Естественно, романтизм как направление был широко представлен в литературе и во всех видах искусства. Перечислять фамилии нет никакой возможности, просто хотя бы вспомним, что огромная часть мировой великой литературы принадлежит именно романтической эпохе.
То, что относится к литературе или живописи, относится и к музыке. Это никто не придумывал и даже особо не декларировал (за исключением ранних немецких романтиков). Просто появилось особое мироощущение.
Туманность, неопределенность, «невещизм», непосредственность, своеволие, мечтательность, приблизительность — одновременно черты и образы романтизма. Характерна тема путешествий (странствий), да и просто тема дороги — с ее бесконечностью. Сама жизнь могла рассматриваться как путешествие.
Романтики очень любили всякие открытия — нового, часто неожиданного. При этом прошлое романтики ценили и любили. Романтики часто открывали новое в старом. У них же обнаруживается интерес к фантастическим образам. Воображаемый мир становится нужен как уход от «враждебной действительности». Интуиция, воображение, сам творческий процесс становятся ценностями — в противовес строго рациональному восприятию мира.
Главный интерес для романтиков — Личность. С этим интересом связана вера в творчество, творческие силы и в возможность что-то изменить. Отсюда невероятная виртуозность романтиков. «Демонизм» Паганини, сводящая с ума публику игра Листа, или то, как Шуман придумал механический аппарат для развития гибкости пальцев (и повредил руку) — все это явления одного порядка. Творчество не знает границ, возможности человека — тоже.
Романтики очень ценили красоту во всех ее проявлениях. То самое прекрасное, которое они видели или представляли себе — становилось идеалом и необходимостью. Чувственности тоже были возвращены все права на существование. Любовь к женщине — одна из главных тем романтизма.
Хотя романтизм и родился в Германии, удивительно быстро всколыхнулась вся Европа, уже не только Западная, но и Восточная. Именно романтизму человечество обязано существованием разных школ. Это так и называется: становление национальных школ во всех странах. Польша дала миру Шопена, Венгрия — Листа, Чехия — Сметану и Дворжака, Норвегия — Грига, Финляндия — Сибелиуса, и так далее (естественно, не все страны тогда существовали, поэтому понимать нужно как «чешская земля», «венгерская земля»). В полный музыкальный голос заговорит Россия. Придет пора и для Испании.
Одновременно с этим естественным образом вспыхнул интерес к народной культуре. Все слышимое ушами тут же претворялось в творчестве. Фольклор — песни, танцы, легенды — перерабатывается, оттуда берутся темы, сюжеты, интонации. К середине XX века останется только обратиться к так называемой «этнической музыке», то есть к традициям других, дальних стран.
У романтиков особую ценность приобретает песня (в России — романс). Появляются новые танцы — мазурки, полонезы, вальсы.
Романтизм принято «отсчитывать» от начала XIX века до начала XX. Но, конечно, и эти границы можно рассматривать как условные. У каждой страны есть свои особенности. Никакой здесь «обязаловки» нет, это естественные процессы. К тому же в XIX веке случились и другие явления (импрессионизм и так далее).
Часто можно встретить выражение «контр-просвещение». Безусловно, это никак не значит, что вдруг все писатели, художники и музыканты отреклись от веры в человеческий разум. Нет, романтики весьма трепетно относились к познанию, но само это познание приобретало романтический оттенок: ведь самопознание так же важно, как и познание. Дух не менее важен, чем разум. Индивидуальность важнее социума. Свобода важнее необходимости. О ценности душевных переживаний так ярко заговорили впервые.
Но внутренний мир человека достаточно противоречив. И, конечно же, сразу обнаружился разлад, не только с внешним миром, но и с самим собой. Где-то я встретила показавшееся мне удачным определение (автора не помню): барокко — это проповедь, романтизм — это исповедь. Так они и «раскинуты» в стороны от стройного и упорядоченного классицизма. В искусстве барокко человек обращался к человеку (проповедовал) с чем-то глобально важным, в романтизме человек обращается к миру, заявляя ему, что мельчайшие переживания его души не менее важны, чем всё остальное. И здесь не только право на индивидуальное чувство, но и право на поступок.
При этом ранние романтики ценили иронию — как противовес «серьезности» предыдущей эпохи. Ирония могла перерасти в гротеск (сказки Гофмана, картины Фюссли и так далее). Но в музыке — важнее внутренние переживания. Все нужно пережить и прочувствовать. И в отношении чувств — тончайшая нюансировка. Но эта «детализация» чувств не мешала проявлению мощных, ярких, глубоких чувств и страстей.
Отсюда у романтиков особое отношение к природе. Природа одухотворена, но не менее интересны переживания человека на фоне природы. В природе ценен не только изначальный порядок, но и хаос, бурление — ведь они тоже символы свободы («дикость лесов», «говор валов» — как у Батюшкова). Если море — то это бушующее море, если горы — то это грозные горы, если лес — то загадочный.
Отсюда у романтиков особое отношение к обществу — зачастую бунтарское (Шуман). Идея свободы романтикам исключительно близка. В том числе — свободы творчества.
Но свобода часто сопряжена с одиночеством и непонятостью. От этого — еще большее противопоставление себя обществу. Общество всегда консервативно, оно и должно таким быть, потому что из чувства самосохранения блюдет статус кво. Соответственно, общество можно объявить косным, отсюда частый конфликт и разлад с действительностью. Ее нужно или принять, как фатальность, или бороться.
Культ детства — тоже от романтиков. Это уже не «маленькие взрослые» предыдущей эпохи во «взрослых» камзолах и даже в паричках. Более того — с маленькой шпагой под мышкой (вспомним портрет маленького Моцарта!). Здесь уже самые что ни на есть дети из «детского детства», из гущи жизни. На картинах — дети в движении, совсем не парадные и не «обобщенные», это дети из жизни, со своими характерными чертами и бездонными глазами. В литературе дети становятся героями. Даже в музыке появилась «музыка о детях» — не учебно-дидактическая литература, а именно одухотворенная музыка о детях и детском восприятии мира.
Романтизм — явление сложное, неоднородное. И о конкретных гениальных представителях своей эпохи — от Италии до России — нужно говорить отдельно.
Лаура, там у вас в Чикаго и Фукуяма родился)). Он тоже много пишет о цивилизации.
К вопросу о слове "пост-" - у него вообще замечательная книга есть:
Ф.Фукуяма. Наше постчеловеческое будущее.
(Our Posthuman Future)
0 Ответить
Господь с тобою, Лаура, не о том он пишет совсем. ))) И не только он. То есть все пишут о том, что происходит с цивилизацией. Ее изучают, понимаешь? Всегда
изучали и сейчас изучают. Это вообще-то нормально.
А если говорить с точки зрения одного "сухого остатка", так понятно, что "все там будем и гори все синим огнем". И это тоже старо как мир. )
Не знаю, что будет на выставке. Знаю, что очереди на улицах. Так что если займут раньше, то, может, и сама еще успею.
0 Ответить
Подскажи Моди с салфеток кафешных посмотреть. Мы однажды В Милане попали на эти редкие рисунки на салфетках.
Галя, я не посмотрела, а почитала внимательно. Теперь я понимаю, откуда это у тебя. Ты не поддавайся - нет никакой отдельной "русской культуры, загадки и прочей хереи". Да, есть скачок от дремучего феодализма начала 20 века на фоне опередившей культуру своего времени элиты (русское байство на фоне русских феллахов), да, марксизм верно прослеживает социальные подвижки на фоне экономических. Почему ярче всех? А потому что дремучей всех европейских стран на то время! Но НЕТ никакого избранного пути у России в отличии от других народов: у баб устроено вдоль, а у мужиков вниз или вверх. Точка. Иного никому не дано.
И вкушаем мы сверху и выкушиваем снизу. Искать какие-то другие богу неизвестные отличия - от лукавого. Дороги, дураки, менталитет...Когда начинают песок в двигатель кидать, я этого в науке не люблю. Понаписать можно чего угодно.т Закажи, я те наваляю об умом Россию не понять еще почище. А в чистом осадке остается одно: кушать хоцца всем, а работать многие народы не приспособлены. Я не тебя спрашиваю. Че, кормить или отпустить народ?
0 Ответить
Ну во-первых, я всегда скажу, что в США уже давно есть великая литература.
Я тоже обожаю наше время.
И завтра (сегодня) дети с утра едут занимать очередь на вытавку (в Москву "приехали" Модильяни, Дали, еще кто-то). Очереди жуткие.
А вот со всем остальным - намного сложнее. Нашла забавный материал, посмотри, если не раздражает. Может быть интересно:
http://www.emory.edu/INTELNET/pm_kommunizm.html
(Михаил Эпштейн - в лучших традициях -"наш-американский" профессор. ОДин из самых сильных культурологов).
0 Ответить
Лаура, дорогая, это не я говорю. То есть и я тоже. Это давно уже говорят все философы ...гм...постиндустриального общества. )))
А недооценивать философов нельзя. Частично сбывается, однако. Маркса вот сейчас очень активно изучают в западных университетах. Решили не недооценивать.
Дело как раз не в том, что новое оплакивает старое. Новое противоречит старому. (Якобы). Но уже давно ничего нового как раз нет. И оплакивания нет, есть насмешка - типичная черта того же пост-модернизма.
Ты понимаешь, идеи не могут быть архаикой. Идеи или есть или их нет. ))
но тема очень интересная. Иногда так кажется.
0 Ответить
Ничего не ПОСТ! Мы живем в удивительное время, обгоняющее само себя. На моей памяти рванули первые собаки в космос, появился телек, магнитофон, беспроводной телефон, мобильник, андроиды, сверхзвуковые конкорды, атомные станции, космические зонды, операция удаления желчного за 15 минут, операция по удалению катаракты за 3 минуты, овечка-клон, стволовые клетки, зеленая архитектура, томографы, генная инженерия....Если мы за это заплатили потерей романтизма, то не страшно - знания о нем есть и доступны каждому. Когда-то романтики так же оплакивали классицизм, но ведь высокая латынь или греко-римская культура никуда не делась - она осталась в наших знаниях как таблица умножения. Ничего страшного. Наоборот, было бы странно, если бы мы пытались протащить в новое миропонимание эту архаику. И все равно, обрати внимание на такое удивительное явление. Специально понаблюдай: послушай музыку на мобилках у людей! Героическая симфония, та же Ода, Первый концерт...А ты говоришь ПОСТ...
0 Ответить
Ты абсолютно права. Потрясающе.
Вот только насчет спирали - не знаю. Хотелось бы верить. А то вся цивилизация конца 20 века описывается как "пост".
"Пост-модернизм", "пост-структурализм", встречала даже "пост-феминизм". Более того, сейчас уже пишут "пост-пост-...". Как бы конец всему вообще и в принципе и навсегда.
0 Ответить
Но вот интересно все-таки, что романтизм литературно-поэтический точно совпадает во временных рамках с эпохой музыкального романтизма. Причем возникает из ничего и исчезает в никуда. В музыке, по крайней мере, остается сильное влияние в упрощенной форме романса, а в литературе он иссякает. В поэзии нечетко размыт в любовной лирике.
Был интересный всплеск неоромантизма в кино в ранних 60-ых. И, не поверите, в русской бардовской песне. (В хрущевках и парадных) . На западе он вылился в музыку Битлз в ограниченном виде. И все. Явление ушло. Ждет нового витка спирали. Интересно будет потомкам посмотреть какие формы примет романтизм жести...
0 Ответить
Мне тоже очень нравится та эпоха. Как последнему романтику, наверное.
0 Ответить
ну кто это там четверки ставит?!!!!
очень мне нравится эта эпоха!!! интересное время, талантливые люди и столько мировых шедевров!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, вот видишь сама, как трудна общеобзорная статья, а? РРРРРРомантизм. Это человеку с музыкальным доромантическим образованием -пост-романтическим образованием, блиН.с двухтомничком этюдов Черни...Эксплуатация хрущевки в более-менее буржуазных Химках... Я когда-то читала курс в 32 часа. Немецкий романтизм. Галка, мне даже права на экзамен на ФИЛФАКЕ не дали - отпустили на ЗАЧЕТ-НЕЗАЧЕТ. Ро-ман-тизм? Куда ж уж теперь эту темно-вишневую шаль на фиг?...Народ понимает амплитуду между Одой и Мизезере. Не отвлекай народ.
0 Ответить
Лаура,
Не отвлекай народ.
Не буду.
0 Ответить
Галя, спасибо. Вот Пастернак. Ты разрешишь, надеюсь. Он тут вполне в тему.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
0 Ответить
Галя Константинова, очень мне нравится, как Вы пишите - просто музыка души ! "Романтизм - это исповедь" - прекрасное определение, никогда раньше не встречала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина, первый расцвет психологии тоже ведь приходится на 19 век. ТАк что все не случайно. Спасибо.
0 Ответить