Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика (изменение громкости), выбор инструментов и т. д. Все эти элементы присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых» песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент, при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра. Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино — это развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати, многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии. Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня — это одна музыкальная форма, а симфония — совсем другая. Если мы посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но, это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена, что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом. На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся) академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам — это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры) понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати, были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.
Классическая музыка абсолютно не подходит для современного образа жизни. Можете себе представить, чтобы офисный клерк разгребал стопки бумаги под Вагнера? Или вечернюю пробежку под Чайковского? Или ещё смешнее: битком набитая маршрутка, где играет "Лунная соната". У вас будет несколько секунд, перед тем как у всех рванёт крышу. Классика - это для старых валенков на пенсии в ветхой "усадьбе" и шестью сотками, которые годами сычуют в одиночестве и никого не видят, кроме куста розы в пластиковом вазоне "эпохи ампира". А тех, кто считает классику "элитарным" жанром, мне немножко жаль. Они недалеко ушли в развитии от индусов с их кастовой системой. Совки-классики - это вообще отдельная тема. Там обязательно надо найти себе фетиш и преклоняться. Не любоваться, увлекаться, а именно падать ниц и с придыханием выговаривать имена "великих" фантомов прошлого".
Оценка статьи: 3
1 Ответить
замечательная статья, все ставит на свои места. Природная любовь человека к мелодии. Где она ближе к поверхности, то и слушают.Но можно сознательно учиться слушать классику.Начиная с популярных мелодичных произведений. Это тоже очень красиво и доставляет удовольствие.Кстати оттуда очень много музыкальных фраз перетаскано в популярную музыку.
Но для этого наверное нужен определенный душевный настрой.Если энергия прет, то врядли усидишь на месте, слушая классическую вещь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Понравилось. Подход очень интересный +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классическая музыка - это музыка для элиты. И этим все сказано
0 Ответить
Наталья Джулай, забавно слышать Баха из окон элитной хрущовки. Скорее классика является последним прибежищем для антиквариата в тапочках, чей мир постепенно затирается новыми тенденциями. Да и понятия элитарности у всех разные. Кому-то нужны рюшечки классики, а кому-то элегантность нового джаза (горячо нелюбимого совками).
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Подозреваю, что речь не идет об элите государственной. Им часто вообще слушать некогда. Речь, наверно, идет о культурной элите. Но, например, я к такой элите не отношусь. Я только в муз.школе учился, а музыку классическую слушаю и немного понимаю, надеюсь. И среди почитателей полно народа, который слушает с удовольоствием, хотя, может и не понимает до конца.
А по доступности финансовой классическая музыка самая доступная (в Москве, на счет остальных городов не знаю)
0 Ответить
Вывод из статьи - отсутствие музыкальной культуры у нелюбителей классики( или слишком низкая культура) и нежелание сильно напрягаться. А я с этим согласна.5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Рубцова, отечественные любители классики - люди глупые, лицемерные и недалёкие. Это не жанр, а последнее пристанище для бревенчатых мира сего, которые как догматики отрицают всё, что им "любимый" совок запрещал - от джаза до рока. Им классика нужна больше как протест против всепоглощающей попсы. Короче, такая же субкультура как и панки. У одних шипы с ирокезами, у других - рюшки с лорнетами. И те, и те ненавидят другие жанры. Больные люди...
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Такой вывод, конечно, можно сделать. Но я, все-таки, не хотел бы быть так категоричен. Я сам не люблю классику вообще. Я люблю только некоторые вещи некоторых композиторов. А я себя, например, бескультурным не считаю.
Сам я люблю барокко. Есть некоторые исполнители рока, которые мне нравятся в целом. Причем, это не детский рок. Это Ингви Мальмстеен.
И, в принципе, я не хотел кого-то выделять отрицательно, как показалось.
0 Ответить
Этот вывод я сделала,опираясь на собственный опыт(каждый на себя все примеряет).
Дмитрий!Вы меня покорили своими комментами статьи о женской логике.
Дарю Вам своего самурая и рекомендую.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, я всегда старался покорять женские сердца, да и самих женщин. Но прямота меня губит и в этом вопросе, увы.
0 Ответить
Мне очень понравилось Спасибо за такой детальный разбор!.. Кстати, я уже немного тоже говорила на эту тему, правда, совсем в другом ракурсе, больше интересовал нравственный и этический аспект проблемы. А так, чтобы "разъять музыку" на запчасти - за это спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думал еще одну статью на тему музыки сделать. С другим акцентом, и, уже скорее, с синтезом, чем с анализом. Многие мои знакомые интересуются и музыкой, и тем, что же в ней искать. Пристают с вопросами. Надо только выбрать главное. А то ведь столько книг понаписано, а народу от того пользы никакой.
0 Ответить
А кто это "МЫ"?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Мы - это мы, те кто ее самую не любим. Можно было бы написать ВЫ. Но, было бы нечестно и некрасиво.
0 Ответить