У меня один гражданин как-то поинтересовался, не ракетка ли это для игры в большой теннис, а одного моего коллегу даже приняли за… баяниста. И даже услышав объяснение — домра, переспрашивают: «Домбра?» или даже «Это что-то азиатское?»
Между тем русская домра, конечно, состоит в родстве с казахской домброй — но не больше, чем казахская тамбура или итальянская мандолина… А главное — она именно русская! Пожалуй, её можно считать «исконно русской» даже в большей степени, чем балалайку, которая успела стать своеобразным музыкальным символом нашей страны (хотя и презираемым многими нашими соотечественниками — как и всё русское).
Начало истории домры теряется в глуби веков. Одни исследователи возводят её к восточным инструментам, другие — к европейской лютне (имеющей, впрочем, арабское происхождение). Весьма вероятно, что правы и те, и другие: русская домра возникла «на пересечении» двух музыкальных традиций, вобрав в себя — как и многое в нашей национальной культуре — как европейское начало, так и азиатское.
Так или иначе, в Средние века домра уже была широко распространена на Руси, будучи любимым инструментом скоморохов, что отражено даже в фольклоре (вспомните пословицу: «Рад скомрах о своих домрах»)… Причём домрачеи (так назывались в те времена исполнители на домре) пользовались успехом не только в народе: в XVI веке при царском дворе существовала так называемая «Потешная палата» — своего рода придворный оркестр, куда входили в том числе и домрачеи. Причём уже тогда существовало нечто вроде оркестровых разновидностей: «домришка», «домра басистая».
В XVII веке история русской домры трагически обрывается: в 1648 г. представители духовенства обращаются к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять меры против скоморохов. Почему это произошло? Согласно официальной версии, приведённой в обращении, скоморохи своими «бесовскими игрищами» отвлекают народ от молитв и от посещения храмов. Но, возможно, причина была намного глубже: даже через много веков после Крещения Руси язычество не спешило сдавать позиции, продолжая бытовать в народе, а скоморошество было именно языческой традицией…
Так или иначе, царь — хоть сам и любил скоморохов — не посмел перечить святым отцам и издал указ об истреблении скоморохов. Репрессиям подверглись не только люди, но и инструменты — в том числе и домры: их сжигали на площадях. Так русская домра была уничтожена — казалось, навсегда… Но поскольку без музыки жить невозможно, на смену ей скоро возникает другой инструмент — балалайка.
Именно из балалаек составил в 1888 г. свой кружок, а затем и оркестр Василий Васильевич Андреев — человек, вошедший в историю как создатель оркестра русских народных инструментов. Но одних балалаек было недостаточно — Андреев интуитивно чувствовал, что нужен мелодический инструмент… но какой?
Решение пришло неожиданно: в 1896 г. один из сподвижников В. Андреева находит в Вятской губернии на чердаке старого дома неизвестный инструмент с овальным корпусом. На основании изображений в древнерусских источниках был сделан вывод, что это и была русская домра. Как удалось этому экземпляру уцелеть и сохраниться до конца XIX века — так и осталось тайной, но так или иначе, с этого момента домра — как спящая красавица — возвращается к жизни.
Совместно с мастером С. Налимовым В. Андреев создал оркестровые разновидности домры: малая, альтовая, теноровая, басовая, контрабасовая, а также домра-piccolo (контрабасовая со временем вышла из употребления, а теноровая сейчас употребляется достаточно редко). Домра вошла в Великорусский оркестр — и с этого момента он становится в полном смысле оркестром.
Потом было многое… Был Концерт для домры с оркестром Н. Будашкина — первое произведение для солирующей домры. Великие имена: А. Симоненков, Ю. Яковлев, Т. Вольская, С. Лукин… и конечно — «домровый Паганини»
Сегодня — как и во времена
Так что же — сохраним? Или — как всегда — будем бездумно терять всё своё родное, национальное, а потом говорить громкие слова о «возрождении России»?
Статья все равно хорошая..даже если и инструмент кому-то не нравится..
поскупились!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Болят только в начале, пока не набьёшь... своеобразное "посвящение"!
0 Ответить
Уважаемые читатели. Пишется не домБра,а домра. играла 5 лет на ней, потом на гитаре. кто играл, знает, как пальчики болят вначале (.
0 Ответить
Яна Геннадьеавна, Вы не правы! Правильно и домра и домБра! Просто это два разных инструмента, один русский (домра, без "б"), другой - казахский! Я тоже в 80-х учился в муз. школе по классам баян и домра! Даже произношение у названия инструментов разное - у русской домры ударение на букву "О", дОмра, название казахского произносится как домбрА, с ударением на последнюю букву "А". Русский инструмент - дОмра, казахский - домбрА!
0 Ответить
что такое домра?
кошмар моего детства!
0 Ответить
Наша-это домра,а казахская - домбРа!Знаю еще с детства,потому что когда то поступала в музыкалку по классу домры.
0 Ответить
Таша Бай, вот же я читательница! букву не дочитала...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таша Бай, Вам повезло... а многие наши граждане путают. вплоть до того, что кога-то читала статью о том, как кто-то из официальных лиц посетил одну из московских музыкальных школ - тамсреди друих инструментов упоминалась домБра. Я удивилась, что в московской школе казахский инструмент преподают,а потом дошло,что имелась с иду домра - просто автор статьи такой "образованный" был.
0 Ответить
Вы меня удивили несказанно! всегда считала, что домбра - это казахский народный инструмент (так и хочется переспросить, вы уверены, что и русский тоже? )
Спасибо за отличную статью..
Оценка статьи: 5
0 Ответить