоциируется с неимоверной скукой и словом „надо“. Не нравится, а НАДО. Надо учить стихи, ходить в пиджаке, любить и уважать старинных и покрытых пылью композиторов. А правильно ли это?» — конечно, неправильно! Все, что насаждается силой, вызывает совершенно естественный протест. Вспоминаю, как в школе мы изучали несчастное «Слово о полку Игореве» и в курсе украинской литературы, и в курсе русской. Но своими детскими мозгами мало кто осознавал, в чем, собственно, вся соль. Прозрение ко мне пришло на занятиях в университете. Лекции педагога были такие увлекательные, произведение разбиралось по слову, стал понятен смысл каждой буквы! И даже гордость проснулась за нас, славян таких гениальных!.. А Вы говорите, «пылью покрыто»…

О! Предвижу ехидный вопросик мне лично! А есть ли в моем плейлисте классика? Нет. Слушаю ли я ее регулярно? Нет. И в ее тонкостях слабо разбираюсь! Сама люблю старый добрый рок, а еще немного попсы и джаза. Но, если есть возможность сходить на концерт в филармонию, я ее стараюсь не упускать. И дело не в моде, не в стереотипах, не в надуманных принципах. Почему-то есть такая душевная потребность. Но, тем не менее, прав тот, кто говорит, что для классики нужно особое настроение. Дома не будет нужного эффекта от этой музыки, какой бы ни была аудиосистема. Это музыка «живых» инструментов.

Обидно только бывает, когда ведущая просит зал отключить мобильные телефоны. А еще обидней, если все-таки какой-нибудь модный ринг-тон врывается в сознание как раз в тот момент, когда душа робко начинает раскрываться для прекрасного, разумного, вечного…

Обновлено 5.04.2007
Статья размещена на сайте 28.03.2007

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статье уже год, но не могу не прокомментировать.
    Я слушаю разную музыку, при этом ненавижу пустую и глупую: всю эту современную попсу (тра-ля-ля, как весело). Отдаю предпочтение я року и готике. Но я также люблю слушать классическую музыку: иногда просто как фон, чтобы отдохнуть, а иногда специально включаю свои любимые произведения, чтобы вдумчиво послушать и получить удовольствие. Я учусь в 10-ом классе. Но к сожалению, должна сказать, что я - надеюсь! - резко отличаюсь от своих сверстников. У нас мало общего, и я даже не преувеличу, если скажу, что я специально стараюсь от них отличаться, ибо подражать им не в чем

  • Каждому - свое!!! Это незыблемый закон индивидуальности...но и каждому времени - "свои музыки"...конвеер времени проходит скозь пространство и события...все и ежесекундно и всегда ИЗМЕНЯЕТСЯ и поэтому КЛАССИКА через еще 100-200 лет совсем уйдет в туман прошлого...будет "со временная" ( СО ВРЕМЕНЕМ СВОИМ) классика.
    Я сам уже не молод и люблю классические произведения только по их приятности звучания для МЕНЯ: например - Болеро или Времена года (весна в особенности) ,симфония звуков Шостаковича ( ведь это мелодия ЕГО ДУШИ И В ТОТ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, который уже давно прошел, это его душепотрясительные эмоции вложены в симфонию, это его события того времени отражены в звуке...) меня почти не трогает - да звучит что-то трагическое, величественное, но т.к. я далеко не такой психически неуравновешенный, как Шостакович, то и каскады его звуков меня мало трогают. Истинно честно и откровенно.

  • Александра, с искренним удовольствием прочитала Вашу статью - яркая такая. сочная. Спасибо. - И пятерочку тож примите
    Когда у моей дочки начались фишки с противопоставлением классики и современности, она заявила со всей решительностью, на которую была способноа, что классика - чушь, никому не нужная, кроме стариков и, довольная произведенным эффектом, ушла к себе в комнату... напевая арию Кармен из одноименной оперы. Я потом долго смеялась потихоньку Она у меня и во владенчестве, и еще раньше на классике и народной музыке жила.

    Оценка статьи: 5

  • Я слушаю классику, поскольку это определяет мой имидж. Я консервативен в своих вкусах, очень придирчив к стилю, большой эстет, и мне ближе вкусы, господствовавшие 50, 100, 20 лет назад, нежели те, что выражает большинство моих сверстников. Классическая музыка - своего рода атрибут некой элитарности, а я желаю выделиться и подняться над толпой нынешней молодёжи, слушающей попсу и блатняк.

    • Имидж - ничто! Жажда - все!!!
      К чему это я? Ой, да к тому, что слушать классику только для того, чтобы "выделиться и подняться над толпой нынешней молодёжи" - это просто понт, уж простите меня! Все равно что носить дорогую, крутой марки, но неудобную обувь - жмет и трет, зато понту!..
      Музыка - это состояние души, это радость или печаль жизни. Но если к ней относиться как к подчеркиванию статуса, то... тут и не пахнет любовью к ней!
      ПРости еще раз за резкость!

      Оценка статьи: 5

      • Резкость - ничто, музыка - все!
        Да я и не против. Богатые и знамениты любят ходиь на заезжих знаменитостей, переплачивают огромные деньги, лишь бы показаться друг дружке. А заезжая толстая испанка и петь-то уже не может совсем, ан нет. Валом народ валит.

    • Н-да. Если сходить на обычный концерт классической музыки, то странная там элита обнаруживается - пенсионеры, одетые явно не с иглы.
      Но, конечно, если сходить на Мацуева, то да. Пенсионеру билетик в три-пять штук не по силам.

  • Интересный вопрос

    Вопрос в статье поставлен интересный. Меня самого волнует, кому же нужна классика. Для справки, формально, классика - музыка периода с конца 18 до середины 19 века. Бах еще не классика, например, хотя в музшколах, вроде, изучают.
    Судя по тому, что в залах мало молодежи, им классика не нужна. Но, молодежь, все-таки, есть. И это радует. На некоторые концерты билеты не достать. Надо покупать заранее. А учится в консерватории, как ни странно молодежь. Так что, каждому свое. В 19 веке эта самая классическая музыка тоже было доступна только избранным. Простой народ удовлетворялся чем-нибудь попроще.
    Еще одно замечание. Сам я учился долго и упорно в музыкальной школе. Там у меня старательно отбивали от музыки охоту. Почему не знаю. Но у некоторых знакомых с детьми поступают также. Что уж говорить об общеобразовательных школах.

  • Почему же, Александра Владимировна, вы не похвалили наш лицей, в котором многие дети и подростки любят классику и в которой есть даже урок специальный для изучения классической музыки? И как же все-таки считаете вы: "Нужна ли классика современным школьникам?"

    • Тома Предмет-то есть, но вопрос в том, насколько это интересно именно детям и нам самим. Я думаю, что надо знакомиться с классикой, а уж выбирать то, что нравится, - это дело каждого из нас.

      Оценка статьи: 5

  • Сам слушаю рок почти во всех его проявлениях Иногда слушаю классику, но уж очень трудно её воспринимать на колонках Разве можно это сравнить с огромным залом который заливаеться музыкой, и старыми хриплыми колонками? Конечно нет. Так что нет ни чего удивительного, что молодёжи не интересна классическая музыка. Это должно приходить с возрастом, или с воспитанием. А принуждать я думаю не стоит детей, если они слушают какую нить лажу... И считают это верхом творения, то врятли "авторитет" учитиля способен будет его убедить в обратном.
    Но не только это может прийти с возрастом. В какой то мере это ещё зависит от достатка человека, и от его окружения.
    Статья взяла за душу и стало немного грустно... Но блин наши родители думали так же о нас, что мы испорченое поколение А вроде не таким уж и плохим я вырос... (Надеюсь) Так что надо дать шанс подросткам самим разобраться в себе а не решать за них. Спасибо всем за внимания

    Оценка статьи: 5

    • Нет, ни в коем случае не решать за них... Просто показать многообразие вариантов для познания))) То есть - "Да, то, что ты говоришь - так, но ведь есть еще и это, и это, и это!"...
      ... А по статье? - так ведь сказано - вопросы без ответов... Цель была - себя и вас расшевелить! И я рада такому количеству разных комментариев! Значит, люди у нас все-таки не равнодушные! Это самое главное!

      Оценка статьи: 5

  • классика нужна безусловно, но вот только есть масса вопросов к тому, как ее преподавать (я уже не говорю о кратком переложении литературы). тут многое зависит от учителя, ну и от родителей тоже. ведь если ребенок не любит читать, то ты ему хоть занимательный роман подложи, хоть Пушкина - ему все одно неинтересно...

    раскладывая по периодам на 20-19-18 века могу сказать, что 20 усваивается и воспринимается значительно лучше, потому как оно ближе, из 18 века выбирают классическое, но не занимательное (уже в институте открыла для себя баснописца Крылова как автора замечательной комедии). Началом русской литературы вообще пренебрегают и галопом по европам, а там много чего интересного и не всегда житийно-религиозного попадается

    Оценка статьи: 4

  • конечно, дело еще и в учителях,но...
    мне кажется, надо с семьи начинать, ведь все воспитание - именно там.
    если дома балдеют от зековского"шансона" и матерятся под водку... неужели ребенок познает тягу к Моцарту? да он просто может не узнать такой фамилии за всю свою жизнь!
    грустно, товарищи.

    • Да! И еще вопрос в том, как привить ребенку тягу к познанию!.. Ведь вопрос познания классикой не ограничивается... Сейчас я наблюдаю абсолютно равнодушное поколение школьников в большинстве своем (к счастью, не все попадают в эту категорию, но все же...)

      Оценка статьи: 5

  • Я считаю, что помнить классику необходимо, это часть нашей истории... Другой вопрос, как объяснить правильно это школьникам, чтоб не заставлять, а помочь относится к классической литературе с уважением.

  • Все не так страшно, как это малюют. Классика не истукан, которым НАДО восхищаться. Она живая и меняется вместе с нами. То, что школа небогата талантливыми учителями, так это было всегда. Вспомните классику. И раньше вбивали на уроках тексты и прививали неприятие к изучаемому. До классики нужно дозреть. И если не навязывать, а увлекаться самому и увлекать ею молодежь, то все встанет на свои места.

    • Проблема не в классике, а в том, как ее преподают в школе. И дело даже не в отсутствии талантливых учителей, а в самой школьной программе. Остается уповать на то, что все же появится в министерстве образования толковый методист и откорректирует ее. А пока учителя по мере сил и возможностей стараются если не привить любовь, то хотя бы познакомить своих воспитанников с классикой, создать этакий "задел на будущее". Когда-нибудь кто-нибудь из них "дозреет" до классики.Во всяком случае, я надеялась на это в бытность свою учителем. Иногда "дозревали" у меня на глазах, и это было приятно

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 апреля 2007 в 11:06

        Да, но знакомство учеников с классикой порой происходит так - учительница приносит старенький магнитофончик, включает что-нибудь доступное эстетическому пониманию школьников, типа "Лунной сонаты" и надеется, что кому-то понравится. Мне всегда было неловко на таких уроках и хотелось домой, "заесть" ощущение качественным звуком... Правда, пластинки затирались до треска... Как хорошо сейчас, при компьютерах... И когда в одной комнате звучит классика, то даже сквозь стрелялки в другой ребенок ее слышит и не возражает, что характерно...

  • Самое главное - как подать классику! Можно привить любовь, но легче просто отторжение. Важно учитывать возраст, культурный уровень, правильно выбрать момент.
    Никогда не любила "школьного" Маяковского, пока на конценте не услышала его любовную лирику в исполнении Игоря Кваши.
    А "Виртуозы Москвы"! Разьве можно не полюбить классическую музыку в их исполнении!

    • Приятно встретить единомышленника))...
      Абсолютно с Вами согласна. Единственное, хочется добавить - еще важно расширять свой кругозор, что иметь возможность сравнивать и оценивать. Чем больше мы знаем, тем мы духовно богаче... Вот вы сравнили "школьного" Маяковского и того, другого, в исполнении Кваши - сравнили и что-то осознали, что-то для себя вынесли, в чем-то стали богаче!...
      ... Эх! А я Маяковского полюбила после Александра Градского...Как это в принципе можно спеть!!!!

      Оценка статьи: 5

  • А для чего вообще нужна литература в школе?

    Классика - это сливки прошлого. Яркие представители того, чего читали и слушали в прошлом, как раз и стали для нас классикой. Очевидно и теперешние вещи тоже когда-то станут классикой.
    Нужна ли классика современным людям, для развития кругозора - да, необходима для жизни - нет.

    Относительно школьного образования, классика применима разве что к литературе и музыке. Давать детям классическую физику или биологию? Нет, это просто невозможно себе представить. Естественным наукам классика не нунжна.

    Классическая литература? Да, есть такая. Но с другой стороны, что это за предмет такой - Литература? Безуспешная попытка объединить в одном: чтение, риторику, этику, грамматику и еще...? И вообще, так ли она нужна нашим детям? Спросите своего ребенка сами...

    • Что значит - не давать классическую физику?)) А ньютоновские законы - это что? А как, не понимая классической, ньютоновской механики, изучать ту же квантовую?)))
      ....
      По большому счету, в статье речь даже не о том, нужна ли нам классика... Вопрос получился еще шире. Насколько мы открыты для познания вообще?... Я же говорю - отвергать что-то слепо и рьяно, по-моему, не есть разумно... С той же классикой - то же самое....

      Оценка статьи: 5

  • покощунствую

    После современных электроинструментов классические виолончели, скрипки и колокольчики звучат бледно и тускло. Когда-то "Картинки с выставки" в исполнении Эмерсона пользовались бешеной популярностью. Может, адаптировать классику к электроинструментам? Ведь перешли же когда-то от клавесинов на фортепиано...

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 апреля 2007 в 11:09

      Уже адаптировали все, что можно, выпускают целые серии "Классика в современной обработке". Это отдельная музыка.
      Виолончель и скрипка - не могут звучать тускло... Они живые...

  • И не только современным, в наше время она тоже была не в фаворе И далеко не каждый взрослый, хоть с тремя высшими образованиями, способен в ней НУЖДАТЬСЯ У каждой музыки есть своя аудитория, и она определяется не возрастным, образовательным или половым признаком, это благоприобретенная жизненная потребность души (или не приобретенная). Поэтому я бы не акцентировала вопрос на школьниках, не обостряла конфликт "отцов и детей" если мы и сами не определились в своём отношении к классике. А за тему и корректность изложения - пять!

    Оценка статьи: 5

  • Помню,когда училась в школе, то, наверное, как многие (но не все!) некоторые вещи воспринимала как НАДО, а со временем (и это нормально!), начинаешь воспринимать по-другому, ты понимаешь, что к чему, осознаешь, проникаешься и понимаешь, что тебе это нужно, душа просит, и ты уже не можешь по-другому...А в детстве, в школьные годы, бывает сложно многое именно понимать Статья понравилась.Ставлю 5!

  • "Мой дядя, падла, вор в законе..." (Е. Онегин в переводе на блатной букварь). Дальеш - больше, пистьмо Татьяны стыдно приводить в пример...

    Оценка статьи: 5

  • Дашь классику!!!
    Не скажу, что отношусь у ней очень лояльно, и больше половины классическкой литературы считаю несколько нудной и направленной на определенный возраст и характер. А классическая музыка при прослушивании больше пяти часов уже начинает сильно раздражать.

    Тем не менее, с удовольствием и читаю классиков, а в последнее время концерты Рок-музыкантов чередую с походами в Консерваторию или Театр. И в плейлисте у меня забит "Полет Валькирии" Вагнера и "Лакримоза" Моцарта. Это все приходит с возрастом и отчасти зависит от окружения.

    За идею статьи 5 баллов! Хотя она больше похожа на некоторую художественную зарисовку.

    Оценка статьи: 5

  • Да, современным школьникам ни классическая музыка не интересна, ни классическая литература. Не то что бы они это не понимают, они этого и не стараются понять.

  • еще одна отличная статья

    Спасибо, что так хорошо и правильно пишите. В нашем полку прибыло.