Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки.
Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.
А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России — здесь ситуация намного хуже.
Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».
Небольшая справка: Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уайльда в одноименном фильме 1997 года, кто-то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы.
Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык. Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.
Те, кто решит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением — музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.
Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что — у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала — откуда?
Музыка — ровесница человечества
Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?
Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.
Находки археологов — тоже большая тема для исследований. Каменные плиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива — струна), флейты из костей и рогов различных животных — это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.
Предполагается, что очень рано сложились и первые песни первобытного общества: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.
И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.
Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец — это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.
Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном — мелодии минорные (если кто помнит, минор — это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.
Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.
Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа — почему так происходит.
Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение — отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.
Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития — и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.
О музыке древних цивилизаций можно будет прочитать в следующий раз. А в комментариях можно послушать песни африканских племен и горловое пение.
Мне нравится решение руководства журнала публиковать статьи, написанные давно-давно. С удовольствием читаю Галю Константинову, в частности, о музыке. Музыка звучит уже в словах, в тексте...
1 Ответить
Любовь Дубинкина, спасибо большое, я тронута.
0 Ответить
В одну статью все не поместишь, так что спрошу здесь. Что Вам известно о варганах и соответствующей музыке? Я знаю, что это чуть ли не самый древний инструмент. Распространен был еще во времена шаманов. Сейчас есть мастера-варганавты, вроде Надишаны. А еще обычно варган играет на одной ноте, но почему-то очень разнообразно получается. За счет чего? Длительности, обертонов или как?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александра, варган – очень интересный инструмент и работает по принципу обертонового звукоряда – то есть по законам физики. У него много названий, с этим долго разбираться. Там действительно звук только один – то есть на одной высоте, а движением губ и колебанием воздуха где-то там, в связках достигаются обертоны, которые и «творят» мелодию. НАдо поискать, у меня были фотографии подобных инструментов.
Одним словом, я не самый большой спец в этом вопросе. Но хорошо отношусь, даже очень. ))Я вообще заведомо хорошо отношусь почти ко всему, за исключением одного. И к западной музыке, о которой пишу, и к музыке восточных традиций, о которой еще не писала. И к «домашней» гитаре, и к народной музыке (которой нет), и к городской музыке, и к джазу. Ко всему, что живое и настоящее. И даже к эстраде бы нормально относилась, если бы она не выродилась в шабаш и мертвечину под названием российская попса.
2 Ответить
Галя Константинова, как всегда отличная статья! Прочла с огромным интересом и удовольствием. Спасибо!!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Иванова, Вам спасибо
0 Ответить
Галя Константинова, даже Вселенная звучит музыкой. Интересная тема.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Решетняк, по Пифагору - да.
Спасибо.
0 Ответить
Галя Константинова, детки лет до 6-7 любят напевать от полноты сердца сои собственные мотивы, и мотивы эти всегда в мажоре. Наблюдения за собой: если раньше мои "мурлыкания", даже в веселую минуту, как правило, были минорными, то по мере взросления, определенной работы со своими мыслями и чувствами, как-то незаметно перешли в мажор.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересное наблюдение. Я не могу поделиться ничем подобным.
Но Вы знаете, мажор-минор - понятия сравнительно недавние, до этого было все по-другому. Корректно можно говорить только об интонациях. Это что касается истории. А вот что касается психологии детей и их восприятия - очень итересно. Не обращала внимания, а жаль. В любом случае, это предполагает новую и очень перспективную в плане исследований тему.
0 Ответить
Галя Константинова, Покопалась в памяти - да, о молодости мажор-минор что-то слышала. Что касается детишек, в студенческие годы я подрабатывала летом в детском саду на выезде, так что материала для наблюдений хватало. Было это очень давно, в начале 70-х, сад ведомственный. В том детсаду дети пели, вот ей-Богу!
Да и мои собственные мальчишки вслед за мной тоже выдавали вокальное сопровождение жизни, всегда в мажорной интонации в отличие от меня. Статья отличная! Спасибо! Вместе с соседкой слушали и танцевали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана, да Вам огромное спасибо. А темой Вы меня озадачили.
читать дальше →
0 Ответить
Галя Константинова, это вам спасибо! Ваше одобрение дорогого стОит.Рада, что Вы озадачились, значит, бум ждать новую статью!Ой, я такоооой чайник, даже смайлик не умею пока послать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить