Галя Константинова Грандмастер

Музыка романтизма: какой она была? Рихард Вагнер

Феерически-мистическая музыка Вагнера звучит по всему миру. Однако Вагнер в Израиле, мягко говоря, не приветствуется. Каждый народ имеет право на то, что можно назвать «гуманитарной защитой» — то есть не впускать в свою жизнь то, что задевает чувства этого народа, прямо или косвенно. Каждый народ имеет такое право.

Памятник Рихарду Вагнеру в Мюнхене Zyankarlo Shutterstock.com

К сожалению, имя Вагнера оказалось навсегда связано с нацизмом. Тому есть 2 основные причины: пара неумных статей самого композитора и обожание Гитлера (одну партитуру он даже хранил в своем бункере).

Если вспомнить книгу, из-за которой и возник этот цикл, то там упоминание о Вагнере идет с первых страниц. И автор — Стивен Фрай, у которого, как бы это выразиться, есть все основания обижаться на Вагнера, говорит о том, что немецкий композитор сам себе противоречил. Сама его музыка доказывает то, что никакой ненависти в нем не было и быть не могло. Любовь, сострадание, ощущение трагизма существования — это самые яркие черты музыки Вагнера.

Вагнера сделали кумиром и богом сбрендившие правители Третьего Рейха, поэтому он навсегда останется одной из самых противоречивых фигур в истории культуры. Тут ведь даже есть почти анекдотичный факт: к вдове сына Вагнера сватался один неизвестный тогда никому деятель. Ее звали Уинфрид Вагнер, была она англичанкой и вдовой Зигфрида Вагнера (сына), а сватался к ней Адольф Гитлер. Но англичанка передумала.

Что там себе фантазировал Гитлер под обожаемую им музыку, нам ведомо, к несчастью. Только в самой музыке этого нет. Кстати, нацисты далеко не все взяли у Вагнера в качестве «музыкального идола», проигнорировав целый ряд опер («Тристан и Изольда», «Парсифаль»). И на этом хочется неприятный кусок текста как-то закончить.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, девятым ребенком в семье. Отец не дожил до рождения младшего сына. Мать вышла замуж второй раз — за художника Людвига Гейера, который всеми силами до своей смерти старался заменить детям отца. Возможно, именно в домашних спектаклях, в которых участвовали все дети, и родилась всепоглощающая любовь Вагнера к театру. Пришлось пережить и смерть любимого отчима. Не удивительно, что тема смерти в операх Вагнера — значима.

Вагнеру была суждена довольно долгая для романтика жизнь, но была она бурной и неспокойной. Систематического музыкального образования не было. Вся жизнь — работа, одиссея переездов и то, что можно назвать опасными приключениями. В Риге он ставит первую оперу — «Риенци», остается должен кредиторам и бежит тайком в Париж. В 1849 году Вагнер участвует в Дрезденском восстании. На премьере оперы «Парсифаль» Вагнера не было — он был в розыске, объявлен государственным преступником, за голову его была назначена награда. Как бы сейчас сказали: за организацию и участие в массовых беспорядках. А такое никогда не приветствуется. Пришлось бежать в Швейцарию, оттуда — в Италию.

О жизни Вагнера можно посмотреть фильмы: «Magic Fire» (США) или «Вагнер» (Англия, 1983, в главной роли — Ричард Бёртон). Кроме этого, как герой второго плана, Вагнер проходит в фильмах о Ф. Листе («Нескончаемая песня», «Листомания»).

Даже если сильно поднатужиться — «чистым» лириком Вагнера никак не назовешь. И там, где любовь — это страсть, очень сильная страсть. Чувства, поступки героев — все на пике эмоций, даже уже за пиком. Если эту музыку сравнивать с фресками — то здесь огромные фрески с холодноватыми красками, с блестками, с яркими горячими вспышками.

Вагнера можно назвать строго оперным композитором. Эти оперы — настоящие «музыкальные драмы» с запутанными сюжетами и сложной символикой. Прогуляемся по некоторым из них с коротким «путеводителем».

Тангейзер

Тангейзер — это историческое лицо и легенда одновременно. Был такой немецкий миннезингер в XIII веке, сочинял песни. Впоследствии о нем складывали легенды. Опера Вагнера — это история о грешнике. Вечная история: конфликт между тяготением к пороку и жаждой искупления. На этом конфликте держится вся драматургия. Тангейзера прокляли люди, осудил папа римский, но — посох у папы зацветает, а это символ. Здесь все о любви, об этических проблемах выбора (даже встретила ссылку на тему «Дилемма Тангейзера» в рамках Теории игр).

Послушать можно Увертюру с характерным противостоянием «христианского» и «языческого» миров и романс Вольфрама.

Лоэнгрин

Одна из самых ярких и возвышенных опер — о златокудром рыцаре на белом лебеде, который пришел ниоткуда, ушел в никуда. Но Лоэнгрин — рыцарь Грааля. Одна из главных тем оперы — женская «любовь безо всяких условий». Даже имени своего возлюбленного героиня не должна спрашивать. Но запрет она нарушает.

На этой опере обезумел один из поклонников Вагнера — Людовик II Баварский — Король Баварии. Он сам стал одеваться, как Лоэнгрин, и замок свой украсил декорациями из опер. Об этой истории можно посмотреть итало-французский фильм «Людвиг» (Лукино Висконти, 1972 год).

«Свадебный марш» из этой оперы (наряду со Свадебным маршем Мендельсона) часто звучит на свадьбах (выход невесты — в англоговорящих странах). Они снова и снова встречаются: Вагнер и Мендельсон. Последняя опера — «Парсифаль» — «из той же серии» о священном Граале.

Кольцо нибелунга

Это сразу 4 оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Пересказать невозможно, поэтому желающие ознакомиться с содержанием опер могут посмотреть в Интернете. Но здесь многое важно с музыкальной стороны. Во-первых, в этих операх впервые ярко представлена вагнеровская система лейтмотивов. Во-вторых, это «первый звоночек» европейской музыке: мелодия бесконечна и тональность не фиксируется.

«Полет валькирий» — именно оттуда, из 3-й оперы цикла. Как фон эта музыка сопровождала Немецкое еженедельное кинообозрение во времена Третьего рейха. И теперь эту музыку можно часто услышать — и в кино, и как звук мобильного телефона. Из «Зигфрида» знаменит «Шум (шелест) леса», также весьма популярен «Траурный марш Зигфрида» из «Гибели богов».

Что касается аналогий между «Властелином колец» Толкиена и «Кольцом нибелунга» Вагнера, то на эту тему есть специальные работы. Я не вникала, если честно.

Тристан и Изольда

Опера по кельтской легенде, получившей свое художественное воплощение еще в средневековых романах. Гигантский гимн любви с самой знаменитой сценой — Liebestod — где любовь и смерть в двуединстве (в русском варианте сцена называется «Смерть Изольды»). Эту тему можно часто услышать — и у рокеров, и в фильмах (от сюрреалистического фильма Сальвадора Дали «Андалузский пёс» до «Головокружения» Хичкока). Послушайте эту сцену до конца — это сгусток энергии.

Нюрнбергские мейстерзингеры

Вроде бы здесь история старая — о соревновании немецких певцов (что-то вроде «Песни года» — только в 16 веке). Но многие герои этой оперы несут в себе автобиографические черты. Таков рыцарь-поэт Вальтер фон Штольцинг, таков и Ганс Сакс, тот самый — башмачник. Тема вечная — служение истинному искусству и борьба с пошлостью и косностью. Но в контексте произошедшего через столетие — опять проблема (вплоть до странных совпадений: Нюрнберг).

Во всех операх Вагнера главное — этические вопросы. В ней нет ничего человеконенавистнического. И Вагнер сыграл огромную роль в музыкальной культуре — влияние его огромно (существовали даже специальные термины «вагнерит», «вагнерианец»).

Но получилось так, что Вагнера либо ругают, либо преклоняются, либо восхищаются, либо ужасаются. К сожалению, музыку часто пытаются приспособить к идеологическим нуждам. К тому же — сказанное в полемическом задоре (а может быть, даже просто из ревности к успехам конкурентов) может громыхнуть в будущем так, что уже никакой славы не нужно — такое будет клеймо. Любить или не любить музыку Вагнера — дело личное. А «гуманитарный» урок надо помнить.

По всей логике событий — пора в Италию. В этом же 1813 году родился музыкальный титан — Джузеппе Верди. Но впереди — праздники, поэтому заглянем в предпраздничную Великобританию.

Обновлено 5.10.2017
Статья размещена на сайте 10.12.2011

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дождалась про Вагнера!!!!
    Но лучше Верди )))
    Галя, спасибо!!! читать дальше →

  • Надо, наверное, хоть раз в жизни побывать в Байройте, на вагнеровском фестивале. Хотя Берлин в "вагнеровском" смысле уже становится филиалом Байройта - Даниэль Баренбойм - известный вагнерианец, и без Вагнера ни один концерт его оркестра не обходится.
    Меркель каждый год бывает на байройтских вагнеровских фестивалях, и это тот единственный раз в году, когда публика видит ее вместе с мужем, угрюмым доктором химии. Его поэтому так и называют - Зигфрид или "призрак оперы".

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 22 декабря 2011 в 15:53 отредактирован 22 декабря 2011 в 15:56

      Его поэтому так и называют - Зигфрид или "призрак оперы".

      НЕ знала. Смешно. ))

      А Баренбойм – да, это фигура. Это не просто дирижер, а человек с большим авторитетом в мире. И всю жизнь он стремится «освободить Вагнера от Гитлера». )) И всю жизнь говорит, что Вагнер-человек – это одно (не слишком хорош, наверное: эгоцентрист и прочее), а музыка его – ну совсем другое. И это, кстати, правда. А так не бывает, чтобы прикидываться всю жизнь (всю длинную жизнь). Уши бы все равно где-нибудь торчали. А их нет – ушей в музыке. ) Она о любви, о величии человека. А воспаленный мозг Гитлера увидел все это по-своему: мир, населенный белокурыми Зигфридами и крупными Брунгильдами. Беда...

      Даниэль Баренбойм, кстати, сейчас на москвичке женат.

  • А мне Вагнер нравится!!!Такая сила,МОЩЬ!!!Ролик с музыкой из "Гибели богов" впечатляет,замечательно смонтирован!
    Да и черт с ним,с Гитлером-то!Вагнер ни в чем не виноват перед человечеством!

    Оценка статьи: 5

    • Лариса, спасибо.

      Да многим нравится музыка Вагнера – и это факт. И никакого криминала здесь нет. Меня саму опять миллион первый раз мороз по коже продрал на кульминациях в Смерти Изольды. Сильная музыка, ничего не скажешь.

      Но, к сожалению, имя Вагнера настолько тесно сплелось с событиями 20 века, что «расплетется» ли когда-нибудь – непонятно. Естественно, ни в одном словечке (а он сам все слова писал к своим операм), ни в малейшей музыкальной фразе нет никакой ненависти, ни грамма (я сейчас не о тех глупых 2 статьях). Но в контексте событий – вплоть до мистики, ей-богу.
      Слишком уж Гитлер был увлечен Вагнером. Настолько, что сватался к невестке Вагнера, и брачный контракт они подписали, что-то только потом не заладилось (с ума сойти: Вагнер родился в 1813, а его невестка Винифред умерла в 1980).
      Так что привязка есть, и с этим ничего не поделать.

      А вообще вся эта история действительно как урок. Люди, даже если вы очень талантливы, думайте, что говорите и делаете.

      Кстати, вся субкультура, ведущая начало от Толкиена – на самом деле восходит еще к Вагнеру.

      • Галя Константинова,можете смеяться надо мной(или осуждать),но я совсем не знала всех этих подробностей про Гитлера и невестку Вагнера.Просто слушала его музыку,восхищалась и все.Ну и что с того что в третьем Рейхе его боготворили... Где я,а где они!У нас разное отношение к Вагнеру.

        Оценка статьи: 5

        • Да нет проблем, какое осуждение?!

          К Вагнеру как к человеку может быть несколько претензий:

          1. его подчеркнутая нелюбовь к Мендельсону. Но уже давно всем понятно, что это была просто зависть к конкуренту.
          2. обожание Гитлером на грани сумасшествия (то есть за гранью). Сам Гитлер заявлял, что у него все началось после прослушивания «Риенци» (это первая опера Вагнера).

          Вот такой клубок. А к Вагнеру как к музыканту претензий нет – это на вкус, на реакцию. Любят Вагнера в мире, очень многие любят просто музыку.

          • Галя Константинова,с таким же успехом можно ругать Луну за то что навевает мрачные мысли.Или Солнце за то что светило когда под музыку Вагнера убивали людей в газовых камерах.
            Как человек Вагнер мне безразличен.Но он талант,он музыкант,его творчество интересно.

            Оценка статьи: 5

            • Лариса, да талант, еще какой. Кто бы спорил. НО как пошутил американский кинорежиссер Вуди Аллен: я очень люблю Вагнера. Но не могу его много слушать, мне тут же хочется завоевать Польшу.

              Вот такая грустная история с Вагнером получилась в истории культуры. И пока он остается самой противоречивой фигурой. А музыка остается музыкой.

              • С Вагнером получилось примерно то же, что и с Ницше. Только у второго, пожалуй, даже трагичнее. Его философию прихватизировала сестра с мужем, которые были самыми настоящими нацистами. Фразы из сочинений вырвали из контекста и придали им тот смысл, который им был выгоден. И т. д. и т. п. Так что в присутствии людей военного поколения этого философа лучше не упоминать. Музыка всё же не настолько тесно связана с мировоззрением и политикой.

  • Ох, Галя... Какой же Вагнер трудный. Даже скорее, тяжелый.
    Совсем недавно случилось у нас в "Дойче Опер" испытание "Тангейзером". Я, конечно, все понимаю, великий Вагнер, могучая музыка, самый что ни на есть германский сюжет, сценография прекрасная, голоса отличные - а не нравится. Я уж и так, и сяк пыталась проникнуться - ну никак. И что делать? Они же тут в Тевтониях совершенно на Вагнере помешаны, так и норовят спросить - нравится? Правда, великолепно? И что отвечать? Отвечаю - очень сложная музыка, восторга при этом никак не получается выразить.

    Оценка статьи: 5

    • Маша, не поверишь, но я ни разу не была на вагнеровских спектаклях, хотя музыку, конечно, знаю неплохо. В России редко ставят, да и боюсь. У нас режиссеры хотят быть «продвинутее самых продвинутых», а возможности не всегда позволяют. А заграницей недосуг как-то.

      «Тангейзер», кстати, еще вполне «слушабельная» опера. Но нужно быть большим фанатом Вагнера, чтобы посмотреть, или даже просто послушать «Кольцо Нибелунга» - 15-16 часов все-таки (или 4 вечера подряд). ))

      Маша, восторг при вопросе «нравится?» можно выразить как я – дескать, мороз по коже, аж до мозга костей пробрало.

  • Да, уж !

    Оценка статьи: 5

  • Похоронный марш Зигфрида из «Гибели богов»



    Смерть Изольды из «Тристана»
    (две волны кульминаций – на 3.40 и 4.40)

    Waltraud Meier "Liebestod" Tristan und Isolde Scala 2007