• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка XVIII века: какой она была?

На пути к классицизму

Прощаясь с барокко, нельзя не сказать, что интерес к музыке этой эпохи крепнет с каждым днем. В мире огромное количество музыкальных ансамблей, которые специализируются именно на барочной музыке, и все чаще она звучит в так называемом аутентичном исполнении, то есть на старых инструментах, в тех темпах (более медленных, чем принято в наше время) и так далее.

Фото: Depositphotos

За кадром пока остались Испания и Англия — о них нужны отдельные рассказы в силу некоторых особенностей развития музыкальной культуры в этих странах.

Править балом сейчас будет Австрия. Но прежде чем перейти к титанам классицизма, хотелось бы посмотреть, как изменилась музыка за короткое время, на примере творчества других композиторов — не «венцев».

Вопрос о «переусложнении» музыки стоял давно. Хотя жители Лейпцига, приходя в церковь и слушая Баха, не находили ничего сложного. Более того, и окрестные крестьяне, приезжая в город, не высказывали никакого недовольства «сложностью» музыки. Напротив, скорее Бах мог услышать нарекания в «оперности» своей музыки, то есть в слишком красивых мелодиях. Где красота — там чувственность, а последняя не поощрялась.

Несмотря на то что центром станет Австрия («венский классицизм»), музыка в других странах никуда не исчезала. Музыкальная культура — это процесс, все время что-то пишется. Музыкознание, кстати, — тоже процесс, все время совершаются новые открытия.

Этому веку мы обязаны и самому понятию «классика». С термином в истории музыки получилось противоречие: им одновременно описывается вся западная музыка, начиная со Средневековья, и (или) только период от барокко до эпохи романтизма. Впрочем, всегда возможно уточнение понятий: «классический» и «классицистский». Термины остаются терминами, а музыка остается музыкой. Тем более что много музыкантов находится на стыке эпох и стилей (Перголези, Доменико Скарлатти, Марен Маре).

Самое интересное, что почти вся музыка ХХ века определяется просто как музыка XX века — слишком большое разнообразие стилей. Слов пока не нашлось.

Сам термин отсылает к эпохе «классическая Греция». И он так же, как и все предыдущие стили, относится и к литературе, и к архитектуре, и к изобразительным искусствам. Впоследствии возникнет явление неоклассицизм — уже внутри романтизма, когда последний начнет «захлебываться в эмоциях».

Термин «классика» можно употреблять по отношению ко всей профессиональной музыке, термин «классицизм» — по отношению к музыке венских классиков и других композиторов XVIII века (за исключением представителей позднего барокко). Пока — так, как будет в дальнейшем — посмотрим. Жизнь продолжается.

XVIII век — это ведь еще и век эпохи Просвещения. И музыкальный язык полностью изменился. Уравновешенность, сбалансированность, соразмерность, упорядоченность, ясность, простота, вера в разум — главные черты классицизма. Исчезла «многослойность» музыки барокко, огромную роль приобретает мелодия. Возникли новые формы и жанры: соната и симфония родом оттуда. Расцвела инструментальная музыка, хотя и вокальная не была забыта.

На этом, пожалуй, можно закончить с объяснениями: любой человек легко отличит музыку классицизма от любой другой. Единственное, что можно добавить: в XVIII веке в разных видах искусства еще существовало «рококо», также можно встретить словосочетание «галантный стиль».

Но лучше забыть все эти узкоспециальные вещи и просто поговорить о музыке. Для того чтобы ее понимать и любить, не обязательно вдаваться в технические детали, расставлять все по полочкам и навешивать ярлычки.

На пустом месте, как известно, мало что растет. Из чего же состоял «слуховой опыт» Гайдна и Моцарта? Из огромного пласта музыки их выдающихся современников. Четверо из них носили фамилию Бах.

Сыновья

Это были: Вильгельм Фридеман Бах — «галльский Бах» (1710−1784 г.), Карл Филипп Эммануил Бах — «Берлинский, или Гамбургский Бах» — (1714−1788 г.), Иоганн Кристоф Фридрих Бах, или «Бюккебургский Бах» (1732−1795 г.), Иоганн Кристиан (Христиан) Бах — или «Лондонский Бах» — (1735−1782г.).

Все они прожили разные жизни:

  • К. Ф. Э. Бах работал при дворе Фридриха II Прусского как придворный музыкант.
  • «Лондонский Бах» «повторил» путь Генделя: сначала жил и работал в Италии, затем окончательно переехал в Англию (жил в Лондоне и преподавал королеве Шарлотте — бабушке королевы Виктории).
  • В. Ф. Бах — то ли самый неудачливый, то ли самый непокорно-неуживчивый Бах.

Несмотря на разные жизненные пути, все сыновья оставили огромное количество произведений и оказали самое непосредственное влияние на творчество Гайдна и Моцарта, что последние всегда с благодарностью признавали.

С сыновьями И. С. Баха произошла «зеркальная история». При их жизни не вспоминали отца, а когда возродился интерес к И. С. Баху, забыли про сыновей. Сейчас равновесие восстанавливается.

Итальянцы

Двух крупных итальянских композиторов связала любовь к опере и жизнь в Санкт-Петербурге.

Джованни Паизиелло (1741−1816 г.) — мастер оперы, но большей частью комической. По приглашению Екатерины II приехал в Россию, где прожил 8 лет. Затем его пригласил Наполеон — в Париж. Но самые знаменитые свои оперы он написал именно в России (и поставлены были в Царском Селе).

Виже-Лебрен, «Композитор Джованни Паизиелло», 1791 г.
Виже-Лебрен, «Композитор Джованни Паизиелло», 1791 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Доменико Чимароза (1749−1801 г.) также по приглашению Екатерины II приехал работать в Россию. После Петербурга он жил в Вене, затем вернулся на родину. Там он, из-за того что сочувствовал Французской революции, был приговорен к смертной казни. За него заступились поклонники его музыки. Выйдя из тюрьмы, Чимароза собрался вернуться в Санкт-Петербург, но внезапно умер. Ходили слухи, что смерть не была случайной (яд), но доказательств тому не нашлось.

Франческо Саверио Кандидо, «Композитор Доменико Чимароза»
Франческо Саверио Кандидо, «Композитор Доменико Чимароза»
Фото: ru.wikipedia.org

Тема «итальянцы в России» почти неисчерпаема, поэтому лучше перейти к еще одному итальянцу. Он, правда, жил в Испании.

Луиджи Боккерини (1743−1805 г.) благодаря сегодняшнему кинематографу «вернулся» к слушателям. Он известен главным образом как автор камерной музыки. Ему покровительствовали сильные мира сего — от прусского короля до испанского инфанта.

Предпологаемый автор Помпео Джироламо Батони, «Композитор Луиджи Родольфо Боккерини», ок. 1764—1767 гг.
Предполагаемый автор Помпео Джироламо Батони, «Композитор Луиджи Родольфо Боккерини», ок. 1764—1767 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Правда, рассказывают и о том, что Боккерини умел проявить характер. Властный патрон мог потребовать, чтобы он убрал из своей музыки не понравившийся пассаж, вместо этого Боккерини «удваивал» этот пассаж. Умер Луиджи Боккерини в Мадриде, а вот его прах вернул на родину Муссолини (диктаторы очень хорошо осознают важность музыки).

Не буду уточнять рекламу, которая идет по российскому телевидению с музыкой Боккерини. Достаточно сказать, что как минимум два его произведения стали широко известны в последнее время. Его музыка звучит в английской черной комедии «Замочить старушку» и оскароносном фильме «Хозяин морей: На краю земли», в других кинокартинах. Точнее сказать, где только этот Менуэт не звучит.

И еще подготовила вступление классицизма в права — песня. Для Гайдна это была преимущественно крестьянская песня, для Моцарта — городская. Окружающий слуховой опыт включает в себя и то, что слышно непосредственно с улиц, на проселочных дорогах, в селах и т. д.

И последнее: в недрах этого века все более крепло желание дистанцироваться от власти (светской или церковной). О том, как сложились судьбы у Гайдна и у Моцарта, и об их шедеврах можно прочитать в следующий раз.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 16.10.2011
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: