• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как Ник Кейв убил Кайли Миноуг? История песни «Where The Wild Roses Grow»

До какого-то времени о суровом австралийском альтернативщике по имени Ник Кейв у нас знали только продвинутые меломаны. Радиостанциям и в голову не приходило крутить его грозные и мрачные песенки. Всё в одночасье изменилось в 1995 году, когда Ник со своей группой Bad Seeds («Дурное семя»), готовил к выходу очередной альбом…

Казалось бы, в новой работе певец ни в чем себе не изменял. Назывался альбом более чем красноречиво — «Murder Ballads» («Кровавые баллады»), и действительно состоял из песен, в которых жестокие психи без устали «валили» ни в чем не повинный народ. Кто-то даже не поленился посчитать, что, таким образом, в альбоме было угрохано не менее 75 человек. Казалось бы, после фильмов Тарантино кого это может шокировать? Но баллады Кейва были не только кровавые, но и очень монотонные и длинные. Слушателя, не понимающего английский, они уже к пятой минуте могли утомить, несмотря на все ухищрения аранжировщиков.

Но были в этом протяжном кровавом угаре две песни, хотя и не менее кровавые, но более короткие и очень-очень красивые. Настолько красивые, что, когда наши люди узнавали их содержание, многие испытывали настоящий шок. Но именно этим двум песням было суждено прославить имя Ника Кейва в широких массах, и вытянуть явно не самый коммерческий (даже для Кейва) альбом. На мой взгляд, предыдущий альбом «Let Love In» был намного интереснее и в плане музыки, и для промоушена. Но в «Let Love In» не было ни «Henry Lee», ни «Where the Wild Roses Grow».

Для обоих «боевиков» Кейв заручился поддержкой двух дам. Первая дама — альтернативная певица Пи Джей Харви — смотрелась в контексте творчества вполне адекватно. В балладе «Henry Lee» она поет партию женщины, которая убивает своего возлюбленного, собирающегося ее бросить. И быть этой чудесной балладе первым хитом, если бы не еще одна песня и еще одна дама.
Надо сказать, что давнее желание Кейва спеть со своей землячкой из Австралии — поп-дивой Кайли Миноуг, выглядело также странно, как, например, дуэт Егора Летова с Жанной Фриске.

Ник Кейв:
«Я по-настоящему увлекся Кайли после выхода ее клипа „Better The Devil You Know“, и я помню, как, глядя на то, как она поет, я думал: „Черт, лучше бы она пела что-нибудь грустное и медленное“. …Шесть или семь лет у меня вызревала мечта написать песню для Кайли. На протяжении этих лет я написал много песен, но ни одна из них не подходила, на мой взгляд, Кайли. И вот, когда мы задумали этот проект, я наконец решил, что лучшего, чем сейчас, момента для Кайли не может представиться. Тогда я сел и написал „Where The Wild Roses Grow“. Я думал о ней пока писал песню, и в тот момент мне даже не было важно, согласится ли она спеть эту композицию или нет.
Потом я послал ей пленку. На следующий день она позвонила мне и сказала, что находит эту песню просто замечательной. Я всегда думал, что напишу для Кайли какую-нибудь протяжную, медленную песню, и поэтому, когда мы начали записывать с ней „Where The Wild Roses Grow“, я подумал, что это очень опасная песня для нее. Когда менеджер Кайли услышал демоверсию песни, он сказал, что это безумие. Но Кайли сказала мне „да“. Кайли на самом деле многим рисковала, взявшись исполнять эту песню, но в итоге все получилось просто замечательно»
.

По сюжету песни героине Кайли Миноуг повезло меньше, чем героине Пи Джей Харви. Теперь она становилась жертвой, принесенной во имя «сохранения красоты» очередным безумным маньяком. Мой знакомый когда-то пошутил, что в этой песне «рок убил попсу».

Кейв не раз упоминал, что толчком к написанию песни послужила старинная ирландская баллада «Rose Connolly» и ее американская версия «The Willow Garden» («Ивовый сад»), где мужчина также убивает свою возлюбленную (по-моему, узнав о ее беременности).
Сюжет песни прояснялся также запоминающимся клипом, где на фоне австралийских пейзажей Кейв заламывает руки над телом Кайли, парящей в воде подобно Офелии. Я никогда не понимал чрезмерных восторгов по поводу красоты этой певицы, но, надо признать, в этом клипе она действительно выглядит соблазнительно-прелестно. Когда-то ходила байка, что певец даже наполнил шампанским бассейн в съемочном павильоне, чтобы «жертве» было приятнее плавать.

Ник Кейв:
«Какие бы чувства испытывали вы, стоя на коленях перед полуобнаженной Кили? Это и вправду было чем-то вроде религиозного чувства. …Эта песня — откровение убийцы, как и планировалось, но кроме того, это еще и метафора моего отношения к Кайли Миноуг. Кайли всегда поражала меня, она очень профессиональна и компетентна в том, что делает. Она очень умна, всегда понимает, что происходит. В самом деле, просто поразительна».

«Где растут дикие розы»

(перевод Марины Новиковой)

Припев:
Она
Меня называют Дикой Розой
Хотя моё имя было Элайза Дэй
Я не знаю, почему меня так называют
Ведь моё имя было Элайза Дэй

Он
С первой нашей встречи я знал что она — та, единственная
Она пристально посмотрела мне в глаза и улыбнулась
И у губ её был цвет роз,
Что растут вдоль берега реки, такие кроваво-красные и дикие

Она
Когда он постучал в мою дверь и вошёл в мою комнату,
Моя дрожь утихла в его уверенных объятиях
Он должен был стать моим первым мужчиной, и бережно рукой
Он смахнул слезинки, что катились по моим щекам

Он
Во второй день я принёс ей цветок
Она была прекраснее всех женщин, которых я когда-либо видел
И я спросил её — «Ты знаешь, где растут дикие розы,
такие нежные, алые и свободные?»

Она
Во второй день он принёс мне одну красную розу
И сказал — «Отдашь мне все свои утраты и печали»
Я кивнула, ложась на кровать,
а он спросил — «Если я захочу показать тебе розы, пойдёшь со мной?»

Она
На третий день он отвёл меня к реке
Там он показал мне розы, и мы поцеловались
И последнее, что я слышала, было что-то невнятное, что он сказал,
Склонившись надо мной и сжимая в кулаке камень

Он
В последний день я отвёл её туда, где растут дикие розы
Она лежала на берегу; ветерок был лёгок как вор
Я поцеловал её на прощание, сказал «Вся красота должна умереть»
А потом наклонился и вложил ей между зубов розу

Сингл с песней вышел в октябре 1995 года и сразу попал во всевозможные хит-парады, хотя и не достиг первого места. Зато Ник Кейв был реальным претендентом на звание «лучший мужской исполнитель 1996 г.» по версии MTV. Однако здесь певец решил остаться альтернативщиком и красиво открестился от участия в номинации.

Ник Кейв:
«…Я ни с кем не соревнуюсь. Моя Муза — не скаковая лошадь, а я не участвую в бегах, а если бы она и была ею, то я и тогда не впряг бы ее в эту колесницу — эту чертову повозку для сорвиголов, мчащихся за сверкающими наградами».

В результате победившему в этой номинации Джорджу Майклу осталось только поблагодарить Кейва за «предоставленную возможность победить».

По поводу обвинения в жестокости и кровавости своих песен Ник Кейв не раз говорил, что не надо путать романтических злодеев с реальными, что весь альбом на самом деле «забавный и смешной», просто у него особое «австралийское чувство юмора». Кстати, впоследствии, по понятным причинам, партию Элайзы Дэй исполняла не Кайли, а… басист группы Кейва. И это выглядело действительно забавно и смешно.

Ник Кейв, из лекции прочитанной в Академии Художественных искусств, г. Вена, 25 сентября 1998 года:
«Песня Любви никогда не бывает счастливой по-настоящему. В каждой из них должен быть потенциал боли. …Песня Любви — это отзвук самой Любви, а поскольку Любовь является формой сумасшествия, то и Песня Любви рождается в царстве иррационального, абсурдного, печального, одержимого, ненормального, безумного»
.

Что касается «Where The Wild Roses Grow», то недавно она даже послужила благой цели. Дело в том, что в июле 2011 года Ник вместе с Depeche Mode, Pet Shop Boys и Goldfrapp объединились во имя спасения одной из известнейших публичных библиотек Лондона, которой грозит закрытие из-за сокращения бюджетного финансирования. Для этого музыканты устроили аукцион, где выставили свои диски с автографами. Особенно отличился Кейв, который сам вырос в семье отца-учителя и матери-библиотекаря. Он представил на аукцион авторский экземпляр своей книги «И узре ослица ангела Божия», аудио/DVD-издание романа «Смерть Банни Монро» (в котором он снова использовал фигуру Кайли Миноуг, о чем долго извинялся) и черновик песни «Where The Wild Roses Grow», которая до сих пор остается самой успешной в его творчестве.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: