Сергей Курий Грандмастер

Как METALLICA записала «Master Of Puppets» и её начали сравнивать с Бетховеном и Вагнером?

Если альбом «Master Of Puppets» впечатлил вашего покорного слугу, не особо привечающего трэш-металл, то можно представить, какое впечатление он произвёл на поклонников данного стиля. Во многом качество этой пластинки METALLICA было связано с тем, что группа подошла к записи более тщательно.

dwphotos Shutterstock.com

В отличие от первых двух альбомов, «Master Of Puppets» писался долго — почти четыре месяца. Запись проходила на родине ударника Ульриха — в Копенгагене — под присмотром опытного продюсера Флемминга Расмуссена. С тех пор, перфекционизм и дотошность METALLICA стали притчей во языцех. Если барабанщик сбивался хоть на йоту, его партия перезаписывалась полностью. Хэтфилд же сделал доброй традицией прописывать гитарную партию несколько раз (допустим, на одном акустическом вступлении к «Battery» можно услышать аж 6 дорожек).

Другие пионеры трэша делали ставку в основном на злобность и скорость. Недаром, делая обзор какой-то трэш-пластинки, один критик язвительно пошутил: «У меня две новости. Плохая в том, что песен на пластинки очень много, а хорошая — что они слишком короткие».
Со злобностью у METALLICA было всё в порядке, но теперь они стали делать ставку не на скорость, а ритмическую и композиционную сложность композиций.

То же касалось и текстов. Если остальные металлисты пели о девках, маньяках и сатане, то Хэтфилд придал агрессии трэша более достойное воплощение. Его тексты стали затрагивать социально-общественные проблемы.

Ларс Ульрих:
«…что касается текстов, то такие вещи просто нам более интересны, чем песни об очередной секс партнерше, черной магии или о том, сколько человек с утра ты уже убил. „Kill 'Em All“ (первый альбом группы — С.К.)? Да, но вспомните сколько нам было лет!»

Ярким примером вышесказанного стала блестящая и навороченная одноименная композиция альбома — «Master Of Puppets», из музыки которой вполне можно было бы слепить не меньше четырех разных песен.

Джеймс Хэтфилд:
«Я думаю, мы хотели написать ещё одну песню с незавершёнными аккордами ведомыми вокалом и с броским припевом. На „Master of Puppets“ мы начали писать более длинные, более инструментальные песни. Это было больше вызовом — написать длинную песню, которая не казалась бы длинной. Рифф для этой песни был довольно беспорядочным — постоянно движущийся, он хорошо звучит живьём».

Название песни можно перевести как «Хозяин марионеток» или «Кукловод». Текст явно повествует о разрушительном и подчиняющем действии наркотиков — отсюда фразы «венах, перекачивающих черную жидкость» и «завтраке на зеркале» (намек на кокаин). Надо сказать, что в группе с сильными наркотиками был знаком лишь гитарист Кирк Хэммет (к тому времени завязавший). Хэтфилд больше увлекался алкоголем, от привязанности к которому ему тоже пришлось позже лечиться.

Вообще большинство песен альбома объединяет тема манипуляции людьми, будь-то солдат на бессмысленной военной бойне («Disposable Heroes») или безвольный пациент псих больницы («Welcome Home Sanitarium», написанная под влиянием знаменитого фильма «Полёт над гнездом кукушки»).

Пластинка вышла в феврале 1986 года и стало понятно, что даже не напиши METALLICA больше ничего, её место в рок-пантеоне было обеспечено. Несмотря на слабую радиоротацию альбом «Master Of Puppets» занял 29-е место в США и до сих пор фигурирует в разных списках лучших «металлических» альбомов. Группа DREAM THEATER позже полностью переиграет материал альбома, а итальянская группа NANOWAR, пародирующая «хэви-металл», запишет на заглавную песню смешную пародию «Master of Pizza» («Повелитель Пиццы»).

Басист Клифф Бёртон:
«Я думаю, что „Master“ — пока что лучшая песня Metallica. Стихи становятся всё лучше».

К сожалению, «Master» станет последним альбомом записанном с Клиффом. 27 сентября 1986 во время турне автобус группы занесёт на скользкой дороге, Бёртона выбросит в окно и насмерть придавит перевернувшимся автобусом. Остальные члены группы были в таком шоке от смерти басиста, что METALLICA чуть было не распалась.

К счастью, этого не произошло. Группа нашла нового басиста — Джеймса Ньюстеда и в 1988 году выпустила новый альбом «…And Justice for All» («…и справедливость для всех»). Название носило большую долю иронии, ибо песни альбома на этот раз бичевали пороки американского общества. Что до песен, то они стали ещё более навороченными и о-о-очень длинными.

На фоне этих трэш-симфоний особенно выделялась композиция «One» («Один»). Текст к ней был написан Хэтфилдом под впечатлением от романа Д. Трамбо «Johnny Got His Gun» («Джонни берёт своё ружьё»), в котором рассказывалось о солдате Первой мировой войны, который потерял все конечности и органы чувств.

Сейчас весь мир сгинул, есть только я один,
О, Господи, помоги мне!
Останови мое дыхание, мне хотелось бы умереть,
Пожалуйста, Господи, помоги мне!

Темнота обволакивает меня,
Все, что я вижу, —
Абсолютный ужас…
Я не могу жить,
Я не могу умереть,
Пойманный в себе…
Тело — меня держащая обитель…

На эту жуткую историю о пребывании в темнице собственного тела в 1989 г. был снят первый в истории группы клип. В нём группа решила использовать кадры из фильма, снятого по книге Трамбо, и, чтобы не париться, просто взяла и полностью выкупила права на фильм.
Песня стала одной из самых любимых у фэнов METALLICA, а гитарное соло Хэммета из этой песни считается одним из самых сложных (в игре «Guitar Hero III» оно доступно лишь в самом конце).

«…And Justice for All» вызвал восторг в среде критиков (один даже сравнил МЕТАЛЛИКУ с Бетховеном и Вагнером), а в 1989 г. группу номинировали на «Грэмми», как лучшую в стиле «хард-н-хэви». METALLICA уже потирала руки, как приз неожиданно присудили группе JETHRO TULL — группе безусловно замечательной во всех отношениях, но имеющей к тяжелой музыке весьма косвенное отношение. Сами «джетроталльцы» даже не явились на церемонию награждения, посчитав, что им ничего не светит. А оно эвон как…
Когда METALLICA всё-таки получит долгожданный «Грэмми» Ларс Ульрих ехидно поблагодарит JETHRO TULL, что они не выпустили в этом году альбом.

Но это будет спустя три года, а в начале 90-х перед группой стал насущный вопрос всех, кто достиг определённого предела совершенства — «Что делать?».

Ларс Ульрих:
«После пластинки „…And Justice for All“ мы дошли до момента, когда уже не могли стать прогрессивней в той манере, в какой работали. У нас было две возможности: или повториться, или сделать что-то совсем другое. А мы никогда не видели смысла в том, чтобы повторять самих себя. Десяток риффов, постоянно сменяющих друг друга в одной композиции, уже достал нас…»
.

Выход был найден. Да ещё какой! По сути, именно после следующего альбома большинство вообще услышит о такой группе, как METALLICA.
Но об этом в заключительной статье.

Обновлено 17.02.2018
Статья размещена на сайте 28.07.2012

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 30 июля 2012 в 21:10 отредактирован 3 августа 2012 в 19:22

    Для пытливых и любознательных - 2: звуки

    читать дальше →

  • Для пытливых и любознательных - 1: переводы

    читать дальше →