• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Что такое покаяние и почему оно «не работает»?

Общаясь с православными, я нередко слышу о покаянии. Причем чаще всего в определенном контексте: что христианин если и согрешит, то после покается. Да, я знаю, что покаяние — это таинство. И этот аспект обсуждать не могу, да и не собираюсь. Но есть и иная сторона, внутренняя: то, что происходит при покаянии в нашей душе. Точнее, должно было бы происходить, понимай мы смысл покаяния.

DJP3tros Shutterstock.com

Обратимся к первоисточнику. На мой взгляд, сущность покаяния выражена в словах: «Иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Да и в церковных «инструкциях» отражена та же позиция.

«Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным». «Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу».

Наконец, греческое «метанойя» (покаяние) переводят как «изменение ума», «переосмысление, поворот», «перемена образа мыслей». То есть покаяние должно бы сопровождаться такими внутренними переменами, при которых «омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными — становимся святыми».

Это важнейший момент! Слишком глубоко укоренилось представление о том, что покаянием можно искупить грех, очиститься от него. Даже поговорка сложилась: «не согрешишь — не покаешься». И ведь не на пустом месте она возникла! Вот, например, в Евангелии от Луки читаем:

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Да еще идея первородного греха, этой изначальной «испорченности» человека и как следствие невозможности достичь совершенства. Третий барьер на пути к самоизменению — невозможность достичь спасения собственными силами, а только милостью божьей. И наконец, идея милосердия божьего. Этот комплекс представлений, на мой взгляд, закрывает для подавляющего большинства христиан путь к действительным переменам.

А ведь иной, подлинный смысл покаяния известен. Но он сложен, он требует серьезнейших усилий в работе над собой. Куда проще «грешить и каяться»! Но это путь тупиковый, вообще ни имеющий с покаянием ничего общего. Ибо хотя здесь и есть признание собственной греховности и конкретных грехов, отсутствует самое главное: внутренние изменения. Человек как был, так и остается грешником, готовым снова совершать неприглядные поступки и снова в них каяться. Да, при этом он понимает, что поступает нехорошо, что совершает грех. Но считает, что не грешить — не в человеческих силах; что бог простит; а самое главное — что можно и нужно покаяться… Круг замкнулся. Покаяния, метанойи, не происходит! Но ведь априори предполагается, что человек исповедуется в грехах — а это возможно, лишь если он эти грехи осознает, осознает собственно их нежелательность, греховность. Далеко не всегда это происходит!

Как «раскаяние в целом»: «живу как все без особых грехов», так и экзальтированное «великий я грешник и нет мне прощения» одинаково бессмысленны и даже вредны, поскольку являются психологическими защитами, призванными не допустить до осознания то, о чем мы боимся сказать даже самим себе. Раскаяться можно, только осознавая совершенное, отдавая себе отчет в происходящем. Поэтому «грехи» должны быть конкретны, и работа над их недопущением и искоренением потребности в них в дальнейшем тоже конкретна. Только так, через осознание, действительно возможно «обратиться к Господу и оставить грехи», «сотворить себе новое сердце и новый дух».

Многие ли из «грешащих и кающихся» помнят, что покаяние сравнивают со вторым Крещением? Вспомним, что крестятся один раз и навсегда! Так и подлинное покаяние (а другим оно быть не может!) ведет к тому, что грехи больше не возвращаются… или по крайней мере не возвращаются с прежней силой. По логике, покаяние ведет к подлинному очищению от греховных страстей, постепенно, но неуклонно очищая человека. Многие ли «кающиеся» становятся лучше, избавляются от нежелательных помыслов, побуждений, поступков? Нет? Так может быть, это следование ложному пути, проще говоря — самообман?

На первый взгляд, в христианстве вообще нет идеи приближения к совершенству. Ведь мы грешны изначально, от рождения! Идея греховности постоянно подчеркивается и представителями церквей, и самими верующими. Как тут не быть убежденными в неисправимой порочности своей натуры? Да и спастись можно лишь божественным изволением, а не собственными усилиями. Зато можно усердно молиться, поминая собственную ничтожность и греховность и прося бога о милости. А потом снова грешить…

Но в христианстве есть и другая сторона. Даже формально при покаянии человек очищается от грехов. То есть идея очищения, освобождения от греха церковью признается! И если его не происходит — значит, либо не работает таинство (для верующего так вопрос не стоит), либо нет раскаяния со стороны самого человека. И формальное, внешнее покаяние — не более чем самообман и самоуспокоение, заодно дискредитирующее само таинство в глазах неверующих. А как вы думали? Именно так и скажет атеист: таинство не работает! И будет прав, оно действительно не работает, если человек после «покаяния» остается таким же, каким был.

На мой взгляд, христианство могло бы быть мощнейшей духовной практикой. Для этого нужно немногое: четко представлять цель — то, к чему мы стремимся; столь же ясно представлять, какими мы должны стать для достижения этой цели; осознавать свое нынешнее состояние и перемены, которые придется осуществить в себе, чтобы стать такими, как нужно. Тогда идея покаяния обретет совсем другой смысл, а главное — откроется путь к реальному самоизменению.

И завершу еще одной цитатой, четко и недвусмысленно описывающей то, к чему нужно стремиться:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Статья опубликована в выпуске 3.12.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (103):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы. (с)
    Кайтесь, господа, кайтесь...))

    Оценка статьи: 5

  • Покаяние – это:
    - во-первых, безоговорочное признание греховных своих деяний, мыслей, намерений злом, вредным плодом;
    - во-вторых, однозначное, категоричное решение не повторять подобного греха.
    Предательство своего покаяния должно завершаться добровольным отшельничеством, уходом из человеческого общества. В противном случае покаяние не искренно, ложно, презренно.

  • а у меня есть знакомые в храме, кто МОЖЕТ!
    они работают в храме!

    статья тупая!

    в жизни бывает так,что ситуации нельзя Ни предвидеть,ни предвосхитить.

    но если Не действовать - заметут!

    Оценка статьи: 2

  • Василиса гребенькова Читатель 6 декабря 2011 в 20:19 отредактирован 6 декабря 2011 в 20:23 Сообщить модератору

    Иван Бухой,я хожу в церковь только когда в ней мало народу или вообще никого нет, т.к. живу практически рядышком с ней. Мое любимое время- с 12 до 15 час дня, еще лучше- с 7.30 до 9.00. Я не верю, что в храме по лежащему могут пройтись, это не то место и не те люди.

  • Иван Бухой, если этого больного нельзя вынести из церкви, то в церкви есть спокойные места, где он может полежать без риска быть затоптанным.

  • Василиса гребенькова Читатель 5 декабря 2011 в 10:34 отредактирован 5 декабря 2011 в 16:15 Сообщить модератору

    Одной старушке стало плохо во время службы, она упала в обморок, так мы ее за руки-за ноги вынесли на свежий воздух, посадили на лавочку. Такие случаи не редкость с людьми, которые болеют. А "скорой" не нужно было показывать свое врачебное искусство в церкви, вынесли бы на свежий воздух или в салон "скорой" и там разбирались. Массовая некомпетентность.
    В очереди к Поясу все прошло нормально, соблюдался порядок который поддерживался полицией и казаками, никто никого не затоптал.

  • Наталья Дюжинская, человеку может стать плохо даже в храме. В этом случае его нужно уложить хотябы на пол, под голову что-нибудь мягкое, только так можно помочь, и вызвать "скорую помощь". Я не поняла, о чем Вы в своем комментарии, пожалуйста по-подробнее.

    • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 5 декабря 2011 в 10:18 отредактирован 5 декабря 2011 в 10:25 Сообщить модератору

      Василиса гребенькова, я о том
      Кончилась служба, пошёл народ. По нам, по больному, по батюшке.Все такие с благодатью, все воцерковленные.И даже наверно в грехах каялись перед этим.
      Фельдшер еще деликатно выразился " народ" мог бы сказать стадо или толпа
      Случайно в очереди к поясу случайно никого не снесли, не затоптали? вместе со скорой?

      Оценка статьи: 5

  • Храм. Пасха. Эпилептик. Судороги нон-стоп – глубокий статус. Кончилась служба, пошёл народ. По нам, по больному, по батюшке… а тот, наивный, всё подождать их просил, да помолиться во здравие
    "Записки на кардиограммах" Фельдшер. Ру Неформальный сайт скорой помощи"

    Оценка статьи: 5

  • Отлично, Александр!.. (можно к Вам так обратиться?)

    За ними глаз да глаз нужен - это точно!.. Вы уж за ними приглядывайте, подсказывайте, если что... Вам это не трудно сделать. Успехов!

  • Гуру, значит?.. У православных? Круто! Продолжайте общаться - пригодится.

  • Общаясь с православными, я нередко слышу о покаянии...

    О евангельском указании тоже слышали от православных? Классный ответ - "почему нет?" Насчет ленивого организма - просто хохма, однако!.. Особенно, когда этот ленивый организм вами пользуется. И ему (ленивому организму) неохота напрягаться.. Типа, влом что-то менять.

    Это тоже от православных слыхали или сами придумали?

    • Вячеслав Старостин, о евангельском указании прочитал в Евангелии. да, ответ классный, потому что правильный. нет, если сможете стать лучше после смерти - пожалуйста.

      Насчет ленивого организма - просто хохма, однако!.. Особенно, когда этот ленивый организм вами пользуется. И ему (ленивому организму) неохота напрягаться.. Типа, влом что-то менять.
      я-то понимаю, о чем пишу. мы всегда сопротивляемся попыткам изменить себя. особенно в лучшую сторону. есть такая штука, сопротивление. в психоанализе считается, что боль от душевного недуга должна быть сильнее, чем боль от лечения - иначе человек просто не будет работать над собой.
      нет, это я сам придумал

      относительно же того, что я слышал от православных, повторю: я модерирую религиозный форум. и стараюсь быть в теме. и общаюсь, и читаю литературу, и спрашиваю у верующих.

  • Переборщил?.. Это цветочки по сравнению с этой хренью:

    Тогда идея покаяния обретет совсем другой смысл, а главное – откроется путь к реальному самоизменению.

    И завершу еще одной цитатой, четко и недвусмысленно описывающей то, к чему нужно стремиться:

    «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).


    Хотите стать как Бог?.. Уже при жизни?.. Мм-даааа!

    • Вячеслав Старостин, почему нет? к тому же это евангельское указание. и конечно, при жизни. после смерти можно стать не совершенным, а мертвым. писание предназначалось живым, оно указывает идеал, к которому нужно стремиться. а иначе мы закрываем для себя путь к совершенству, ставим предел, а ленивый организм этим пользуется. ему неохота напрягаться и что-то в себе менять. это сложно и болезненно.

  • ну может и переборщил. постараюсь исправиться. хотя оно и в само деле могло... и еще может. и многие христиане могут и хотят, а главное - думают и меняются.

  • на мой взгляд, в таких вещах оправдан максимализм. здесь нужно смотреть в корень, искать суть и первоначальный смысл. вопрос-то серьезный!

  • На мой взгляд, христианство могло бы быть мощнейшей духовной практикой. Для этого нужно немногое: четко представлять цель – то, к чему мы стремимся; столь же ясно представлять, какими мы должны стать для достижения этой цели; осознавать свое нынешнее состояние и перемены, которые придется осуществить в себе, чтобы стать такими, как нужно. Тогда идея покаяния обретет совсем другой смысл, а главное – откроется путь к реальному самоизменению.

    И завершу еще одной цитатой, четко и недвусмысленно описывающей то, к чему нужно стремиться:

    «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).


    Фу!.. Как самонадеянно!

  • Да нет, Наталья, с мозгами вроде все в порядке, просто нам всем не хватает любви

  • Прочитав комменты новых воцерковленных в очередной раз убедилась-агрессия по инструкции:
    -Мнение отличное от воцерковленного -грех горыни и др...
    -При оотсутствии конструктивного ответа можно всегда процитировать " не мечите биссер перед свиньями"
    возникает вопрос: а свиньи кто???
    - Походя плюнуть на ислам...
    У меня возникает вопрос: при воцерковлении сейчас одновременно производят ампутацию мозгов?

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 4 декабря 2011 в 11:17 отредактирован 4 декабря 2011 в 11:18 Сообщить модератору

    Слово грех -очень тяжелое и давящее слово. А придуманный первородный грех сковывает разум и действия -вобще зачем развиваться, думать ,мечтать,творить ?! Грешен изначально и все тут!согласна с Ю Косаговским -совершенно ложная концепция.
    Вредоносная концепция я бы сказала

    Оценка статьи: 5

  • давайте смотреть! а лучше бы видеть

  • ... по-моему, статья очень точно актуализирует вопрос такого популярного явления, как низкий уровень религиозности среди христиан некоторых конфессий. Не знаю, какое отношение к религиозным организациям может иметь ув. Автор, но суть именно христианского понимания покаяния и таинства отпущения грехов, а также неосознаваемого лицемерия многих из мнящих себя христианами, сформулирована очень корректно.
    Сегодня это стало редкостью Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • "Если то, что ты говоришь о человеке - правда, то ты сплетничаешь. Если то, что ты говоришь о человеке ложь - то ты лжец.И то и другое грех" Вот к этому греху и приводит нас автор статьи. Эти глупые поясу кланяются, та нехорошая покаялась, а сама не изменилась, этот еще хуже сделал... Люди, давайте на себя смотреть. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.(Послание к Римлянам.14:7-15)

    Оценка статьи: 1

  • Всех с праздником Введение во Храм Пресвятой Богородицы!

  • Александр Смирнов, 100 баллов!

  • Вадим Емельянов Вадим Емельянов Дебютант 3 декабря 2011 в 21:26 отредактирован 3 декабря 2011 в 21:38 Сообщить модератору

    Грех, в переводе, кажется с греческого, это непопадание в цель. Главное понять греховность своего пути, к цели не ведущего, а раскаяние само появится и сработает как коректировка курса.
    И цель у нас есть - Богочеловечестко. Стремимся к нему, грешим и каемся, корректируем курс. То военный коммунизм, то коммунизм, то социализм, то социализм с человеческим лицом.
    О целях всяких рыночных либерастов не скажу, там бессмысленное бесовское блуждание. Они не видят цели, не чувствуют и греха, и каяться неспособны.

  • Юрий КОСАГОВСКИЙ Юрий КОСАГОВСКИЙ Читатель 3 декабря 2011 в 19:24 отредактирован 3 декабря 2011 в 19:25 Сообщить модератору

    .



    человек все время корректирует себя
    в интересах общества как коллективное животное

    =============================================
    эта коррекция и регулируется ощущением раскаяния


    это совершенно ложная концепция
    будто изначально греховен человек

    это все равно что сказать что кошка греховна

    именно что они чисты изначально

    это ложная концепция
    но я ее часто встречаю
    и диву даюсь - откуда она взялась?...

    ведь изначально это тварь божья?
    и дело рук господа - совершенно и идеально
    и подобно богу (!)

    что касается того что такое покаяние
    и как оно работает - успешно или нет...

    успешно вот уж как миллион лет существует человек
    и его эволюционный путь конечно же формировался
    этим чувством - стыда и огорчения за ошибки

    это переживание и есть - покаяние
    с помощью которого корректируется мировоззрение человека

    формируется ребенок чаще общаясь с матерью
    и все мы помним как признаваясь в мелких ошибках
    мы смущались и страдали и стыдились
    но признаваясь матери - испытывали чувство облегчения

    потому что отступали от ошибочного пути
    и принимали верное направление

    т.е. этот радостный путь - покаяния

    любопытно что даже преступники
    требуют друг от друга на своих сходках
    - верности слову и честности
    при финансовых расчетах и т.д.

    это природное стремление к праведности
    как к спокойному и счастливому пути



    .

  • Я не религиозен, но статья понравилась. Все это очень знакомо.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Смирнов, этот вопрос вполне можно вынести за плоскость религиозной догматики и сказать, что абсолютно любой человек, традиционно верующий или нет, стоит в своей жизни перед выбором - жить осознанно и, как следствие, нести ответственность за свои поступки, или придумать себе свою собственную подходящую философию ("грешить и каяться"). Ес-но, христианство (да и многие другие религии) всегда являлось выразителем этого непререкаемого психологического постулата - христианство дало объяснение греху, христианство на своем языке объяснило раннему человеку необходимость его отвращаться, и христианство в лице Христа объяснило кардинальное различие между формальной стороной веры и её насущной, изменяющей человеческую жизнь, частью. Однако человеческое покаяние - это не одолжение и не подарок Богу, это не предмет меновой торговли с Богом и это не фетиш. Покаяние - приглашение к диалогу. С Богом и с самим собой.

    Оценка статьи: 5

    • дмитрий наблер, спасибо огромное, согласен со всем.

      • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 4 декабря 2011 в 15:53 отредактирован 4 декабря 2011 в 15:56 Сообщить модератору

        Александр Смирнов, у меня создалось впечатление, что ваши расуждения носят исключительно теорететический характер. Хотя многие верующие воспринимают покаяние также, как вы и комментаторы: разновидность психотерапии, некая "баня" для совести, ритуал, сделка с Богом и т.д. Покаяние предполагает исправление: "иди и больше не греши". Случалось ли вам готовиться к исповеди и причастию, каяться, т.е. называть своему духовному отцу (а не подвернувшемуся священнику, которого видешь первый и последний раз в жизни - "батюшка, грешен!") события своей жизни, в которых невозможно признаться самому близкому человеку? Понимаете ли вы смысл принятия Святых Христовых Таинств, которым предшествует покаяние? Понимаете ли вы разницу в католическом и православном отпущении грехов? Желаю успеха на литературном и духовном поприще!

        • Галина Резапкина, странные сбои, посты не всегда публикуются. ответил, сейчас не вижу сообщения. попробую еще раз.

          Покаяние предполагает исправление: "иди и больше не греши".
          да, и об этом я сказал в статье

          разновидность психотерапии, некая "баня" для совести, ритуал, сделка с Богом и т.д.
          вы перечислили вещи, друг другу противоречащие, свалили все вместе. да, это практика, на современном языке - психотерапавтический прием. но не ритуал, не сделка.

          а не подвернувшемуся священнику
          а правы ли вы здесь? по идее, от личности священника не должна зависеть действенность обряда. священник - проводник благодати, так сказать. пока он в сане, проводимые им таинства имеют силу. они не могут быть лучше или хуже в зависимости от конкретного священника. это психотерапия мистики не признает и там эффективность зависит от личности и мастерства психотерапевта. а в религиозных обрядах - нет, уж извините.

          Понимаете ли вы смысл принятия Святых Христовых Таинств, которым предшествует покаяние?

          я говорил, что мистической составляющей намеренно не касался. она непроверяема. а психологическая компонента - вполне.

          Понимаете ли вы разницу в католическом и православном отпущении грехов?
          не интересовался этим... пока. если можно, проясните, пожалуйста. а то сам выясню и - о ужас! напишу статью!

          • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 4 декабря 2011 в 17:06 отредактирован 4 декабря 2011 в 17:28 Сообщить модератору

            Александр Смирнов, я просто обобщила наиболее распространенные представления о таинстве покаяния. По поводу "подвернувшегося священника". Да, в идеале все равно, кому исповедоваться в грехах. Но я беру именно психологический аспект как самый понятный для аудитории. Вот я согрешила, покаялась, причастилась. В следующий раз опять говорить об этом грехе моему духовному отцу уже "стремно"... Исповедь в католичестве сводит до минимума личный контакт между прихожаниным и падре, там каяться, мне кажется, с формальной точки зрения, проще.
            С нетерпением жду ваших статей, основанных хотя бы на минимальном опыте!

            • Галина Резапкина, как раз все наоборот!
              В православии в принципе достаточно назвать грех. Ведь не каждый имеет персонального духовника. И личность священника действительно не имеет значения, т.к. каются перед Богом, а не перед священником.
              А в католицизме с помощью священника происходит подробный разбор не только греха, но и мотивов. А потом (и довольно часто) накладывается епитимья, дается время на осмысление и искупление, и только после этого грех отпускается.
              Естественно, я пишу о том, как должно быть, потому что, если вспомнишь об индульгенциях, то сразу представляешь себе, как там Иисусу с небес весело на все это смотреть.
              Я абсолютно согласна с автором статьи - если после исповеди и отпущения греха человек снова и снова совершает этот грех, то вся эта процедура превращается в фарс.
              А если раскаяние настолько искреннее, что человек действительно больше никогда подобного не совершит, то какой смысл в покаянии перед священником - ведь кается человек перед Богом (Христос призывал к прямому общению с Богом: "зайди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне. И тот, кто втайне, воздаст тебе явно"?

              • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 4 декабря 2011 в 17:56 отредактирован 4 декабря 2011 в 18:21 Сообщить модератору

                Как скучно... Ничего не изменилось. Как раньше ругали романы, которых не читали, и спорили о взлетах и падениях Голливуда, не видя ни одного фильма, так и сейчас, хотя доступ к текстам, фильмам и лекциям на православную тематику свободен, запретов на посещение храмов нет...

  • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 3 декабря 2011 в 18:09 отредактирован 3 декабря 2011 в 18:10 Сообщить модератору

    Автору Спасибо за статью.5Александр Вы затронули непростую тему

    Оценка статьи: 5

  • Александр Смирнов, даже если Церковь будет составлять единое целое с Государством, священники будут на службе у Государства, вряд ли люди будут грешить меньше чем сейчас, а преступность исчезнет. До 1917г. люди и грешили, и преступность была, может не в таких уродливых формах как сейчас.

  • а что - христианство? оно конечно не духовная практика... точнее, не только. хорошо. давайте попробуем сформулировать цель христианства, конечную цель. четко представляя цель, можно выбирать, искать методы. не духовная практика - очень может быть. тогда что? что конкретно?

    • Инна Иванова Инна Иванова Читатель 3 декабря 2011 в 18:09 отредактирован 3 декабря 2011 в 18:14 Сообщить модератору

      Александр Смирнов, вот вам и "практика", к которой Вы стремитесь - bogoglasnik.ru, на этом сайте есть церковное пение, акафисты МП3, можете их скачать и слушать, и возможно, что-то и откроется.. еще не зря сказано, что настоящее покаяние слезным бывает, слезами изливается, и кается человек не только лишь в храме, а своей жизнью, поступками - когда пересиливает себя поступить так, а не иначе, так, как ему подсказывает совесть.. вот это и есть "метанойя".. и каждый вечер перед сном христианин вспоминает свои поступки, что он совершил за день, что не так, испытывает свою совесть.. и не каждый причастник получает прощение грехов, а лишь тот, кто по-настоящему раскаялся в своих поступках.. нет, не зря поется в акафисте Пресвятой Богородице "Радуйся, достойных причастников одесную поставляющая" - значит, есть и другие.. Господу угодно, чтобы все спаслись, Он этого желает и терпит за наши грехи и сейчас, но мы этого не хотим понимать..

    • Инна Иванова Инна Иванова Читатель 3 декабря 2011 в 17:55 отредактирован 3 декабря 2011 в 17:56 Сообщить модератору

      Александр Смирнов, цель христианина - это жизнь в Боге, с Богом, в Его присутствии.. когда Он рядом, жизнь наполняется новым смыслом.. это большая радость - жить с Богом, именно к этому стремятся монахи, выбирая такую жизнь.. и не только они.. это огромная радость - знать, что Он рядом, что ты Ему не безразличен, что Он хочет тебя спасти, да и всех спасти, если люди этого пожелают..но люди этого не хотят, а хотят строить свои туманные теории..а ведь сказано - "где просто, там и ангелов со сто", "будьте как дети" - сказал Сам Христос..

  • Автор, христианство - это не "духовная практика", никогда такой цели не ставилось..и действительно - все милостью Божьею бывает, без Него мы не можем творити ничесоже.. и покаяние не для того, чтоб радостно грешить, а потом каяться, а для того, чтоб стараться более не грешить, а уж если так получилось, что не выдержал и сорвался, упал - не отчаиваться, встать и идти дальше.. дай Вам Бог понять это, и не строить свое мнение на общении с православными - они тоже могут ошибаться, как и все люди. Один Бог свят. Почитайте жития святых, да хотя бы Серафима Саровского, и узнаете немного больше о покаянии..

  • Грамотная, сильная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Иван Демидов, Вы нам льстите. Значит все мы тут безгрешные, спасибо!

  • Иван Демидов Читатель 3 декабря 2011 в 13:40 отредактирован 26 мая 2018 в 13:56 Сообщить модератору

    Дело в том, что кающиеся и покаявшиеся не сидят на таких сайтах и не пишут свои измышлизмы...

    • Иван Демидов, интересно ваше мнение.Думаю вам следует внимательно прочесть Евангелие.И обратить внимание.Куда и к кому шел Иисус.Христианство это не монашенская жизнь.Иисус не был монахом.У Иисуса не было Церкви.

      • Мария Сокуева Читатель 3 декабря 2011 в 18:28 отредактирован 3 декабря 2011 в 20:42 Сообщить модератору

        читать дальше →

        • Мария Сокуева, в синагогах он проповедовал. Читайте Ренана. Читайте писание. В древности каждый из иудеев, платящий десятину, мог зайти в свою приходскую синагогу и проповедовать, излагать свои мысли свободно. Прихожане могли слушать, могли и камнями побить. Что и случилось с Исусом в его родном городе Назарете - еле убежал от земляков.

          Оценка статьи: 5

          • Лаура Ли, Ренан - это надежный источник?

            и существование Назарета не подтверждено даже религиозно настроенными учеными. нет данных о существовании такого города в древности. похоже, там не Назорет, а назорей - человек, соблюдающий обеты.

            • Александр Смирнов, Ренан в "Жизни Исуса" прежде всего историк, а не биограф. Для очевидности существования города Назарета прилетайте в Бен Гурион, садитесь на автобус и приезжайте в Назарет - там вы увидите все исторические места, о которых упоминается в Книге. Сейчас суть нашей полемики в том, что при дикой теософской невежественности населения, люди считают, что Исус буквально был чуть ли не священником в сане, основателем какой-то новой конфессии со всей ее атрибутикой, каким-то учителем при каком-то институте. Почему я и говорю - читайте Ренана. Надо очень хорошо представлять себе историческую ситуацию, социальный расклад и не привязывать начетнически мифологические событийные записи к философии христианства. С точки зрения иудейской церкви, стремящейся к объединению всех иудейских (а их было что ни деревня, то свое) верований и сект в противовес Римскому пантеизму, с точки зрения политической - к объединению народа Израиля в политическую единицу, учение Исуса Христа было как богопротивным, так и политически раскалывало общество, ослабляя еврейство как государственную силу. Поэтому с точки зрения исторической казнь Исуса была политической акцией. Как казнь показательная, она была совершена чужими руками (еврей не может лишить жизни еврея).
              Привлекательность учения Христа была в том, что в отличии от пуританского иудаизма, оно апелировало к иным материям: к душе, к жизни после смерти, к милосердию, к более духовным тонким материям, которых в четко расписанном иудаизме не было на тот момент. Если говорить простым языком, иудаизм исполнял армейский марш, христианство исполняло псалмы.
              Но никогда не следует забывать, что Исус Христос был иудеем, проповедовал тот же иудаизм и ничего кроме иудаизма, разве что "с человеческим лицом", как бы сейчас сказали.
              Тогда бы для отправления своей свободы совести люди бы не дергали цитаты из сомнительных текстов, а усваивали бы ПРИНЦИПЫ, положенные в основу христианства, что есть ни что иное как кодекс поведения человека в обществе, а не жизнь в Боге, как тут пишут.

              Оценка статьи: 5

              • Лаура Ли, согласна практически с каждым Вашим словом! Христианство, как мне кажется, было попыткой распространения Завета - договора Бога с иудеями - на всё человечество...Иешуа был реформатором иудаизма, и не более того...Новую церковь создавал неофит Павел - бывший Савл, гонитель христиан, и он, как это нередко случается с неофитами, возжелал быть " святее Папы Римского" - то есть, был бОльшим христианином, чем сам Иешуа...В результате христианская церковь, созданная Павлом, на протяжении веков была общественным институтом, который сам Иешуа наверняка не признал бы, более того - от постулатов и деяний которого он пришёл бы в ужас...

                Оценка статьи: 5

                • Евгения Комарова, читать дальше →

                  Оценка статьи: 5

                  • Лаура Ли, те, кто создавал "христианскую церковь" под водительством Петра (не забываем : того, который, как и предвидел сам Иешуа, трижды отрёкся от него...), а позднее - Павла (не забываем : бывшего Савла, не знавшего Иешуа при жизни его и не знакомого с его учением "из первых уст"...), уже не были первохристианами. Первохристианами были иудео-христиане, которых объединял в общины брат Иешуа Иаков. Эти общины были, собственно, иудейской сектой, где соблюдались все иудейские ритуалы и правила, службы велись на древнееврейском и древнеарамейском, Иешуа не называли Сыном Божиим, а Мириам - непорочной Девой-Богородицей. Догматы современного христианства, касающиеся божественного происхождения Иешуа и непорочности Богородицы, были утверждены значительно позже - на знаменитом Никейском Соборе, где утверждены были и канонические Евангелия (4 из огромного числа существовавших к тому времени...), и прочие канонические тексты. Думаю, Вы это всё и без меня прекрасно знаете, так что не буду распространяться на эту тему дальше...

                    Оценка статьи: 5

        • Евгений Залесов Евгений Залесов Читатель 3 декабря 2011 в 19:45 отредактирован 3 декабря 2011 в 20:42 Сообщить модератору

          читать дальше →

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 декабря 2011 в 20:32 отредактирован 3 декабря 2011 в 20:43 Сообщить модератору

            читать дальше →

  • Отличная тема! Спасибо!Лично мне статья очень понравилась,так как вижу частенько,как люди,считающие себя верующими,рассуждают именно так- не согрешишь,не покаешься.
    Стыдно за них и противно,честное слово,и обидно.

    Оценка статьи: 5

    • Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 12:52 отредактирован 3 декабря 2011 в 23:41 Сообщить модератору

      Милена Женина, Вы зайдите в церковь и посмотрите кто стоит в очереди к священнику на исповедь.Убийцы, насильники,ворье не исповедывается. На исповедь в основном стоят старушки, старички, молодые и среднего возраста женщины и мужчины, которые запутались в своих семейных проблемах.Кроме как грехов блуда и детоубийства (аборты), чревоугодия и гордыни эти люди в основном в своей душе не имеют.
      Однажды я со своей престарелой родственницей пошли в церковь на утреннюю молитву и исповедь. Я исповедалась раньше ее, затем она идет и с возмущением говорит: а батюшка-то пьяный! Я спросила, что случилось. Оказывается, родственница стала рассказывать священнику о своем взрослом сыне и про ее невоздержанность на язык по поводу его поведения (видимо других грехов у нее уже не может быть в принципе), прося простить ей этот грех. В ответ на исповедь батюшка посоветовал ей применить насилие-стукнуть сынка сковородкой по голове. Так что исповедь исповеди рознь!Батюшки тоже бывают юмористично настроенными в ответ на проблемы, им доверяемые.

      • Василиса гребенькова, если бы!Просто старушки сами ходят,а крутизна всякая (и убийцы в их числе)домой священника заказывают,вот ми и не видим их.А я и не про это совсем.А про рассуждения, типа: а,сегодня сбегаю на ночь к мужу подружки,а в выходной схожу покаюсь,Бог простит.Вот что-то типа этого.

        Оценка статьи: 5

        • Мария Сокуева Читатель 3 декабря 2011 в 17:28 отредактирован 3 декабря 2011 в 17:29 Сообщить модератору

          Милена Женина,

          Не ходят такие в церковь, так, иногда захаживают. Но и за это слава Богу. Есть такая икона Божией Матери «Нечаянная Радость» . Так вот на ней изображен злодей ,который каждый раз перед тем как идти на злодеяние молился Царице Небесной. И за то, что он так Ее почитал Она испросила ему у господа просветления ума и покаяния. Так что пусть ходят каются. Бог всех любит, как Он говорил: «стучите и отворят вам».

        • Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 13:23 отредактирован 3 декабря 2011 в 18:32 Сообщить модератору

          Милена Женина, сожалению у нас в России приходят в церковь в основном,только когда случаются неприятности и горе.А если у девушки в личной жизни все в порядке, либидо в наличии и гормон в крови играет- зачем ей вообще ходить в церковь да еще на исповедь, не пойдет она замаливать этот свой грех, который она и грехом-то не считает.Вот если бы ей с детства внушали что бегать по чужим мужикам-грех, и она была бы верующим человеком,тогда бы она сто раз подумала, прежде чем сделать этот шаг. Но каждому воздастся по Вере его.

          • Юрий КОСАГОВСКИЙ Юрий КОСАГОВСКИЙ Читатель 6 декабря 2011 в 06:34 отредактирован 6 декабря 2011 в 06:36 Сообщить модератору

            .


            Василиса Гребенькова, хочу сказать несколько слов о том
            сколько раз на дню обращаться к богу

            =====================================================


            мы невольно каждый час восхищаемся миром в котором живем
            и наше восхищение и есть естественное обращение к богу
            - и он удовлетворен нашей радостью

            вера - не в хождении в церковь
            а в праведности и счастьи

            цель бога - счастье человека
            (как впрочем и всех его живых творений)

            если ты счастлив
            (а стало быть и праведен
            - т.к. без праведности не может быть счастья)

            то церковь действительно не обязательна
            - она помощь для тех кто сбился с пути

            бог сделал совершенные существа
            которые вовсе не нуждаются
            в бесконечном управлении кем-то со стороны

            в другом случае - если они нуждаются
            то тогда творения бога ущербны
            - что кощунственно думать

            это если бог есть...
            а если бога нет (для материалистов)
            то природа делает совершенные организмы

            как ни крути - мир гармоничен
            и фундамент его - свобода и счастье


            .

  • Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 10:16 отредактирован 3 декабря 2011 в 11:36 Сообщить модератору

    Лаура Ли, приложиться к Поясу Пресвятой богородицы- это дань уважения к ее памяти, можно попросить ее о здоровье родных и близких, бездетные могут попросить о прибавлении в их семействах. В нашем городе я сама отстояла большую очередь к Поясу на морозе, что бы только прикоснуться к нему рукой. По выходе из церкви нам всем раздали пояски, освященные на Поясе Пресвятой Богородицы, и молитвенные небольшие иконы на память об этом событии.
    Покаяние (исповедь) это совсем другое таинство. Истинно верующие могут исповедоваться в церкви священнику столько раз, сколько захотят,хоть каждый день, после исповеди можно причаститься если человек соблюдал некоторые правила (не грешил, постился хотя-бы 3-7 дней, читал определенные молитвы ) . Раньше, если человек не совершал таинство причащения хотябы один раз в год, его отлучали от церкви.Причащения без покаяния не бывает. Многие люди, у которых тяжело на душе, могут прийти в церковь и покаятся перед Господом о своих совершенных уже грехах. Уверяю вас, становится намного легче на душе после этого таинства, так что для истинно верующих покаяние вполне работает. Психологи могут отдохнуть.

  • Владимир Рывкин Владимир Рывкин Читатель 3 декабря 2011 в 09:55 отредактирован 3 декабря 2011 в 09:55 Сообщить модератору

    Покаяние – это, во-первых, признание своего поступка противоправным и Богу перечащим деянием. А, во-вторых, это, своего рода клятва себе и Богу не допускать подобное безобразие никогда. Поэтому покаяние – путь очищения от скверны, путь духовного становления, путь к Богу.
    Истинное покаяние доступно верующим, но не имитирующим Веру.

  • Покаяние есть наше ежедневное душевное умывание. Каяться значит анализировать свои поступки и давать им критическую оценку, очищать свое самосознание через совесть. И в этом я вижу нравственность покаяния как самоусовершенствование личности. Но мне претит идея отпущения грехов и прощенчества - это такая коварная лазейка дьявола в системе христианских ценностей! Жаль, что из иудаизма христианство не взяло самое главное - сверху прощения, отпущения нет и не будет. Только самоискуплением! Только своей же нравственной работой! А то мы слишком комфортно устроились с нашей совестью и слишком легкий общественный договор с небесами заключили
    Посмотрите, как симптоматична эта очередь к поясу Богородицы - легче отстоять на морозе сутки и приложиться, чем всю жизнь мыслить и совершать поступки только по совести. Свежий, но о многом говорящий пример.
    У меня только одно соображение к статье: сказав А,...
    Покаяние есть факт признание неправаведного поступка. Литерой Б следует катарсис - очищение. Покаяние - одноразовый нравствепнный шаг. Он не имеет смысла без поступенчатой нравственной работы - процесса катарсиса.
    То есть, имеем разовость и континентуальность действия искупления. Раскаяние имеет вторстепенную ценность по сравнению с процессом катарсиса.
    Пойду оценю статью. Высший бал. Спасибо за поднятую тему.

    Оценка статьи: 5

    • Абсолютнно согласно с предыдущим комментарием, а так же автором статьи. Такое покаяния есть сделка с совестью или просто самоуспокоение у людей, глубоко не задумывающихся об этом таинстве. "Есть еще время покаяться и больше не согрешить". А если его нет? Тогда это фарисейство, а как мы ппомним из библии фарисеи были, если не враги ИИсусовы, то им презираемы. Насчет пояса к Богородице. Нельзя обо свех судить огульно. Скорее всего есть там люди думающие, а не отдающие дань моде, что бы потом похвастаться перед знакомыми - я к поясу 2-е суток стоял. А зачем стоял то? Тут горадо честнее тогда мусульмане. Верующие, конечно. И не только покаяние, но и молитвы, читаемые иногда до дыр. И все. Зачем? Почему? Прочитал, затем тут же можно кого осудить, о ком то посплетничать. Неееее. Истинных верующих можно встретить разве только в монашестве и то не всегда. Мне одна знакомая всегда сообщает - "я вчера в церкви была, такая благодать". Так она в душе должна быть, в твоей, зачем ты ее на улицу выносишь ? Очень верная статья и акценты расставлены правильно. Спасибо.

      Оценка статьи: 5

      • Василиса гребенькова Читатель 3 декабря 2011 в 12:00 отредактирован 3 декабря 2011 в 20:51 Сообщить модератору

        Карина Ферапонтова, мы, толпа, стояли в очереди к Поясу не для того, что бы потом хвастаться, а для того что бы с верою в душе, попросить здоровья для себя и своих родных и близких. Причем, предчувствуя московский ажиотаж, в наш город приехало много автобусов из Москвы с паломниками, что бы в относительном спокойствии прикоснутся к Поясу. И пока мы стояли в очереди, многие согревали себя пением песен на библейские темы и читали молитвы.

    • Лаура Ли,
      «как симптоматична эта очередь к поясу Богородицы»
      А Вы бы так смогли - сутки на морозе?
      Евангелие от Матфея гл.22 стих 37-40 «22.37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 22.38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 22.39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 22.40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
      И вот сама Царица Небесная к нам приехала. А что же мы – ой, да , зачем? Мы и без Нее знаем, что такое нравственность, сами проанализируем свои поступки. Да, уж тут на лицо - гордыня. И презрение к тем, кто там стоял – гордыня. А ведь Вы этого не понимаете. Я видела сияющие радостью глаза женщины, которой в 7 утра позвонила дочь и сказала, что приложилась к поясу Богородицы и помолилась о здравии все прихожан храма, в котором она (эта женщина) поет.

      «Только своей же нравственной работой!». А с чего Вы взяли что именно Ваша нравственность и есть тот самый критерий? Например, один мой знакомый говорил, что тунеядцы – алкоголики не должны жить и детей рожать (т.к. они будут подобны им), их нужно расстреливать. Гитлер считал высшей арийскую рассу. Мусульмане считают нас (христиан, буддистов , иудеев и т.д.) навозом (нас только камнями закидать или башку отрезать). Когда я первый раз (можно сказать случайно) пошла каяться, считала себя вполне хорошим человеком, почти безгрешным. О КАК ЖЕ Я ЗАБЛУЖДАЛАСЬ!!! И ведь батюшка прекрасно понимал, что я заблуждаюсь, но принял мое «покаяние». Поэтому сейчас я знаю, что далеко мне до святости, знаю какую работу нужно делать над собой. НО ЭТО НЕ ПРОСТО СЛОЖНО – ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Поэтому без помощи Божьей мне ну никак не обойтись. А как же ее (эту помощь) получить? ПОКАЯНИЕМ И ПРИЧАЩЕНИЕМ – это многовековая практика. Хотите в этом убедиться, почитайте жития святых.

      • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 4 декабря 2011 в 16:54 отредактирован 4 декабря 2011 в 17:38 Сообщить модератору

        Мария, спасибо за ваш комментарий.
        Мусульмане считают нас (христиан, буддистов , иудеев и т.д.) навозом (нас только камнями закидать или башку отрезать).
        Не могу с этим согласиться, по крайней мере, по отношению к христианам. Отдельные секты типа ваххабитов - да. Недавно знакомый режиссер выступал перед агрессивно настроенными чеченскими студентами. "Момент истины" наступил, когда он заговорил о пришествии антихриста. Оказывается, в исламе есть аналогичный персонаж. То есть враг у православных и мусульман общий, просто молодым внушают, что все русские предали Христа и ждут прихода антихриста. Кульминация встречи - сомнения чеченца, "обработанного" ваххабитами: "Значит, вас не всех резать надо?"

      • Мария Сокуева, сутки на морозе ради пояса, который если собрать из всех храмов по кусочку будет по длине достаточным чтобы покрыть ж.д. полотно от Москвы по Петербурга?! Ни за что!
        Мы никогда не договоримся на поклонении атрибутике. Я иначе понимаю христианство. Для меня это - философия, а не символика и атрибутика. Мне не нужен посредник и здания, выстроенные посредником для исполнения христианских ценностей. Точка. Об этом спорить нет смысла. Каждый по-своему лоб разбивает.
        Но очередь к поясу скорее свидетельствует о плачевном состоянии здравоохранения и уровне удовлетворенностью качеством жизни, нежели истинной религиозности граждан.
        Где вы увидели гордыню? Просто жалко обмороженых людей.
        Сказано в Евангии: зайрой дверь свою и сотвори молитву свою. И еще сказано: не сотвори себе кумира. Стараюсь придерживаться, а не лицедействовать прилюдно и бездумно.

        Оценка статьи: 5

  • Мне кажется доводы автора не являются объективными.И написаны человеком далеким от христианства.Так как суть христианства подводятся по некую идею.Если бы христианство было идеей то оно не просуществовало бы 2000 лет.
    На протяжении всей Библии Бог направляет человечество к искуплению от рабства греха.
    Если мы обратим наше внимание на Ветхий завет то увидим греховность человечества.Все согрешили и лишены Славы Божьей.
    Бог посылает Сына Своего для искупления.Ибо он сам вознес грехи наши на крест и ранами Его мы исцелились.
    Истинное покаяние - Прощаются грехи тебе и иди и впредь не греши.
    Как такое возможно?
    Возможно только через искупительную жертву Иисуса Христа.
    Мы имеем праведность через Иисуса Христа и имеем доступ к престолу милости и благодати Божьей.
    Итак свергнем с себя всякий запинающий нас грех и обекемся в оружие праведности.
    Разве верующие не согрешают?Все согрешили и лишены Славы Божьей.
    Но те кто исповедует Христа Господом и Спасителем будут спасены.
    Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ,дабы всякий верующий в Него не погиб,но имел жизнь вечную.
    Без покаяния не бывает прощения.Как и жертвы не бывает без крови.
    Посему написано.Вы еще не до крови сражались.Противостаньте дьяволу востаньте против греха и одержите победу.Потому что эта победа уже дарована вам Господом.Имейте веру Божью.
    И познаете истину и истина сделает вас свободными.Свободными от греха.
    Возлюбите чистое словесное молоко.
    Давид говорит Господи напрвь стопы мои на пути Твои дабы мне не грешить пред Тобою.
    Ходите путями истины и праведности и грех не коснется вас.
    Значит ли это ,что не нужно каяться?
    Нужно покаяние ведет нас к кротости и смирению.Но покаяние истинное покаяние выражается в делах.Иди и не греши прощаются тебе грехи твои.
    Много в сердце человека злости .коварства лицемерия лжи - это такие грехи, которые не видны глазу.Это не блуд и не алкоголизм.Это горькие корни, которые нужно выкорчовывать.Давид говорит Сердце чистое сотвори во мне Боже.Через покаяние придет милость прощение и исцеление.

    • Евгений Залесов, конечно, не объективны. автор - живой человек со своей позицией. я не очень понял смысл вашего поста. если честно. да, конечно - в христианской картине мира покаяние возможно через искупительную жертву Христа. так ведь жертва уже принесена! все вы правильно пишете. нужно каяться. только по-настоящему. да, мы все люди живые, мы все можем покаяться искренне и все равно не удержаться... но это не должно превращаться в бесконечную череду "покаяний". если челвоек не в силах удержаться от греха - имхо, это повод задуматься о искренности покаяния. и постараться, чтобы в следующий раз степень греховности (назовем так) все же уменьшилась. иначе все это в принципе не имеет смысла.

      • Приветствую Александр!
        Если бы в статье так же объективно были сделаны общие выводы как отмечены некоторые частные проблемы, то поставил бы +100, но даже то, что написано заслуживает отличной оценки уже только за обличение общей проблемы.
        Я не исключаю, что Вы и сами не осознаете сущности христианства, и именно по этой причине следствие принимаете за причину.
        Чтобы не не отвлекать Вас от дополнительных блужданий, предлагаю просто посмотреть, что сегодня происходит в мире этом, что случилось со многими народами, в среде которых распространилось христианство и вспомнить, что Он Сам говорил о своей цели.
        И подумайте,почему те, к кому изначально приходил Христос, сами его не приняли и покаяться не хотят.

    • Евгений Залесов,бывшая начальница недавно всю ночь простояла в храме христа спасителя, потому что туда привезли какой-то пояс.вы хотите сказать он её исцелит?
      Она как была змеиной - так и останется до гробовой доски!!!
      В ней сидит дьявол

      Оценка статьи: 2

      • Мила Шварц, я не писал ничего про пояс,если вы внимательно читали коммент.
        Пояса иконы и все остальное НЕ ИСЦЕЛЯЕТ.
        Человек получает исцеление через веру.
        В Библии написано Вера от слышания а слышание от Слова Божьего.
        Касательно вашей начальницы у Бога нет лицеприятия.
        И вы не являетесь совершенством раз позволяете себе судить человека.
        Каждый даст ответ перед Богом.Что ты делал живя в теле доброе или худое?
        Наш скверный греховный характер это греховная натура.
        Поэтому написано принесите достойный плод покаяния.
        Покаяние должно иметь плод- результат проделанной работы.
        Стояние на морозе к поясубогородицы и также причащение не может быть результатом покаяния.если не несет изменения сущности природы человеческой.Хотя может являться духовным действием влияющим на страну и народ в целом.

      • Виктор С Читатель 3 декабря 2011 в 11:59 отредактирован 26 мая 2018 в 13:56 Сообщить модератору

        Мила Шварц, и в вас тоже возможно сидит) С какой злобой вы просто это пишете. Нужно всю жизнь учиться если уж не возлюбить врага своего (в идеале), то по-крайней мере стараться игнорировать его или не принимать близко к сердцу.

        Я рад что у меня в жизни на данный момент нет людей, к которым я испытываю ненависть, а такие были.