А еще Датская капелла считается самой старой в мире. И можно проследить историю профессиональной музыки Дании на протяжении порядка четырех веков. Но когда вы спросите, кто классик датской музыки, услышите один ответ — Карл Нильсен.
Ответ не совсем верный, поскольку композиторов в Дании было много, но Нильсен, видимо, наиболее известен и на родине, и в Европе. Поэтому придется сначала рассказать о нем, хотя и не только о нем, а еще и о его жене. И еще нужно учитывать, что Нильсен — поздний романтик, и мой рассказ иногда петляет во времени (и в пространстве тоже). Для этого есть причины.
Итак, Карл Август Нильсен — классик датской музыки. Он родился на острове Фюн 9 июня 1865 года в одиноком доме посреди поля, седьмым ребенком из 12 детей. Отец был рабочим, а также художником-любителем и любителем-музыкантом: играл на скрипке на разных праздничных деревенских мероприятиях. Поскольку дети с самого раннего возраста были приучены помогать в работе, принося заработок в семью, то и Карл часто сопровождал отца то на соседское поле, то играть на деревенских танцах.
Впоследствии Карл Нильсен играл в полковом оркестре и, наконец, уже в Копенгагене смог начать полноценную учебу. По окончании Копенгагенской консерватории Нильсен уезжает в большое европейское путешествие. Из которого привозит впечатления и жену.
Они познакомились в Париже — оба датчане, оба только что после учебы. Поженились в Италии, во Флоренции. Жена взяла имя-фамилию мужа. Так у будущего классика датской музыки Карла Нильсена появилась жена Анна Мария Карл Нильсен, будущий классик датской скульптуры.
И тут уже начинается «двойная биография» — биография музыканта-мужа и биография скульптора-жены.
Анна-Мари Карл-Нильсен (или Анна Мария Карл Нильсен — точное написание по-русски еще не определилось) родилась 21 июня 1863 года. В детстве она любила вырезать по дереву, училась в школе искусств для девочек. Ее наградили поездкой на Всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду за небольшие скульптуры телят — целых 700 крон. На это ее отец-фермер сказал, что это больше, чем он получает за своих живых телят.
Анна-Мари снова получила на родине грант на путешествие и уехала в Париж, где и встретила будущего мужа. Дальше началась совместная жизнь — а теперь это хорошо бы представить, насколько это трудно. Сосуществовать двум людям, каждый из которых востребован в своем деле. К тому же, у них родилось трое детей. Тем не менее они прожили всю жизнь вместе. Была попытка расставания — но не выдержали друг без друга.
В Дании стоят памятники работы Анны Марии Карл Нильсен. Это монументальные работы — например, конная статуя Кристиана IX у замка Кристианборг (Христианборг) в Копенгагене. На секунду надо вспомнить, что дело происходило в конце XIX, начале XX века, и была Анна Мария женщиной. Первая женщина-скульптор в мире, добившаяся столь грандиозных заказов.
Жена пережила своего мужа. Анна Мария Карл Нильсен умерла 21 февраля 1945 года. Карл Нильсен умер 3 октября 1931 года. В память о муже Анна Мария сделала ряд работ. Одна из них — памятник мальчику, играющему на флейте Пана — тоже в Копенгагене.
Стоят в Дании памятники работы Анны Марии Карл Нильсен. Звучит в Дании и по всему миру музыка Карла Нильсена.
Это хорошая, в лучшем смысле слова романтическая музыка (для тех, кто соберется послушать). Во многом это музыка уже новаторская, близкая ХХ веку, но сохранившая все самое драгоценное, что есть в музыке романтической.
Карл Нильсен оставил очень большое количество сочинений. Самые известные музыкальные произведения Нильсена — симфонии, особенно 4-я, «Неугасимая». Так вот, оркестр Датского радио приглашает самых знаменитых иностранных дирижеров, но с условием, чтобы в программе была хоть одна симфония Нильсена. А опера Нильсена «Маскарад» вошла в Датский культурный канон.
Датский Культурный канон — общепризнанный список самых важных, фундаментальных работ в области литературы и искусства. Это неотъемлемая часть культурных ценностей какой-либо страны, в данном случае — Дании. В канон входит и архитектура, и живопись, и книги, и кино, и театральные постановки. И, конечно, музыка.
О том, какая еще музыка включена датчанами в Датский культурный канон, можно будет прочитать в следующий раз.
Хорошая статья для широкого читателя. Два маленьких замечания. Карл Нильсен отнюдь не обрадовался бы его дефиниции как "позднего романтика"(см. мою статью в журнале "Советская музыка", 1981 № 6 - "О творчестве Карла Нильсена"). Распространенная ошибка в переводе названия Четвёртой симфонии "Det uudslukkelige" как "Неугасимая". Следует переводить как "Неугасимое" (иначе в датском оригинале был бы артикль "den", а не "det"). Не сама симфония неугасима, а то, что композитор в ней хотел выразить. Ведь в предисловии к партитуре он написал: "Музыка есть жизнь, как таковая неугасима" ("Musik er liv, som dette uudslukkelig"). А вот Третьей симфонии он действительно дал дефиницию "экспансивная"- Sinfonia espansiva.
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Нильсена.
Н. Н. Мохов, автор диссертации"Симфоническое творчество Нильсена и его значение для скандинавской музыки ХХ века".
0 Ответить
Добрый день, Николай Николаевич! Спасибо за отзыв.
По поводу датских артиклей - я в них, безусловно, не сильна. В Копенгагене все прекрасно говорят по-английски и по-немецки, посему большой нужды заниматься особенностями датского языка пока не было. По поводу перевода названия симфонии приходилось пользоваться до сих пор общепринятым в обиходе "Неугасимая", хотя понятно, что "Неугасимое" - это более ёмко и мощно.
Попробую найти Вашу диссертацию и статью
Прошу прощения за запоздалый ответ и со всеми праздникам Вас - наступившими и наступающим!
0 Ответить
спасибо большое за замечательную статью. И история семейная двух хороших людей вызвала интерес мой. Спасибо, я Вас читаю
0 Ответить