Его, наверное, можно назвать едва ли не первым представителем эпатажа в искусстве. Но здесь главное ударение падает на слово искусство.
Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Худой, даже костлявый, кособокий — на сцене, бледный, с восковым лицом и черными кудрями, наделенный длинными сверхгибкими пальцами — таким он представал перед упитанной и румяной публикой.
Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини». Как тут не обвинить человека в связи с нечистью? Да еще с захватывающими подробностями, например: души убитых жены и любовниц заключены в скрипках итальянца. А струны сделаны из их жил и кишок. Потому так хорошо и звучат…
С тех пор тема «продажи души Дьяволу» нет-нет, да и всплывет. Ничего не поделаешь: легенда о Фаусте бродила по Европе задолго до Гёте и Паганини. Она жива и сейчас, и будет жить долго.
Кому не известна легенда о том, как великий скрипач и композитор Никколо Паганини… продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку? В это предание верил даже такой безбожник, скептик и насмешник, как славный поэт Генрих Гейне.
А. Куприн. «Скрипка Паганини»
Образ Паганини
Образ Паганини широко представлен в мировой культуре. Широко — во всех смыслах: от оперетты (Легар) до фильма ужасов. Написано много книг — все из разряда беллетристики. Из фильмов можно назвать «Паганини» Клауса Кински (слишком вызывающий), советский четырёхсерийный телевизионный художественный фильм «Никколо Паганини», есть еще итальянский фильм — «Ужас Паганини». И везде Паганини, так или иначе, «демоничен».
Интересно посмотреть на портреты гениального музыканта.
Один художник — Эжен Делакруа, яркий представитель романтизма в живописи. И его Паганини — нервный, надломленный, страдающий. Второй портрет — Жана Огюста Энгра, типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. И Паганини Энгра — спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». Так может, все дело только в том, как посмотреть? И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное.
Кстати (действительно — пришлось кстати), последний художник — Энгр — вошел во французскую поговорку: «Скрипка Энгра». Он долго не мог выбрать, что же его привлекает больше — игра на скрипке или живопись. Выбрал живопись, но и скрипку не бросил, а «скрипка Энгра» на русский язык переводится как «второе призвание». Второе призвание — это многим знакомо, я полагаю. В том числе тем, кто пишет в этот журнал.
Факты
Никколо Паганини немного старше Россини, Беллини и Доницетти. Он родился 27 октября 1782 в Генуе, в старом доме в переулке Черной кошки (один к одному, право слово). Семья была небогатая и многодетная. Отец был портовым грузчиком, затем лавочником, но, как всякий итальянец того времени, близко соприкасался с музыкой (игра на мандолине).
Паганини можно назвать вундеркиндом, детство прошло в учебе и гастролях, которые продолжались затем всю жизнь. Биография Паганини может состоять из простого перечисления всех европейских городов: от английских до польских.
Жизнелюб и сердцеед — это правда. Самый известный роман Паганини — с сестрой Наполеона, Элизой Бонапарт (по мужу — Бачокки). Элизу брат, ставший императором, поставил править итальянскими княжествами, там и случился длительный роман.
Впрочем, молва приписывала ему роман и с другой сестрой Наполеона — Полиной, которой любящий брат тоже выдал кусочек «итальянского пирога». Так и бродят эти легенды из биографии в биографию, хотя достоверно ничего не известно.
У Паганини был сын, брак с матерью которого не был зарегистрирован: это довольно типичная ситуация для представителя романтизма. С невенчанной женой Никколо разошелся. А сына взял на воспитание.
Паганини стал богат. Его гонорары были астрономически высоки. Но он прожил свои 57 лет без отдыха и покоя. А еще 56 лет не мог обрести покой его прах. Но здесь — причины вполне земные, тоже ничего мистического.
Паганини умер 27 мая 1840 года в Ницце, по легенде — обнимая скрипку (неправда, но уже закрепилась). Последнего причастия не было (правда, но могли ждать выздоровления). Епископ Ниццы отказался служить заупокойную мессу, обвиняя Паганини в ереси. Католические власти Италии запретили погребение музыканта на родине. Лишь значительно позже его прах перевезли в Италию — и то потребовалось специальное вмешательство папы. Два года прах вообще не был предан земле. А окончательное пристанище Паганини нашел через 56 лет после смерти…
Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк. В принципе, этот орден давал право на дворянство, но ни Моцарт, ни Паганини не пожелали пользоваться возможными привилегиями.
А вот был ли Паганини воинствующим безбожником — есть очень большие сомнения. Возможно, все наоборот: свою фанатичную нетерпимость к Паганини проявили некоторые люди, обвиняя его во всех смертных грехах.
Скорее всего, Паганини сам накинул на себя «демоническую» маску. Он и без нее остался бы виртуозом и великим композитором. Но с маской ему было удобнее, возможно, и сама публика жаждала увидеть пресловутый «демонизм». Общество само хотело видеть «демона», оно же его возносило в хвале, и оно же его отторгало, создавая сочные «легенды-страшилки».
Паганини писал для скрипки и для гитары. Почти все, написанное для скрипки, ныне имеет переложения для гитары. Самое забавное, что и рок-культура не чурается Паганини. Характерен в этом отношении фильм «Перекресток» (США, 1986 год). В этом фильме тоже есть гитарист, заключивший контракт с дьяволом (в роли — Стив Вай). И есть там музыкальная дуэль с 5-м каприсом Паганини.
Музыка Паганини не просто виртуозна. Она пронизана духом народных итальянских мелодий, темпераментных, экспрессивных — и глубоко лиричных…
Нам уже почти пора в Россию, где начинает свой творческий путь Михаил Иванович Глинка. Но хронологически (да и географически) нам нужно ехать через Францию — там ждет Гектор Берлиоз.
Галина, спасибо Вам за отличную статью и за музыкальные приложения к ней. Каприс 24 не только музыкальный шедевр, но и возможность для виртуозов продемонстрировать многообразие видов скрипичной техники, и каждый раз, когда я слушаю его, моя душа замирает...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия, так здорово "встретиться" на 24 каприсе.
0 Ответить
Елена, спасибо Вам большое за отклик. За понимание.
0 Ответить
Галя, Вы правы в том, что у обывателя неистребима жажда быть эпатированным. Пораженным. Даже оскорбленным. Публика этого жаждет. А артист зачастую ей это и дает.
Люди. Обычные, талантливые, гениальные, но люди. И не надо сказок.
0 Ответить
Игорь, наверное, так. Более-менее стабильному обществу хочется пощекотать себе нервишки, добавить «общественного адреналинчику». ))
0 Ответить
Приходилось слышать, что особенности внешности Паганини связаны с генетически обусловленным заболеванием соединительной ткани — синдромом Марфана.
0 Ответить
Гельмут Курцбах, вполне возможно. У Андерсена был то же синдром. Они даже внешне похожи.
Кстати, о Паганини и рок-культуре. Российская метал-группа "Гран-КуражЪ" посвятила этому композитору одну из своих песен. Она так и называется "Скрипка Паганини".
0 Ответить
Гельмут, а я не знаю. Точнее, я знаю, конечно, об этих предположениях, только какое это имеет значение? Миллионы людей по всему миру берут сейчас в руки свои инструменты. И руки у них разные, и пальцы разные. Не только в этом, наверное, дело. И потом, Вы знаете, я читаю такие вещи по необходимости. Наверное, это тоже нужно. Но уж больно любят в наше время диагностировать всех подряд, в то числе, и «прошлых», давно ушедших. Все препарируют и препарируют, как-то даже излишне сладострастно, по-моему. ))
0 Ответить