Старообрядческое предпринимательство держалось в полном смысле на честном слове. Деловые люди всегда выполняли обещанное и доверяли компаньонам из своей среды, не пользовались услугами запутанной и враждебной судебной системы, в максимальной мере упрощали документальный учет.
Солидарность раскольников стала залогом их поразительных успехов на Урале. В 1736 году тайный соглядатай доносил в Москву: «Раскольников на Урале умножилось. На заводах Демидовых и Осокиных приказчики — раскольники, едва ли не все! Да и сами промышленники некоторые — раскольники… И ежели оных выслать, то конечно, им заводов держать некем. И в заводах Государевых будет не без вреда! Ибо там при многих мануфактурах, яко жестяной, проволочной, стальной, железной, почитай всеми харчами и потребностями торгуют олоняне, туляне и керженцы — все раскольники».
Огромные капиталы и впечатляющие успехи в экономике старообрядцев вынудили власть сменить гнев на милость. Екатерина II издала манифест, призывающий раскольников вернуться в Россию. Все дискриминационные меры, принятые ранее, были отменены. Репатрианты стали возвращаться на родину и расселились по всей стране, создавая новые центры предпринимательства.
Крупнейшая старообрядческая община образовалась в Москве. Из нынешних крупнейших кладбищ столицы два — Преображенское и Рогожское — старообрядческие. На них покоится примерно третья часть городского населения того времени.
Формально вокруг этих кладбищ объединились две старообрядческие религиозные общины. Неформально в рамках общин образовались два крупных предпринимательских центра.
Московские купцы-раскольники благодаря налаженным по всей стране связям с единоверцами всегда были в курсе всех цен в России, умело маневрировали капиталами, делая вовремя крупные оптовые закупки. В XIX веке они безраздельно господствовали на всех крупных российских ярмарках.
Последнюю попытку сломить мощное движение старообрядцев предпринял Николай I. Царь приказал экспроприировать все имущество раскольников. Но выполнить волю самодержца в полной мере не удалось. Огромные общинные капиталы были надежно укрыты. Именно на эти деньги впоследствии были построены крупные российские заводы.
Общинные капиталы формировались поколениями старообрядцев. Но ввиду того, что общины не признавались юридически, капиталы всегда записывались на подставных лиц. Деньги доверялись наиболее уважаемым и предприимчивым членам общины.
На общинные деньги московские купцы-старообрядцы построили первые крупные капиталистические предприятия, на которых использовался исключительно труд наемных рабочих. Это были образцовые для того времени производства, постоянно совершенствующиеся технически. Новейшие заграничные станки использовались на бумагопрядильных и ткацких фабриках.
Главным во всех делах среди старообрядцев по прежнему считалась верность данному слову. Оно было настолько крепким, что ему доверяли не только единоверцы, но и западные капиталисты. Знаменитому ныне российскому предпринимателю Савве Морозову для строительства ткацкой фабрики в деревне Зуево более 100 машин из-за границы были поставлены в кредит, такова была репутация малограмотного купца.
Алексей Норкин, читая ваши статьи, начинаешь сожалеть что у нас победила, благодаря наверное Петру I, западная модель общества.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Норкин, спасибо, что напомнили нашу историю. Хоть не сегодняшним днём, но прошлым мы можем гордиться. Прекрасная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Норкин, статья интересная, спасибо. Единственно - немножко режет слух часто повторяющееся слово "старообрядцы". Читал в газете общины рассуждения на эту тему, не помню всей логики, но вывод однозначный - староверы - почти правильно, старообрядцы - не совсем корректно. А официальное название - Древлеправославная церковь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С удовольствием читала статью, не дочитав до конца, уже поставила "5", но последние слова о "малограмотном купце" ввергли в шок. Хотя бы в Вики глянули... Бог с ней, с оценкой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана Егорова, речь не о Савве Тимофеевиче, а о Савве Васильевиче Морозове.
Он тоже знаменит, раз и о нем статьи в Википедии пишут.
Впрочем, отчество надо было бы наверное указать, как то и не подумал о разночтениях.
0 Ответить