За плечами у «Миссии невыполнима» имелся долгоиграющий сериал, у Бонда — франшиза длиною более тридцати лет. И тут как на Олимпиаде: главное — не победа, а участие.
Результаты, как говорят, превзошли все ожидания, которые были не сильно радужными. Да, Брайан Де Пальма на тот момент находился в зените славы после успеха гангстерских фильмов «Неприкасаемые» и «Путь Карлито», но ранее со шпионской темой дела не имел. Актерский состав состоял из крепких, но все же не слишком звездных профессионалов, только-только взошедших на небосклон. Винг Реймс прославился благодаря «Криминальному чтиву», Жан Рено блеснул в «Леоне», а Кристин Скотт Томас — в «Английском пациенте». Формально звездами можно было считать только вышедших в тираж Джона Войта и Ванессу Редгрейв. Но самым главным опасением продюсеров была главная роль, отданная Тому Крузу, коему ранее ни разу не приходилось выступать в образе героя боевика.
Даже несмотря на крайне запутанный сюжет, картина Де Пальмы буквально взорвала кинопрокат, став по итогам третьей после «Дня независимости» и «Смерча». Успех позволил правообладателям продолжить приключения спецагента Итана Ханта: спустя четыре года китайский мастер Джон Ву окончательно превратил франшизу в бренд, а в 2006-м начинающий, но явно талантливый постановщик Джей Джей Абрамс (сериал «Остаться в живых») оформил трилогию. И, собственно, на этом похождения Ханта и его команды должны были завершиться. Но Тому Крузу таки сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И в 2011 «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» вновь удивила поклонников киносериала, сумев продемонстрировать изобретательность в реализации и жизнестойкость в чартах, в итоге заняв седьмое место по итогам весьма насыщенного премьерами года.
…Когда международный террорист по кличке «Кобальт» коммуниздит из Кремля ядерный чемоданчик, мир делает первый уверенный шаг в пропасть ядерной войны. Поимку неуловимого гада, как обычно, поручают лучшим — отряду «Миссия невыполнима» под руководством Итана Ханта, куда также входят техник Бенджи и очаровательная агентесса Картер. Четвертым звеном команды, в результате трагического случая, становится аналитик Брандт, который вовсе не аналитик. Задача усложняется тем, что коварный Кобальт, уходя, погасил свет в Кремле, и теперь отряд Ханта официально распущен, согласно инициированному правительством страны «Протоколу Фантом».
Оставшись один на один с опасным террористом, Хант и Ко вынуждены спасать цивилизацию без поддержки с воздуха, явочных квартир и бесперебойных поставок шпионских гаджетов. Их единственный шанс — поймать Кобальта в момент передачи ему пусковых кодов, необходимых для запуска ракет с ядерными боеголовками. Однако враг хитер и прекрасно осведомлен о методах работы агентов. Ускользая от Ханта раз за разом, Кобальт все ближе подбирается к заветной цели…
Как и у любого многомиллионного блокбастера, являющегося продолжением и задействующего международный кастинг, у четвертой «Миссии невыполнима» есть свои плюсы и минусы. К первым, безусловно, относится зрелищность, постановочный размах, лихо закрученный сюжет, узнаваемость персонажей и общий позитивный настрой ленты, в отличие от той же «борнианы». К минусам, как водится, отнесем разгул «развесистой клюквы» про русских (хотя ее было заметно меньше, нежели в других картинах с участием наших соотечественников) и неожиданно слитую в унитаз концовку, в которой почему-то не сделали явного намека на продолжение (а оно планируется) и заставили Круза раствориться в дымке. Видимо, актер все-таки попрощается с франшизой, ибо устал, в разводе и уже достаточно богат, чтобы позволить себе более серьезные проекты.
Четвертая часть — самая веселая из всех. В буквальном смысле. Герои всю дорогу хохмят, заметно оживляя действие. Разумеется, лучше всех в этой ипостаси выступил британский комик Саймон Пегг («Зомби по имени Шон» и «Пол: Секретный материальчик»), коему по рангу положено забавлять публику. Главное, что шутки получились не натужными и не переводят ленту в жанр пародии на саму себя, а органично вплетаются в повествование. В третьей части, где Пегг впервые заступил в роль техника Бенджи, ему не нашлось достойного применения. Слава Богу, что персонажа не «уволили», а переработали. За Пеггом подстроились и остальные. И даже суровый в первых частях сериала Круз откалывает номера, что заставляет зрителя чувствовать себя не за просмотром «Миссии невыполнима», а очередной части «Друзей Оушэна».
Порадовал своим появлением в кадре и Владимир Машков, коему, наконец-то, досталась роль положительного персонажа. И пускай Машков по сценарию постоянно ловит люлей от неуловимого агента Ханта, нам, русским, очень даже приятно, что Сидоров не ходит в шапке-ушанке, не бренчит на балалайке и не ездит на разбитой шестерке. Более того, наш Сидоров вполне крут и может позволить себе погоняться за иностранным шпионом не только по Москве, но и на остальных, более цивилизованных и приятных глазу, территориях.
Что там со злодеями? Простите, но после «Девушки с татуировкой дракона» аморфное, одутловатое лицо шведа Микаэля Нюквиста положительных эмоций у меня не вызывает. Собственно, и роль-то у него не демоническая, посему Нюквист однозначно проигрывает прежним главгадам франшизы, включая Джона Войта и великолепного Филипа Сеймура Хоффмана. Говоря проще, швед какой-то невнятный. Его подельники по бизнесу получились гораздо ярче, а это верный признак мискастинга.
Главная прелесть первой миссии заключалась в сюжетных хитросплетениях, второй — в безудержном экшне от мастера постановки боевых сцен Джона Ву, тогда как третий фильм добавил образу Ханта полноты и заставил зрителей переживать не только его прыжкам, но и эмоциям. «Протокол Фантом» успешно сочетает в себе все необходимые компоненты. Визуальные эффекты — на пять с минусом, ибо компьютерный взрыв Кремля могли снять и более профессионально. Погони, альпинистский экстрим, перестрелки и трюки с переодеваниями присутствуют.
Сюжет в этот раз особо загибать не стали. То ли публика стала попроще из-за лавины комиксообразных блокбастеров, то ли фантазия авторов вышла погулять, но события развиваются достаточно прямолинейно — найти, обезвредить, отпраздновать с пивом. В шпионском боевике снизился уровень интриги, но зато увеличился эмоциональный накал. Особенно в этом плане показательна сцена в отеле, когда действие происходит одновременно в двух номерах, где команда Ханта пытается выдать желаемое за действительное сразу двум вражеским агентам.
Брэд Берд, ранее снимавший мультики про супергероев («Суперсемейка») и рататуев, не подкачал. Даже удивительно, как режиссер сумел перестроиться под большое кино и влиться в полный метр без потерь собственного таланта. Очевидно, что столь успешная франшиза продолжит свое существование, однако под каким соусом и в каких лицах — пока неясно. Кто знает, может агент Брандт в следующем фильме уже встанет во главе отряда. Джереми Реннер вполне заслуживает этой роли, тем более что актер уже взял под свое крыло известный шпионский киносериал про Джейсона Борна.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...