Но почему-то обожающий традиции русский народ забывает об еще одной дате, собственно и начинающей эту череду праздников. Я говорю о дне зимнего солнцестояния или солнцевороте, происходящем 21 — 22 декабря.
А ведь это — один из важнейших праздников земледельческого цикла, в соответствии с которым строилась вся жизнь наших предков. Нынешние праздники отмечают дни, в которые происходили значимые события человеческой истории. Предки не были столь эгоцентричны, их крупные праздники приходились на дни, объективно особые. Дни, отмеченные самой природой.
В зимнее солнцестояние совершается поворот от зимы к лету. За самым коротким световым днем следует неуклонное удлинение дня. До начала пробуждения природы, дня весеннего равноденствия в конце марта, еще далеко — но новый солнечный год уже начался.
За солнцеворотом начинались святки. Их праздновали около 2-х недель, по некоторым источникам 12 дней (число 12 здесь не случайно. Скорее всего, оно соотносится с числом месяцев в году) с 24 декабря по 6 января. Таким образом, на привычную нам дату Нового года 1 января как раз приходилась кульминация празднования. К тому же, по мнению крупнейшего знатока вопроса академика Рыбакова, январь заметно отличается от декабря солнечной погодой, да и удлинение дня становится заметным именно в январе. Этим и объясняется, что древние славяне, точно зная, что солнцеворот происходит в декабре, считали началом нового «солнечного» года именно январь.
Языческое название этого праздника — Коляда. Точнее, коляда — обозначение цикла праздников, которые скорее всего праздновались несколько раз в году. Тем более, само слово «коляда», вероятно, происходит не от «календы» (есть и такая версия), а от «коло» — Солнце. Есть и версия, связывающая «коляды» с кругом, компанией, складчиной («кол-яда» в значении «круговая еда»). Объясняется это тем, что группа колядующих (колядников), ходя по дворам с песнями и заклинаниями, собирала «дары» (как правило, еду), которые после сообща поедались. Впрочем, это можно связать и с Солнцем, «поедающим» тьму…
Заклинания представляли собой восхваления дома, хозяев и пожелания благ. Нужно сказать, что поверье о гуляющей по земле на святки нечисти, скорее всего, является христианской трансформацией древнейших представлений. Видимо, представление о чертях основано на изначальной вере в то, что души умерших предков в это время возвращаются на землю, к дому. Их и одаривали подарками — приношениями в надежде на помощь и защиту в наступающем году. Кроме того, это жертва, призванная «умерить аппетит» зимы. Это в очень поздних представлениях Дед Мороз стал приносить подарки. В древние времена, напротив, силе зимы делались подношения. Возможно, название «сочевник» (сочельник) связано с сочивом (кутьей), ритуальной пищей. Например той, что подносилась Морозу…
Последний день святок — Велесов день. Впрочем, возможно, уместно говорить не о «дне», а о «днях», и Велесу была посвящена вся вторая неделя святок. Ряженые в масках и шкурах, получающие подношения (жертвы) — не о Велесе ли, его свите и жрецах они напоминают? И уж точно они стали еще одним прообразом позднейших «чертей».
На культ Велеса указывают и древние традиции обрядовой выпечки в виде домашних животных. Ведь домашний скот — важнейший источник благосостояния. Так что не стоит удивляться значимости культа Велеса, покровительствующего скоту.
Сохранились и элементы обрядов, призванных способствовать плодородию в наступающем году — например, имитация сева зерна ребенком. Кстати, в святки участвующая в «игрищах» молодежь имела прекрасную возможность близко пообщаться в играх и посиделках, что способствовало формированию взаимных симпатий, создавая возможности для возникновения пар. И не здесь ли стоит искать корни знаменитых святочных гаданий, одной из основных тем которых являлось вступление в брак? Впрочем, объяснимо и гадание вообще. Когда же спрашивать о будущем, как не в начале года? Ведь по сути, вся святочная обрядовость связана с зарождением нового…
Статья не совсем удачная.
Начинается с ошибки в дате. 21 декабря (по новому стилю) отмечается именно НИКОЛА - конец солнечного года, после чего наступают самые короткие дни, а на некоторой широте (можно посчитать на какой) солнце "умирает" вовсе (не показывается из-за горизонта) на целых три дня: 22, 23, 24.
КОЛЯДА (КОЛА ДА - круга начало) приходится на самую длинную ночь перед РОЖДЕСТВОМ (РОЖДение ЕСТВА), которое приходится на 25 декабря, когда солнце возрождается и день начинает удлиняться.
Колядовщики, естественно, ходили собирали еду не для того, чтобы её просто съесть, а для того, чтобы ритуально "подкормить" ослабевшее солнце, способствуя его возрождению. Поэтому они носили изображение солнца в виде многолучевой звезды.
Вот текст одной из колядок.
Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями —
Радуйся, ой, радуйся, земле!
Развеселый Божий Сын,
Божий... народился.
Вставьте вместо слов БОЖИЙ СЫН слово КОЛЯДА и вы получите исконный вариант колядки без примеси христианства.
0 Ответить
Святки
СВЯ́ТКИ — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 дек. (7 янв.) по 6 (19) янв., отмечаются правосл. в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церк. преданию, вечером или ночью. С. имеют др. происхождение: о них упоминают произв. Отцов Церкви и церк. уставы 6 в., запрещавшие в дни С. пост, коленопреклонение и таинство брака. На С. (время зимнего солнцеворота) у языч. народов, в т. ч. и у др. славян, приходились обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания, переряживания. Ц. постаралась ассимилировать их, придав им характер прославления Христа, однако к гаданиям, "переодеваниям в шутовские костюмы, пляскам и пению" относилась неодобрительно. Против этого были направлены и др. церк. правила, и законы Рос. империи, запрещавшие "производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни" в дни С. Между тем мн. святочные обряды целиком относились к язычеству, напр., сохранившееся и сегодня на рус. Севере одаривание друг друга печеными фигурками животных (козулями), а особенно колядование — хождение молодежи по улицам и домам, исполнение песен-колядок, одаривание певцов, ряжение, полуночные гадания и мн. др.
Яндекс.Словари›Российский гуманитарный энциклопедический словарь
0 Ответить
спасибо огромное за теплые слова!
сам учусь, с большим интересом открываю для себя родную культуру
0 Ответить
Интересно, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за информацию, люблю эти праздники, хорошее настроение и подарки. Супер!
0 Ответить
Хорошее напоминание. Удивительное совпадение, но у нас в Одессе именно сегодня впервые пошел снег.
Конечно важно, не забывать о своей истории. Спасибо за интересную статью!
0 Ответить
спасибо, что народ просвещаете)))
0 Ответить
Спасибо большое!
Прочла - и на меня повеяло духом старины... Даже мурашки по телу побежали - так захотелось посмотреть, а то и поучаствовать в старинных праздниках и обрядах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, что напомнили. Надо свои праздники вспоминать.
День Николы -это отметка перед самым коротким днём. Ника- упасть ( а не то, что многие подумали)наклоНИТься, НИЗенько идти, склНИВ голову.
По другому -нет солнца ( ни коло), это потом появилось другое значение -склониться перед победителем, когда нет славы у побеждённых. Как видим, греческий тут вторичен и, как это обычно бывает, не совсем правильно понят.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Есипова, ваша версия этимологии этого слова потрясает воображение. Вы Драгунского с Задороновым перечитали? Удивительно, как каждый искренне считает себя сведущим в истории языка. Я же не лезу в физики-ядерщики, хотя вполне четко знаю, что 2*2=4.
1 Ответить
У православных греков и болгар Рождество тоже, кстати, 25 декабря. Почему-то об этом все всегда забывают, называя Рождество "православным" или "католическим". Событие-то одно, просто отмечается в разное время. А то получится, что у каждого свой Исус родился
Кстати, у болгар до сих пор используется и языческое название праздника "коляда".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне понравилось! Интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить