Галя Константинова Грандмастер

Музыка классицизма: какой она была? Эффект Моцарта

Моцарт остается «вечной проблемой». Уже несколько веков он продолжает будоражить умы. Связано это и с ранней гениальностью, и с таинственной смертью, да и с самой музыкой (очень приятно видеть количество просмотров некоторых «моцартовских» роликов — есть и по 20 миллионов — к вопросу о навязших в зубах рейтингах). Интерес к венскому классику не угасает.

Denis and Yulia Pogostins, Shutterstock.com

«МОЦАРТ. Это означает: мир имеет смысл, и смысл этот ощутим для нас в зеркале музыки».

(Герман Гессе)

Моцарт в стихах, Моцарт в книгах, в научных работах, в богословских трудах, в художественных фильмах, уже и в компьютерных играх. Даже в околомедицинских темах можно встретить имя гениального австрийца, «человека, самое имя которого выражает идею об абсолютном совершенстве в музыкальном творчестве» (Улыбышев).

Многим может быть знакома книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта». Она о лечебном воздействии музыки вообще, и музыки Моцарта в частности. Я не знаю, есть ли именно «эффект Моцарта», но знаю точно, что есть «эффект музыки».

Есть даже целое понятие — «моцартианство». И это явление тоже очень интересно. Моцарта стараются познать, Моцарта стараются объяснить. Можно, конечно, разложить по полочкам каждую нотку, но это, как выясняется, пока мало что дает. Вопрос — почему именно Моцарт является на протяжении достаточно большого количества времени «эталоном» — полноценного ответа не получил. Ведь речь не только о композиторском мастерстве, речь об общечеловеческих, но мало поддающихся определению понятиях.

Только в Моцарте, и буквально и иносказательно, т. е. в райском детстве, — защита от бурь. Да, это трудно иногда, но за это надо бороться… Недавно по радио… услышал отрывок концерта из Моцарта. И всякий раз с изумлением узнаю снова эту ясность, золотой, утерянный человечеством рай.

(философ Павел Флоренский)

Как определишь «детский рай»? Ощущение одновременно непорочности и глубины? Где найти слова? Даже Пушкин все время устами Моцарта шутит, он несерьезен, он даже ребячлив:

Сальери: Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь
;

Моцарт: Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось
.

Сама личность Моцарта всегда привлекала внимание крупнейших мыслителей: «С философской точки зрения Моцарт кажется еще более удивительным явлением, чем он представлялся нам как автор великолепных музыкальных произведений». (Стендаль).

Возникают все новые и новые мифы о жизни, личности Моцарта, об обстоятельствах его смерти. Эти легенды претворяются в новые книги. Впервые «романтизированный» Моцарт появился еще XIX веке: у Гофмана, у Пушкина в «Маленьких трагедиях». Моцарт, кстати, не дожил до того возраста Пушкина, в котором поэт встретил свою смерть на дуэли…

Одна из частых тем: знал ли Моцарт о своей ранней смерти, предчувствовал ли ее? И здесь, кстати, не спекуляция на «желтом материальчике». В самой музыке Моцарта — абсолютно мажорной, сквозь сверкающую радость чувствуется нечто «обобщающее», которое тоже не поддается определению в словах. Но это «обобщение» — явно не сиюминутная радость. Как можно определить настроение в знаменитой «Эльвире Мадиган«?

Никакую «Эльвиру Мадиган» Моцарт, естественно, не знал. Просто в 1967 году вышел шведский фильм с одноименным названием. Он выиграл множество наград, в том числе и на Каннском фестивале. Весь фильм пронизывает музыка Моцарта, а именно — Анданте (2 часть) из 21-го фортепианного концерта. Эта музыка звучит и в любовных сценах, и в финальной — трагической. Теперь уже иначе, чем Эльвирой Мадиган, эту музыку не называют. Что, конечно, неправильно, но уже случилось. А вот определение настроения этой знаменитой музыки так и остается непосильной задачей. Так что сам характер моцартовской музыки является главным источником интереса к гениальному композитору.

В XX веке вышли книги Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (о жизни) и «Убийство Моцарта» (о смерти Моцарта). Недавно вышел триллер Скотта Мариани «Заговор Моцарта». В этой книге автор еще более расширяет тему «убийства», подводя под нее политическую базу.

Моцарт становится действующим лицом романов. Например, у Германа Гессе в «Степном волке».

 — А если я откажусь? А если я, господин Моцарт, не признаю за вами права распоряжаться Степным волком и вмешиваться в его судьбу?

 — Тогда, — миролюбиво сказал Моцарт, — я предложил бы тебе выкурить еще одну мою папироску

(Герман Гессе. «Степной волк»).

Этот роман и заканчивается Моцартом: «Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня». Сам роман многие исследователи творчества нобелевского лауреата Гессе сравнивают с оперой Моцарта «Волшебная флейта». Кстати, именно отрывки из этой оперы улетели в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.

Моцарта мы видим и в детских книгах, и даже в кибер-панк-новелле («Моцарт в зеркальных очках»). Моцарт — герой фильма «Амадеус». Эту кинокартину называют «энциклопедией мифов о Моцарте». Есть опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», а есть ведь и мюзиклы!

То есть масс-культура уделяет образу Моцарта огромное внимание. А когда масс-культура идет чуть ли не вровень с профессиональными исследованиями или философскими книгами — это уже само по себе тема для исследований. Наконец, 2006 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Моцарта.

Уже в этом интересе к жизни и творчеству Вольфганга Моцарта проявляется «эффект Моцарта». Эффект — как воздействие на человеческую цивилизацию, на умы каждых следующих поколений.

Да, в жизни Моцарта много загадок, но много и понятного. Огромный успех и не меньшая зависть. Зависть, которая позволяла ничтожествам объявлять себя «соперниками Моцарта». Да, в смерти Моцарта тоже очень много загадок. И сама смерть, и не менее загадочные похороны, когда город похоронил свою знаменитость со странной поспешностью, «по третьему разряду» (а попросту говоря, закопали во рву для бродяг).

Писать о Моцарте предельно трудно. И крайне ответственно. Но ознакомиться с основными вехами его жизни и творчества необходимо. Об этом можно будет прочитать в следующий раз.

(В комментариях можно послушать «Эльвиру Мадиган» и другие произведения).

Обновлено 1.09.2015
Статья размещена на сайте 5.10.2011

Комментарии (45):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева
    Конечно, подождем! Дай Бог Гале сил!

    Оценка статьи: 5

  • Но зато дуэт для скрипки
    И альта
    !

  • Давид Самойлов.

    Моцарт в легком опьяненье
    Шел домой.
    Было дивное волненье,
    День шальной.
    И глядел веселым оком
    На людей
    Композитор Моцарт Вольфганг
    Амадей.

    Вкруг него был листьев липы
    Легкий звон.
    "Тара-тара, тили-тики,-
    Думал он.-
    Да! Компания, напитки,
    Суета.
    Но зато дуэт для скрипки
    И альта".

    Пусть берут его искусство
    Задарма.
    Сколько требуется чувства
    И ума!
    Композитор Моцарт Вольфганг,
    Он горазд,-
    Сколько требуется, столько
    И отдаст...

    Ox, и будет Амадею
    Дома влет.
    И на целую неделю -
    Черный лед.
    Ни словечка, ни улыбки.
    Немота.
    Но зато дуэт для скрипки
    И альта.

    Да! Расплачиваться надо
    На миру
    За веселье и отраду
    На пиру,
    За вино и за ошибки -
    Дочиста!
    Но зато дуэт для скрипки
    И альта!

    • Mаша Романофф, была бы возможность в нагих заносчивых спорах вместо Любы сампоотверженной столько лет! судьбы работы собакой на ШЖ - просто включить Моцарта и попросить посчитать до десятки. Маш, в новой ипостаси запроси, может действитено count-down под музычку поможет. Нет, правда. Может нам, бешенным, безбашенным, надо дать нмножко Моцарта для остывания. Знаешь, так - сосчитай до десятки. И альта.

      Оценка статьи: 5

      • Ох, Лаура, Вы же знаете - чрезмерная внешняя эмоциональность, аффекты, всплески - к счастью, не моя стезя. Потому так галины статьи люблю - сдержанные. с глубинным чувством.
        Спасибо Вам. Сегодня утро началось с Моцарта. "Радио Классик" порадовало.

  • Валентина Пономарева

    С уважением отношусь к докторам наук А. и Н.Яковцевым и по списку. Цикл статей в «Новости медицины и фармации Украины» хорош, увлекателен, информативен. Славно, что молодые врачи хоть в такой форме ознакомятся с возможностью влияния разных видов искусств на физиологию человека. В санатории «Березовские минеральные воды» в бытность СССР было замеательное отделение психотерапии, гда музыкотерапия применялась редко коллективно, а лечебно – только индивидуально. Но для этого требовался опыт и интуиция тонкого психотерапевта - профессора Вельвовского. Не стало Мастера – умер метод.
    Я говорю о доказательности, позволяющей индивидуально БОЛЬНОМУ рекоментовать тот или иной рецепт. А для релакса ЗДОРОВОГО (или человека в «предболезни») показаны и коллективные прослушивания или просто – то, «что по душе».
    …..На счет «полярных экспедиций» - не в курсе.
    …..Украинский Протоколов нет – есть Протоколы, основанные на Протоколах Европейских профильных Ассоциаций.

    «…В Киеве есть программы реабилитации с музыкотерапией, в Одессе (в сотрудничестве с филармонией), Луганске и т.д.»
    В нашем городе лет 40 тому был выстроен маленький, уютный зал светомузыки. Замечательное зрелище при прослушивании классики! А вот в лечебном отношении светомузыка не пошла, были осложнения, требовавшие оказания неотложной медпомощи (как и на психотерапевтических сеансах Кошпировского).


    «…Что же до украинских протоколов лечения, так в ряде их предусмотрена психотерапия, а это основание для применения музыкотерапии.»
    ..Психотерапия как и фармтерапия - очень широкие, размытые понятия. Они обычно комментируются рекомендацией назначения конкретной группы препаратов (или конкретного метода психотерапии).

    Оценка статьи: 5

  • Может, когда и надо. На любителя.

    Нет, я уже давно с больной головой предпочитаю сидеть дома с выключенным телевизором и без света. )))) Голова - это святое. Жалко же ее, неразумную.

  • Алина, интересно, что бы стало с бедной головой после рок-концерта?

  • Валентина Пономарева

    Афтанас Л.И., Варламов А.А., Павлов С.В., Рева Н.В., Махнев В.П. Отражение знака эмоции в эффектах вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ. Росс. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2002. Т.88. № 6. C. 790-802. - Работа интересная, но в нашем провинциальном НИИ сердца результаты повторить не смогли. Впрочем, как и многие иные эффекты, изучаемые психиатрами, невропатологами, нейрохирургами и т.п. Ввиду этого при планировании НИР изучение влияния музыки на БОЛЬНОГО вызывает головную боль у членов Ученых Советов и у планирующихся. Зато у психологов, психоаналитиков, валеологов, работающих со Здоровыми (или почти здоровыми) эти исследования идут широко. Результаты, которые валеологи-санологи докладывают на конференциях (их - международных - только в нашем местном университете прошло более десятка) по статистике убедительны , но из года в год - одно и то же - междусобойчик какой-то .
    А вообще не в этом суть. То, что классическая музыка благостна - сомнений нет. Но ни в одном официальном ПРОТОКОЛЕ лечения музыкотерапия не является обязательной
    или (даже) рекомендуемой . Впрочем, все знают, что мед полезен, а в Протоколы диетотерапии (в частности, урологических больных) он не входит. Так что ни с музыки, ни с меда не убудет от того, признается ли их польза официальными ПРОТОКОЛАМИ

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, а как же харьковские доктора наук А. и Н.Яковцевы, Сорокина, Гольева. Например, в книге «Медицина и искусство» они сообщают, что "музыку в качестве успокоительного средства предлагает своим слушателям харьковский композитор, заслуженный артист Украины Вячеслав Корепанов, «пациентами» которого стали душевнобольные из украинских и российских клиник, а также участники полярных экспедиций".

      В Киеве есть программы реабилитации с музыкотерапией, в Одессе (в сотрудничестве с филармонией), Луганске и т.д. Что же до украинских протоколов лечения, так в ряде их предусмотрена психотерапия, а это основание для применения музыкотерапии.

      Оценка статьи: 5

      • Как тут у вас интересно !
        Я далека от медицины, но то, что частота звуков влияет на наш мозг, настроение и т.д. прекрасно чувствую на себе. Недавно пошли на органный концерт. Обычно органная музыка на меня дейтсвует очень умиротворяюще. В этот раз голова побаливала (давление было высоковато), но жаль было пропускать такое удовольствие. Так к концу концерта голова просто разламывалась, никакие таблетки не помогали . Явно не ту музыку выбрала !

        • Галя Константинова, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за цикл статей по истории музыки ! Ещё не все осилила (смакую потихоньку - хочется ведь не только прочитать, но и все переслушать, прочувствовать!), но не удержалась - перепрыгнула вот на Моцарта, очень уж люблю его
          Особенно сильное впечатление на меня произвели статьи о музыке древних цивилизаций, античности - как-то совсем мало об этом знаю. Задним числом спасибо также за статью об Уме Сумак!
          Не лезу с комментариями (не большой знаток музыки!), но вот решила засвидетельствовать, что я тут, я читаю и наслаждаюсь

  • Валя, а еще я читала, что наши органы тоже "звучат". То есть вибрируют или как лучше сказать - не знаю. Вот интересно - нота Ля в первой октаве - 440 Герц. Интересно: с чем-нибудь в резонанс может вступить?

    Чуствую, что нужно выбрать время и плотно почитать по теме. Бехтерев - да, перед самой революцией занимался этой проблемой.


    А еще мне интересно, почему в списках не видела Дебюсси. Такая нежная, прозрачная, чуть терпкая музыка. А может быть, пропустила.

  • На секунду встряну, хотя и не мой профиль. Меня тоже смущала субъективность авторов без учета субъективности всех остальных. То есть все мы разные, как ни крути. Хотя и с одинаковыми органами.)). Так что я пока не определилась.

    С другой стороны – есть вещи очевидные. Даже не буду касаться того, что полезно иногда «пережить драму» - то есть посмотреть театральный спектакль, прочитать хороший толстый роман или прослушать длинную многочастную симфонию. Это отдельная тема.

    Но абсолютно понятно, что полезно петь. И понятно, что полезно играть пальчиками – на любом инструменте.

  • Валентина Пономарева
    Гомеопатия - также хрестоматийное понятие в фармации, а толку.... Речь идет не о "местной статистике", а о соответствии сегодняшним требованиям доказательной медицины (объект - больные) и валеологиии (объект - здоровые + предболезнь). Недостатка в тематической литературе ("музыка и болезнь") нет, но это или декларативный науч.-поп., или личное эмоциональное мнение того или иного автора.
    По опыту знаю, что Бах, Моцарт,Гайдн, Шопен прекрасно слушают в послеоперационных палатах, а в период обследования слушает всяк кому что нравится.

    Оценка статьи: 5

    • Василий, я к валеологии... того... не очень. Что касается физиологического воздействия музыки, так серьезных исследований немало - поверьте. Бехтерев, к примеру, Картье, Тарханов и многие другие. Или:

      Афтанас Л.И., Варламов А.А., Павлов С.В., Рева Н.В., Махнев В.П. Отражение знака эмоции в эффектах вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ. Росс. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2002. Т.88. № 6. C. 790-802.

      Ну, и так далее.

      Оценка статьи: 5

  • Рай вполне взрослый. Просто детям атмосфера прозрачней, видимо. Тут и алгебру гармонией, и с математикой чистой что-то связанное с нашей архитектурой, структурой, пульсацией.Если кто отгадает, чем он нас моцартует, надо Нобеля давать. Потому как это действительно физическое воздействие в чистом виде и вы его ни с чем не спутаете.

    Оценка статьи: 5

  • Василий, да я бы рада на эту тему высказаться - но это слишком ответственно. Все-таки касается здоровья - и это реальность.

    Да и знаю не слишком много - там сложно (и "по-научному" ). Знаю, что за границей много работ - например, Альфреда Томатиса. У нас есть Шушарджан. Но мне не дано отличить настоящие исследования от "медицинского бизнеса".

    Поэтому придерживаюсь простой теории каких-то итальянских ученых (там была и статистика): слушайте то, что нравится вашему организму. И ищите еще музыку, вдруг найдете что-то свое в том, чего раньше не знали. Не обделяйте себя

  • "...По поводу "эффекта Моцарта" - да, здесь вопрос сложный"

    Более года нет возможности провести заказанный обладминистрацией городской "круглый стол" "Музыка и здоровье" . Ну нет специалистов в нашем относительно провинциальном городе И это при наличии более десятка учебных и НИИ медицинских, консерватории, университета искусств . При этом все "отмечают" лечебно-оздоровительный эффект, а утвердительной доказательности (статистики) нет.
    На практике же Моцарт (и др.)ежедневно в фоновом режиме звучит в областной библиотеке, в некоторых отделениях нервных заболеваний, нередко - в операционных. Значит есть охота быть к Моцарту сопричастным!

    Оценка статьи: 5

  • Надо же! А я каждый год в марте в Питере бываю в обязательном порядке (сразу несколько дней рождений у близких). Но, видимо, в силу последнего обстоятельства мне не до чего. ))

    По поводу постановое - а уж какие экранизации недавно вышли на широкий экран. Модерновые - это было бы мягким выражением. Вот здесь есть кусочек одной такой "модерновой". Во что только не превращают сказку о борьбе добра и зла. )

  • Ольга, спасибо за комментарий. А я вот "живьем" "Волшебную флейту" никогда не слышала и не видела. Даже не помню, ставили ли в Москве или Питере. Так что могу только Вам позавидовать.

    По поводу "эффекта Моцарта" - да, здесь вопрос сложный. Сейчас вовсю развивается направление, которое называется "музыкотерапия". Но я в этом вопросе недостаточно компетентна. Знаю, что звук, как физическое явление, воздействует на организм, не может не воздействовать. Ко всему прочему есть такое психофизиологическое явление как катарсис. Но это отдельная огромная тема.

    Поэтому я и оганичилась темой воздействия на цивилизацию - ведь далеко не все переживает века и вызывает отклик.

  • С дочкой в прошлом году сходили на "Волшебную флейту" (Екатеринбург). Для нее это была премьера Оперы, для меня - ну 18 лет вообще-то в оперном театре не была. Зал неистовствовал. Дочь подпрыгивала и почти танцевала. Идеальное произведение для знакомства с Оперой, такой сделала для себя вывод. Этот спектакль играют раза два за весь сезон.
    Спасибо за статью. Я не понимаю феномен Моцарта. Для меня это как Пушкин - не могли не писать, не могли не жить. Непонимаемое чудо жизни.
    Огромное спасибо за музыку в комментариях

    Оценка статьи: 5

  • Елена, как же я забыла-то!


  • Галя, благодарю!
    Я читала (кажется в "Розе Мира" Д. Андреева), что Моцарт был ангелом, посланным на землю, чтобы донести Божественную музыку небес. Это ведь многое объясняет.
    читать дальше →

  • Наташа, да есть продолжение, только ссылка не работает.

    А реквием - да... Вот здесь есть отрывки

  • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 23 октября 2011 в 19:04 отредактирован 23 октября 2011 в 19:05

    Я с нетерпением жду продолжения.. о самом композиторе, если одним словом, ВЕЛИКИЙ и уникальный (два слова получилось).. музыка божественна..читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Галя,спасибо за удовольствие.Кидаю в закладки.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Спасибо Вам большое за отзыв, Василий.

  • Замечательный цикл статей ! Хочется надеяться, что цикл не закончен и будет иметь продолжение.
    Хочу порадовать - на местном базарном "развале" появились CD c опубликованными в комментариях роликами. Пираты спрос чувствуют...

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 5 октября 2011 в 13:24 отредактирован 6 октября 2011 в 16:06

    трейлер к фильму "Амадеус"





    без 40-ой не обойтись, конечно

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 5 октября 2011 в 12:53 отредактирован 6 октября 2011 в 16:26

    «Эльвира Мадиган»





    или



    Wolfgang Amadeus Mozart - Concerto for Piano and Orchestra No. 20, Romance



    Mozart para bebês - Larghetto (Piano Concerto nº26 2nd Mov k537) 7/9







    Mozart-Symphony No. 41 "Jupiter"/Leibowitz/Pt. 1 (of 3)