В группу приходит новый басист Саймон Гэллап, и его прямолинейные мелодичные партии становятся одной из характерных примет нового саунда группы.
В 1980-м году выходит альбом «Seventeen Seconds» — блестящий не только по материалу, но и по своей цельности. Потусторонние электронные спецэффекты, громкая и плотная ритм-секция, в которой был «утоплен» скрежет гитары и размытый вокал — всё это погружало слушателя в особую призрачную и депрессивную атмосферу.
Весь альбом слушается на едином дыхании от отчаянной «Play For Today» до отчаянной «Seventeen Seconds», построенной всего лишь на двух аккордах.
«Время ускользает
И меркнет свет
Всё замирает
Чувства проходят
И картинки выцветают
Всё такое холодное
Мечта зашла в тупик
Желание не сбудется
И девушка
Начинает петь
Семнадцать секунд
Так измеряется жизнь".
(вольный перевод — deine_traume)
Самой эффектной и известной песней альбома становится клаустрофобическая «A Forest», герой которой устремился за призраком девушки и заблудился в лесу. Мелодия песни настолько зрима, что я всегда ясно представлял себе клип с бесконечным мельканием древесных стволов и безысходным кружением неба в сетке ветвей.
Альбом имел успех, и CURE продолжили «усугублять» найденную тему. Следующий альбом «Faith» («Вера») (1981) вышел не менее депрессивным, зато более монотонным. Песни напоминали затянувшуюся похоронную процессию. Как ни странно, именно под эти заунывные мантры группа стала собирать круг собственных фэнов. Воспаленная меланхолия подкреплялась у участников группы вполне реальной потерей близких людей, поэтому нередко Смит уходил со сцены со слезами на глазах.
Постепенно накопленная депрессия сгустилась в настоящее отвращение ко всему и вся. Результатом стал альбом «Pornography» (1982) — апогей безысходности и отчаяния, который до сих пор многими считается творческой «вершиной» группы. В отличие от «Faith» «Порнография» была переполнена брезгливостью и агрессией. Так, по словам Смита песни «One Hundred Years» и «Pornography» написаны с отвращением к самому себе. «Hanging Garden» написана «о брезгливости и неприязни того, как трахаются животные, а „Siamese Twins“ примерно о том же между людьми». В «A Short Term Effect» и «Cold» изображен наркотический угар, в «Figurehead» — муки совести, в «A Strange Day» — конец света. В общем, полный набор для висельника. Слушать эту 40-минутную агонию просто физически тяжело, поэтому не могу назвать альбом в числе самых прослушиваемых.
Запись проходила в нервозной обстановке, с обилием стимуляторов и взаимной ненависти. Закончилось это потасовкой участников группы, и стало ясно, что CURE подошли к концу.
«…Еще один такой же день — и я убью тебя,
Охваченный жаждой плоти и свежепролитой крови,
Я буду смотреть, как ты в ванной тонешь,
Впитывая жизнь из твоих открытых глаз…
Я должен победить эту болезнь,
Найти лекарство…
Я должен победить эту болезнь…».
(«Порнография», перевод Ольги Разумной)
Лекарство Смит решил искать на стороне. Он начал работать гитаристом в группе своих коллег SIOUXSIE & BANCHEES, а сам попутно записывал… весёлые поп-песенки («Walk», «Lovecats»), которые, если бы не продюсер, никогда не вышли бы под маркой CURE. И они имели успех.
Вслед за ними вышел не очень удачный альбом «The Top» (1984) с этническими ритмами, навеянными поездкой Смита в Израиль. Синглом и по праву лучшей песней альбома стала «Caterpillar», о девушке-гусенице, которая вот-вот превратится в бабочку и улетит.
К 1985 году творческий настрой Смита поправился настолько, что он вернул назад басиста Гэллапа, сбежавшего после «Pornography», и группа записала отличный альбом «Head on the Door», где в грамотных пропорциях был представлен весь наработанный опыт — и фирменная «мировая тоска», и этнические вкрапления, и броские поп-мелодии. Популярными песнями стали «Inbetween Days» с мажорным мотивом и грустным текстом, и «Close to Me». К последней был снят забавный клип, где группа играет в запертом шкафу, а сам шкаф падает с утеса в океан (образ, скорее всего, навеян неоднозначностью названия песни, которое можно перевести и как «Близко ко Мне» и как «Запирая меня»).
Отныне группа становится популярной не только в специфической среде, но и в массах. Творческий взлет продолжился выпуском двойного альбома «Kiss Me Kiss Me Kiss Me» (1987), который многие критиковали за неразборчивость и пестроту. В альбоме действительно хватало песен на любой вкус — была и откровенная попса, и хороший поп, и песни отчаянья, и песни борьбы.
Однако в 1989 г. Смит решил, что пора покончить с пестротой и выпустил очередной альбом — цельный как по саунду, так и по настроению. Настроение определяло уже само название «Disintegration»,
На мой взгляд, на руку сыграло и то, что в этом море грусти и печали, наряду с типично монотонными вещами прекрасно соседствовали и более доступные композиции. Это в первую очередь страшилка под названием «Lullaby» («Колыбельная»), запомнившаяся отличным клипом, где Смита пожирал он же сам в обличье паука. Ну и конечно, прекрасная в своей простоте «Lovesong» — первая песня, имевшая крупный успех в США (2-е место). «Песня Любви» стала и своеобразным свадебным подарком Смита своей давней подруге Мэри Пул, с которой он наконец-то сочетался законным браком.
После столь сильной работы CURE взяли перерыв — записывали саундтреки, выпускали синглы, а в 1990-м году выпустили альбом «Mixed Up», в корне изменивший моё отношение к так называемым ремиксам. Потому что, что такое обычно ремикс? Берешь готовую песню и кладешь на танцевальное «гуп-ца-ца». Но CURE настолько творчески подошли к делу, что ремиксы либо улучшили оригиналы (это касается, прежде всего, песен из «Disintegration»), либо преображали их до неузнаваемости (здесь стоит отметить новую версию «Close to Me»).
Новый альбом «Wish» вышел лишь в 1992 году и снова стал чрезвычайно успешным. Песни на нем снова были очень разнообразны, но наибольшую популярность снискала самая радостная песня группы «Friday I’m in Love» («Пятница и я влюблён»), хорошо известная и у нас. Смит с усмешкой вспоминал, как, услышав столь блестящую поп-песню, продюсеры забегали по студии, восклицая: «О Боооже, о Боооже, вот это да, вот это да!».
Следующий перерыв в истории группы затянулся настолько, что многие решили, что на этот раз CURE уж точно ушли на заслуженный покой. А музыканты просто никуда не спешили. Альбом 1996 г. «Wild Mood Swings» полностью отвечал своему названию «Дикие Колебания Настроения» и был местами настолько нехарактерным, что многие поклонники были разочарованы. При этом на нем было достаточно прекрасных песен — «Want», «Jupiter Crash», «Treasure», и конечно же, одна из самых пронзительных мелодий CURE — «This is a Lie» (Это Ложь") — которую Смит охарактеризовал как песню о верности.
Как бы в ответ на запросы фэнов к концу тысячелетия Смит создает очередное грустное и цельное творение — альбом «Bloodflowers» («Кровавые цветы»), которым, по его словам, он завершил своеобразную «трилогию отчаянья», начатую «Pornography» и «Disintegration». Ажиотажа альбом не вызвал, но лидеру CURE это уже было не особо нужно.
Он и сейчас продолжает выступать, записывает более или менее успешные синглы и альбомы, и носит ту же странную маску клоуна, когда грустного, когда веселого, но всегда узнаваемого.
Спасибо за статью! Было интересно почитать. Особенно про истории песен.
Недавно наткнулась на песню "This Twilight Garden".Безумно нравиться и перевод красивый. Если известно что-нибудь про эту песню, расскажите пожалуйста.
0 Ответить
Алиса Волкова,
Спасибо! Песню "This Twilight Garden" сам услышал лет лять назад, когда вышел сборник КЬЮРОВСКИХ би-сайдов и раритетов. Просто волшебная вещь - что она делала в "чулане" группы - непонятно.
А по поводу группы КЬЮР...
читать дальше →
0 Ответить
Сергей Курий, эта песня просто волшебная Вот и я ее услышала только в сборнике синглов и лучших хитов, а в альбомах ее нет ((((
Спасибо огромное за ссылки. А сайт вообще супер !!! Про Агату Кристи даже есть... Интересного не просто много, там ВСЁ интересно! Прервала своё познание в истории музыки ,чтобы написать Вам комментарий и выразить свою БОЛЬШУЮ благодарность! Спасибо
0 Ответить
The Cure - группа, в массе, не особо популярная, так что шквала комментов, скорее всего, не будет. "Desintegrated", в своё время, действительно наделал шума. Этот альбом и правда велик. И по сей день, слушая его, ощущаешь нечто завораживающее. Кстати, вступительная Playsong - моя любимая... Fascinasion street тоже очень ничего))
Некоторые и по сей день утверждают, что не будь "Cure", не было бы и "Кино" - саунд уж больно похож
Спасибо, что напомнили о группе...
0 Ответить
Максим Котов,
Судя по всему, КЬЮР действительно так и не пошла в массы - оставшись для узкой группы фанатов. Зато многие наши музыканты КЬЮР знают хорошо.
Как-то так сложилось, что "Mixed Up" я услышал чуть раньше "Desintegration" и больше привык к перемикшированным версиям "Lovesong", "Lullaby" и "Fascinasion street".
Возможно, это странно, но у меня самый любимый альбом "Seventeen Seconds" 1980 г.
Спасибо за отзыв!
0 Ответить
Спасибо, очень интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана Кулик,
Спасибо!
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
1 Ответить