• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка барокко: какой она была?

Бах, начало пути

«…не ищите ничего в биографиях Баха… Биографы Баха, как и других поэтов, описывают жизнь художника, как жизнь всякого другого человека; они расскажут вам, когда он родился, у кого учился, на ком женился… для них не существует святая жизнь художника — развитие его творческой силы, эта настоящая его жизнь…» (В. Одоевский. «Себастиан Бах»).

Памятник И. С. Баху Фото: pixy, Shutterstock.com

Князь Владимир Одоевский, ценитель музыки Баха (один из первых в России), был по-своему прав. Однако хотя бы схематично написать биографию Баха нужно. И одна из главных тайн И. С. Баха — сочетание (или несочетание) обыденной жизни немецкого композитора и величия его музыки.

Предполагаемый портрет В. Ф. Одоевского кисти И. Макарова
Предполагаемый портрет В. Ф. Одоевского кисти И. Макарова
Фото: ru.wikipedia.org

В конце концов, сам Бах для нас загадка, ибо внешний и внутренний человек в нем настолько разъединены и независимы, что один не имеет никакого отношения к другому. …Он — человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него. (А. Швейцер. «И.С. Бах»)

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе. Семья была музыкальная, из прославленного рода Бахов. Классик немецкой литературы ХХ века Томас Манн, эмигрировавший из фашистской Германии в США, написал интереснейший роман — «Доктор Фаустус». Вот как он описывает типичный провинциальный немецкий город, таким он мог быть в эпоху Реформации и в последующее время:

старинные церкви, любовно сбереженные бюргерские дома и амбары, строения с незаделанными балками и выступами этажей, круглые башенки под островерхими крышами, встроенные замшелые стены… Площади, мощёные булыжником и обсаженные деревьями, ратуша, находящаяся по своей архитектуре на полпути между готикой и ренессансом, с колокольней на высокой крыше, лоджией под ней и двумя остроконечными башенками, которые, образуя эркеры, идут по фасаду самого низа. Все это, вместе взятое, дает человеку почувствовать непрерывную связь с прошедшим. (Томас Манн. «Доктор Фаустус»)

Семью постигло горе: сначала умирает мать, затем отец. Иоганну Себастьяну было 9 лет, когда он остался без матери, и 10 — когда стал круглым сиротой.

Спальня в доме Баха (г. Эйзенах)
Спальня в доме Баха (г. Эйзенах)
Фото: Bachhaus. eisenach, ru.wikipedia.org

Старший брат берет к себе младших, став, в свою очередь, кормильцем большой семьи. Братья поступают в гимназию и занимаются музыкой. Это уже другой город — Ордруф.

Из биографии в биографию кочует история о том, как Иоганн Себастьян Бах переписывал лунными ночами «запрещенные братом» ноты. Возможно, именно тогда он и «посадил» зрение, что впоследствии стало главной проблемой здоровья. Насколько правдива эта история — никто не знает, но оставить ее без внимания тоже было бы неправильным. В любом случае, понятно, что Бах не берег своих глаз, невероятно много работая, сочиняя, переписывая чужое, занимаясь с детьми и так далее.

Надо сказать, что Бах исключительно всегда очень много работал, изучая музыку своих предшественников и современников. Он прекрасно знал итальянскую музыку (некоторые произведения перекладывал для исполнения на других инструментах: Вивальди, Марчелло), любил музыку французских композиторов (от Люлли до Франсуа Куперена), большое внимание уделял творчеству своих соотечественников (Шютца, Букстехуде, Кунау).

То, что Иоганн Себастьян с ранних лет стремился «познать в ремесле» как можно больше — факт. Но и то, что старший брат Иоганн Христоф добросовестно относился к своим обязанностям опекуна младших братьев (будучи уже сам мужем и отцом) — тоже факт.

Город Люнебург в 2003 году, в центре церковь святого Иоанна, за ней — Люнебургская водонапорная башня
Город Люнебург в 2003 году, в центре церковь святого Иоанна, за ней — Люнебургская водонапорная башня
Фото: Florian Lauenstein, ru.wikipedia.org

В 15 лет Бах решил начать самостоятельную жизнь и переехал в другой город. Он стал стипендиатом лицея в Люнебурге. Там серьезно обучали музыке. Правда, прекрасного голоса Иоганн Себастьян скоро лишился — произошла естественная мутация голоса. Но он стал играть на скрипке, и возможность обучения со стипендией была сохранена.

Еще одна «кочующая история» в биографиях великого композитора гласит о том, что он часто бывал в Гамбурге — с целью послушать оперы Кейзера и органиста Рейнкена. Вся хитрость в том, что 40 километров от одного города до другого юный Бах проходил пешком.

В университет Бах не пошел (по интересному стечению обстоятельств практически все немецкие музыканты заканчивали юридические факультеты). Бах переезжает сначала в Веймар, затем в Арнштадт. Этот город уже знал нескольких Бахов-музыкантов, и там без вопросов утвердили 18-летнего Иоганна Себастьяна на должность органиста.

Арнштадт, Тюрингия, Германия. 1650 г.
Арнштадт, Тюрингия, Германия, 1650 г.
Фото: Матфей Мериан дер Алтер, en.wikipedia.org

В Армштадте Бах уже вовсю сочиняет музыку. Это и первая кантата, и упомянутое ранее «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», которое оказалось пророческим. Там же он знакомится со своей первой женой — Марией Барбарой Бах (это и девичья фамилия, и фамилия в замужестве). Она была родственницей Иоганна Себастьяна: дочерью Иоганна Михаэля Баха (естественно, немецкого композитора из рода Бахов-музыкантов).

В этом городе случилась и неприятная история с самой настоящей дракой. Ватага великовозрастных учеников Баха как-то встретила своего учителя на улице. Но и Иоганн Себастьян был со шпагой. Что уж там произошло в этой уличной стычке — не слишком понятно, но инцидент, конечно же, стал известен городским властям, которые посчитали, что в нем виноваты все стороны.

Вскоре после неприятного происшествия Бах обращается к властям с просьбой отпустить его в другой город послушать знаменитого музыканта Букстехуде. Консистория с радостью соглашается и отпускает Иоганна Себастьяна. Здесь снова «бродячая легенда» о том, что Бах пошел пешком — на сей раз не одну сотню километров! Достоверно неизвестно, как Бах добрался до Любека. Зато известно, что вместо отпущенных ему на поездку четырех недель Бах отсутствовал четыре месяца.

Исторический центр Любека. В центре видны шпили церкви Св. Марии
Исторический центр Любека. В центре видны шпили церкви Св. Марии
Фото: Celest, ru.wikipedia.org

Правда, Бах оставил себе на время отъезда замену — по договоренности с властями. Справляться с обязанностями Иоганна Себастьяна Баха должен был временно Иоганн Эрнст Бах — естественно, родственник, естественно, музыкант: сын Иоганна Христофа Баха, который был братом-близнецом Иоганна Амвросия Баха (отца Иоганна Себастьяна).

Опоздание Баха было встречено властями с большим неудовольствием:

«Nos (Мы) органиста Новой церкви Баха призвали к ответу, где он находился столь долгое время, у кого он испросил разрешение на сие?
Ille (Он) сказал, был в Любеке, чтобы там усовершенствоваться кое в чем из своего искусства; предварительно испросил разрешение у господина суперинтенданта».

И далее:

«Nos (Мы) в вину ему ставим, что он до сего времени вводил в хорал множество странных вариаций, примешивал к нему такие чуждые тона, что община была сконфужена».

Этот протокол заседания цитируется во многих книгах, посвященных Баху.

Мария Барбара Бах (1684–1720), троюродная сестра и первая жена Иоганна Себастьяна Баха
Мария Барбара Бах (1684−1720), троюродная сестра и первая жена Иоганна Себастьяна Баха
Фото: ru.wikipedia.org

Но на службе Баха пока оставили. Через несколько месяцев он опять провинился: одним из первых ввел в хор женский голос. Это была, конечно, Мария Барбара Бах.

«Nos (Мы) призвали его к ответу еще и за то, по какому праву он принял в хор постороннюю девушку и почему разрешил ей музицировать там… Да молчит женщина в церкви!».

Однако и здесь серьезных «оргвыводов» не последовало. Выводы сделал сам Бах: он собрался переезжать в другой город, где ему предложили

восемьдесят пять гульденов деньгами в год и плата натурой: три меры пшеницы, две сажени дров, из коих одна дубовых, одна буковых, шесть мешков угля и — вместо пахотной земли — еще шестьдесят вязанок хвороста, кроме того, три фунта рыбы ежегодно — все довольствие с доставкой «к дверям дома. (С. Морозов. «И.С. Бах»).

О дальнейших скитаниях И. С. Баха можно будет почитать в следующий раз.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2011
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова,
    да здравствует Бах!!! (т.е почивает, гордясь собой - у него есть все основания!)...
    Спасибо за прелестную статью!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, как всегда замечательно! Огромное удовольствие читать вас и слушать приложения!

  • Да, токката - это нечто... читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 30 сентября 2011 в 19:14 отредактирован 17 июля 2020 в 05:09 Сообщить модератору

      Вы знаете, компилиовать мы все горазды. Сама такая.))) А вот создать нечто...Поэтому для меня совсем даже не вуаля. )) И расписываться не буду. )

      Нарезки обрезков - да, понимаю, что это тоже важно для нашего времени. Но что останется из этих нарезков через 100 лет? Для меня и Бах куда как современен.

      • Галя Константинова, читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 3 октября 2011 в 22:11 отредактирован 17 июля 2020 в 05:10 Сообщить модератору

          Игорь Коваленко, Вы неправы. Никто ничего не конструирует. Есть музыканты, которые пишут больше сердцем, есть – которые головой. Как в противопоставлении двух американцев – Рахманинова и Стравинского, где Рахманинов – сердце, Стравинский – голова. Никто ничего не конструирует и не нарезает. Есть определенные законы у разных жанров, есть определенные составляющие стилей. Но попробуйте написать самую конструкторскую и «математическую» вещь – фугу. Есть учебники полифонии, там все расписано, как это делать. Попробуйте что-нибудь соорудить подобное тому, как у Баха. Как здесь, например.

          что касается цитирования – это вообще смешно. Вообще-то в музыке есть специальная форма – вариации называется. Берется тема с указанием и варьируется. Иногда какая-нибудь вариация становится более знаменитой, чем сама тема.

          Как например, у Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини». Он такую одну сделал вариацию, что теперь она называется «голливудский хит». Да, взял паганиниевскую тему, поставил ее в зеркальном отражении (то есть опрокинул, как отражение в зеркале), а получилось то, чему нет определения. Посмотрите в английской википедии, там есть картинка "отражения"

          И вообще не нужно путать Божий дар с яичницей. Никто ничего не нарезает и не конструирует. Это потом приходят специально обученные люди – искусствоведы и говорят: Глянь-ка чего здесь есть!

          • Галя Константинова, спасибо, напросвещаюсь хоть немного))). Фуга супер, а тема Паганини больше нравится, более "отрывистая", динамичная, "зеркало" для меня уж слишком "розовое"))).
            Ну, "нарезать" и "конструировать" - в кавычках, конечно, но ведь по сути так. Даже если что напрямую из космоса))) приходит, как-то огранить надо... Ну, как минимум - записать!
            Кто-то вообще музыку в цвете видел, не помню, кто.
            Насчет законов жанров и составляющих - ну, талантливые новаторы вполне могут не более, чем "иметь их в виду" во всех смыслах))). Сколько классиков подвергались "остракизму" современников - Вы точно лучше меня знаете...)))

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Коваленко, Да я не просвещаю. Просто задумывалось это как «наш ответ Стивену Фраю». У того многовато неточностей и пишет он с «английской точки зрения» - что естественно (то есть акценты расставлены на том, что интересно именно британцам). В России почти нет популярной литературы о классической музыке. Есть известные и замечательные популяризаторы – как Михаил Казиник или Артем Ваграфтик. Но это все радио и ТВ, к тому же, Казиник живет в Стокгольме.

              Кто-то вообще музыку в цвете видел, не помню, кто


              Римский-Корсаков, Чюрленис, Скрябин


              Насчет законов жанров и составляющих - ну, талантливые новаторы вполне могут не более, чем "иметь их в виду" во всех смыслах)))

              А с этим я не спорю. Вялая форма может убить содержание напрочь. Форму немного ваяют.))

              Сколько классиков подвергались "остракизму" современников

              Почти все. Благодарное человечество - оно такое. Нужно сначала умереть - и лучше в страшных муках.)))

      • Игорь, а по поводу Токкаты - да, почему-то именно эта очень популярна во всех смыслах этого слова. Но у Баха много токкат.

        Я поставила только потому, что нашла ее в исполнении карла Рихтера. А он. кроме того, что был знаменитым дирижером, еще и работал органистом в церкви св. Фомы - на месте Баха через 300 лет. )

        читать дальше →



        Спасибо за коммент.

  • Комментарий удален