Перед нами — Ян Гаспар Гевертс (Jan Gaspar Gevartius, 1593−1666). В момент написания портрета — секретарь городской управы Антверпена, очень влиятельное лицо в городе.
Ян Гаспар Гевертс родился в Антверпене, большую часть своей жизни провел в Париже. Профессор Лувенского университета. В 1611 году он получил должность историографа будущего императора Священной Римской империи Фердинанда III (будущему императору тогда было всего три года).
История знакомства Рубенса и Гевертса не прослеживается. Можно предположить, что это произошло с помощью Филиппа, брата Питера Пауля Рубенса. Свело их всех вместе изучение стоицизма, модного в то время философского течения. Именно поэтому на столе Гевертса — бюст римского императора Марка Аврелия Антонина, который по совместительству был писателем и философом-стоиком (о нем Гевертс написал трактат, который не был опубликован).
Когда они познакомились, неизвестно, но уже в 1620 году Рубенс передает Гевертсу опись своей коллекции, видимо, с целью привлечь к ней внимание эрудитов Франции. И это произошло.
Французский астроном, антиквар, энциклопедист Никола Клод Фабри де Перейск (1580−1637) пишет Яну Гаспару: «…Я с большим удовольствием просмотрел инвентарь (опись — Б.Р.) коллекции господина Рубенса, которому я прошу Вас передать мою нижайшую благодарность за все его любезности». (письмо от 17 января 1620 года).
И спустя два года: «Я вечно буду благодарен Вам за то счастье и удовольствие, которое Вы мне доставили, расположив ко мне господина Рубенса».
Таким образом, Ян Гаспар Гевертс способствовал сначала знакомству, а потом и дружбе двух выдающихся людей того времени (последнее опубликованное на русском языке письмо Рубенса Перейску датировано 14 сентября 1636 года).
Питер и Ян Гаспар были близкими друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Портрет появился в 1628 году, а 15 сентября 1629 года Рубенс пишет своему другу: «…Я надеюсь, что мой сын унаследует мои обязательства по отношению к Вашей Милости, потому что и он пользуется Вашими благодеяниями и обязан Вам превосходным образованием, составляющим лучшую часть его самого».
Речь идет о старшем сыне Питера, Альберте, которому в 1629 году исполнилось 15 лет. Питер оставлял своего сына на попечение Яна Гаспара (Изабелла, мать Альберта, умерла за три года до этого): «Я с радостью узнал, что он теперь, слава Богу, поправляется, и сердечно благодарю Вас за это доброе известие и за честь, которую Вы оказали ему, посещая и утешая его во время его болезни». (из того же письма).
В 1630 году Гевертс написал хвалебную оду по случаю женитьбы Рубенса на Елене Фоурмент.
«На брак благородного и прославленного мужа, господина Петра Павла Рубения, рыцаря, секретаря Тайного совета Его Королевского Величества и пр., Апеллеса своего века, вступающего в желанный союз, и многодостойной девицы Елены Фоурмент, наделенной несравненной добродетелью и красотой, совершившийся в Антверпене в декабре 1630 года [лат.]
Ныне будь счастлив любовью, цветущего века Апеллес:
Славе творений твоих тесен уже белый свет.
Полно! теперь пред тобою смеется чистая дева,
Пальмы высокой ствола стан у невесты стройней.
Ныне, когда пронеслись над ним дважды пять пятилетий,
Пусть он вернется опять к юным цветущим годам.
Вновь станет юношей он в твоих, о дева, объятьях
И от твоей красоты силу и крепость возьмет".
(Апеллес — легендарный художник Александра Македонского, считавшийся непревзойденным).
Надо полагать, что только самый близкий друг мог написать строки, в которых делается намек на слабость художника: «и от твоей красоты силу и крепость возьмет».
В свою очередь, и Рубенс был посвящен в частные дела Гевертса. В письме к Яну Гаспару в 1629 году Питер пишет: «Я боюсь напоминать Вам о смерти Вашей дорогой супруги. Я должен был написать Вам сразу, потому что ныне мои утешения будут лишь вынужденным и неуместным исполнением долга, они только будут не ко времени растравлять Ваше горе, тогда как лучше помочь забвению прошлого, чем напоминать о нем. Ибо, если надеяться на какие-нибудь утешения от философии, то у Вас найдется, откуда их почерпнуть. Я отсылаю Вас к Вашему Антонину, из богатых запасов которого Вы можете уделять и друзьям». (Антонин — тот самый римский император, бюст которого изображен на портрете; он правил со 161 года по 180 год, оставил после себя «Рассуждения о самом себе». Согласно его воззрениям, посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.)
Ян Гаспар Гевертс — автор изданной в 1645 году книги с описанием древнеримских монет «Regum Imperatorum Romanorum Numismata». Его перу принадлежит книга «Pompa introitus Ferdinandi Austriaci Hispaniarum infantis…» («Торжественный въезд испанского инфанта Фердинанда Австрийского в Антверпен»), в которой описаны все арки, сделанные по проекту Рубенса в честь приезда Фердинанда в Антверпен в 1635 году.
Эта книга — бесценна по своему содержанию. Нигде так подробно не описывается проект Рубенса, нет других источников, которые бы могли пролить свет на замыслы великого художника. Ее ценность заключается в том, что значения всех фигур записаны со слов автора картин (а может быть, взяты из описаний, которые делал сам Рубенс, когда представлял управе Амстердама свои арки).
Долголетний друг, сохранивший для нас замыслы гения — Ян Гаспар Гевертс. Он смотрит на художника и на зрителя, как бы что-то припоминая. Он вспомнил, обмакнул перо и сию секунду запишет в книгу толкование еще одного момента еще одной арки Рубенса…
Интересная статья. Спасибо, Борис.
Оценка статьи: 5
0 Ответить