В самые архаичные времена признавали магическую роль музыки. Например, на острове Крит была хоровая песня пеан, ее считали целительной (Пеаном звали врача всех богов, Пеан был также одним из эпитетов Аполлона).
Пение было тесно связано с прорицанием. Прорицания давались музыкально — так было «убедительнее». Музыкой была наполнена природа, с музыкой были связаны мифологические существа (тритоны трубили в раковину, сирены пели, завлекая моряков на верную погибель).
Музыка входила в обязательное образование граждан, развивалась теория и философия, проводились состязания певцов (самые почетные — Пифийские игры). Ни одно дело без песни не обходилось, начиная с застолья, свадьбы («О, Гименей»), кончая войнами (вооруженный муж нуждался в песне) и лечением болезней.
К дошедшим до нас сведениям об известных древнегреческих музыкантах следует добавить Тиртея (VII в. до н. э., афинянин, специально посланный в Спарту воодушевить спартанцев военными песнями), Фалета (VII в. до н. э.) — критского философа (спас своими песнями Спарту от смуты, а также, по преданию, музыкой исцелил от чумы целый город).
Музыкантов-певцов в античности было много, и роль они играли огромную. Передавались древние песни изустно, впоследствии греки записывали звуки при помощи букв. А слово «гамма» — от греческой буквы «гамма» (Γ, γ).
Музы
Слово «лирика» происходит от слова «лира» (музыкальный инструмент). Слово «музыка» (а также слово «музей») — от слова «музы».
Музы — богини, покровительницы искусств и наук. Музы претерпевали изменения, но многим могут быть знакомы имена: Талия, Терпсихора или Клио.
Аполлон
Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги
Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем
Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона,
Пением Муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом.
Гомер, «Илиада»
У древних греков существовало неразрывное единение слова, музыки и танца, поэтому музы часто «взаимопересекающиеся». А руководил музами, естественно, бог по имени Аполлон, сын Зевса. Его рождение провозгласили лебеди, воспев его нелебединой песней. То есть уже было давным-давно известно, что лебеди сначала поют лебединую (то есть последнюю) песню, затем — умирают. А те лебеди и не подумали умирать, они спели «нелебединую» лебединую песню, и родился Аполлон.
У Аполлона было много функций и много эпитетов, один из важнейших — руководитель муз: Музагет или Мусагет. Священным деревом муз считался лавр, отсюда лавровый венок, которым награждали победителей. У Игоря Стравинского есть балет «Аполлон Мусагет», сюжет — о рождении Аполлона и его первом знакомстве с музами.
Имя Аполлон плавно перешло в космическую эру (серия американских космических кораблей), стало смешливо-нарицательным для «красивого мужчины», часто упоминается в литературе:
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Н. Некрасов «Железная дорога»
Трагедия
Свершилось страшное…
Еврипид, трагедия «Орест»
Если открыть книги величайших трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, можно встретить важнейшее «действующее лицо» — хор. Хор представлял народ, комментировал происходящее, выражая общую мораль того времени. И выражал он это не только словесно, но и музыкально. Это было или пение, или мелодекламация.
Сама трагедия выросла из культа бога Диониса (он же в латинском варианте — Бахус) и буквально переводится как «песнь козлов». Козел — важнейший «участник» культа бога Диониса.
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл.
К. Г. Юнг, «Психологические типы»
Гармония сфер
Если умышленно упростить то, что нужно сказать, получится следующее. Существовало два подхода к музыке. В одном преобладало мистическое или магическое начало, в другом — идейное.
Пифагор (570−490 гг. до н. э) известен не только по своей теореме, которую многие помнят по урокам геометрии в школе. Знаменитый математик, мистик и философ был одним из первых теоретиков музыки: «поделил» струну, разработал учение об интервалах на основе чисто математических соотношений («монохорд» Пифагора). По свидетельствам, Пифагор любил распевать песни Фалета.
Пифагор создал целую музыкально-теоретиченскую школу, основанную на вопросах акустики. Пифагорейцы придавали числам и пропорциям магическое значение, выводя из них, в частности, магически-целебные свойства музыки. Пришли они и к идее «гармонии сфер» (Musica mundana или Musica universalis), считая, что небесные светила должны при движении звучать. Эта «гармония сфер» происходит оттого, что каждое небесное тело, в зависимости и от скорости вращения, и от расстояния от Земли, издает звук определенной частоты. А все вместе — особую звучащую систему. Вселенная для них звучала музыкой.
Идею «гармонии сфер» развивали и в древнем Риме (политик и философ Цицерон представлял себе до — как Венера, ре — как Солнце, ми — как Марс и так далее). Эти идеи были восприняты Средневековьем, в дальнейшем они перешли к оккультистам.
Последователи Пифагора назывались «канониками». С «канониками» спорили «гармоники» — школа Аристотеля. Развивая учение о «гармонии сфер», Платон и его ученики большое внимание уделяли «общественной» роли музыки. О музыкальных ладах можно много прочитать у Платона и Аристотеля в трудах, исключительно музыкально названных: «Государство», «Политика».
Платон и Аристотель
Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н. э.) выдвинул учение об этосе — некое объединение политики, этики и музыки. В идеальном государстве по Платону музыка играет самую важную роль в воспитании. Платон даже определил музыкальные лады на свой вкус, отвергая те, которые «носят жалобный и расслабляющий характер».
Развил учение Аристотель (ученик Платона). Он считал, что музыка нужна ради воспитания, ради очищения и только в последнюю очередь — ради развлечения. Музыка формирует нравственность — настаивал Аристотель. Что бы он сказал, прослушав некоторые перлы из российской эстрады?
Аристоксен (360 до н. э.) был учеником Аристотеля, известны его работы «Элементы ритмики» и «Элементы гармоники». Общую теорию музыки подытожил александрийский ученый Клавдий Птолемей.
Рим
О развитии музыкального искусства в Древнем Риме судить несколько труднее, чем о характере музыки в Древней Греции. Но музыкальная жизнь была чрезвычайно интенсивной, она также сопровождала любые проявления человеческой жизни — от возвышенных до самых обыденных.
Известен случай с Юлием Цезарем, который увидел во сне пастуха, играющего на свирели. Неожиданно к пастуху присоединились воинские трубачи. Цезарь проснулся и произнес знаменитое: «Жребий брошен!» (то есть он решил перейти Рубикон).
Известный многим император Нерон выступал как певец. Безжалостный и жестокий властитель Рима сильно нервничал перед своими музыкальными выступлениями. А когда астрологи предсказали Нерону, что он будет низвергнут, тот ответил: «Прокормимся ремеслом», — имея в виду игру на кифаре.
Наступала новая эпоха — эра христианства. Наступала и новая эпоха в музыке, о чем можно прочитать в следующий раз.
Галя Константинова, спасибо! Очень интересно читать! Летом поправляли с внучкой Азбуку: звуки записываются буквами и нотами.
А как было бы замечательно, если бы вы добавили ссылку на мелодию античного лада, для знакомства
0 Ответить
Вероника Н., да Вы, наверное, знаете. Вы имеете в виду ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский? Прикрепила картинку.
0 Ответить
Про лады писать не стала, чтобы не посчитали слишком сложным. Лады выросли из тетрахордов (2 тетрахорда вместе). Этим ладам придавалось огромное значение. Так, Платон считал один слишком изнеженным и так далее.
0 Ответить
Галя, спасибо за кусочек живой музыки! (благо, инет позволяет)Я подразумевала именно ее. Ждем с нетерпением интересного продолжения с музыкальными иллюстрациями .
0 Ответить
Вероника,
0 Ответить
Галя Константинова, очень интересно, жду продолжения
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, спасибо. Попробую дальше.
0 Ответить
Галя, как всегда - восхитительная статья Спасибо!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа, спасибо. ))
0 Ответить