Альтернативное авторское кино, направленное на узкую прослойку аудитории, некоммерческое, часто затрагивает сложные проблемы и предлагает нестандартные пути их решения. Артхаус считается синонимом независимого, умного и модного кино, что многих прельщает.
В США артхаусами с 1940 года называют кинотеатры при университетах и в музеях. В Россию это понятие пришло в 1970 году и начало активно развиваться, это нужно было для возможности противопоставить массовому — кино с глубоким смыслом, рассчитанное на публику, отвергающую попкорн-кинематографию.
В артхаусном прокате, как правило, идут картины независимых режиссёров, для которых не нашлось места в большом прокате. Видео, снятое дрожащими руками на мобильный телефон, с длинными диалогами ни о чём, можно смело назвать артхаусом и выкладывать на специализированные сайты. Само определение подразумевает наличие тысяч фильмов, которые многим сложно понять, а в большинстве случаев — вообще не понять. И не надо. Создаются они для питания чувства собственной важности подростков.
Главная фигура — режиссёр, не продюсер. Он создаёт фильм, полагаясь на собственное видение и не обращая внимания на запросы публики и маркетинговые исследования. Многие студенты режиссёрских факультетов стремятся в качестве дипломной работы снять «иное» кино, но за идею фильм не снимешь, а под такое неоднозначное мероприятие найти спонсора сложно, так как никто не знает, чем оно закончится: может принести Венецианского «Золотого льва» или Каннскую «Золотую пальмовую ветвь», а может и нож в печень.
Деньги может дать богатый родственник, частный фонд или государство (с последними двумя договориться будет сложно), вероятно поэтому артхаус в искусстве является синонимом всего неприбыльного и малобюджетного.
Бывают и исключения. Так, и коммерческое кино может быть интеллектуальным, а авторское кино оказаться коммерчески успешным, или режиссёр, который вчера снимал деревенские свадьбы и выкладывал на Ютуб, завтра может снять коммерческий хит.
Авторское кино привлекает зрителей почти полным отсутствием цензуры и предрассудков в сочетании с высоким уровнем насилия. Основной критерий — мера таланта режиссёра. Высшая ценность такого кино — авторское высказывание, будут это мудрые изречения или прогноз погоды на следующий год — не важно, своего «понимающего» зрителя найдёт любое кино с пометкой «не для всех».
Предлагаю вам список лучших фильмов категории артхаус, составленный Европейским союзом кинокритиков:
— Тайм-код (Timecode), реж. Майк Фиггис, США, 2000;
— Принцесса и воин (Der Krieger und die Kaiserin), реж. Том Тыквер, Германия, 2000;
— А у вас который час? (Ni na bian ji dian), реж. Цай Минлян, Тайвань-Франция, 2001;
— Самая печальная музыка на свете (The Saddest Music in the World), реж. Гай Мэдден, Канада, 2003;
— 9 песен (9 Songs), реж. Майкл Уинтерботтом, Великобритания, 2004;
— Головой о стену (Gegen die Wand), реж. Фатих Акин, Турция-Германия, 2004;
— Дитя (L'enfant), реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Франция-Бельгия, 2005;
— Битва на небесах (Batalla en el cielo), реж. Карлос Рейгадас, Мексика, 2005;
— 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile), реж. Кристиан Мунджиу, Румыния, 2007;
— Впусти меня (Låt den rätte komma in), реж. Томас Альфредсон, Швеция, 2008.
В последнее время обязательным атрибутом духовно богатых дев, неформалов и псевдоинтеллектуалов – как в России, так и за её пределами – является кино категории артхаус.
Не только в последнее время, вовсе необязательным и не только псевдоинтеллектуалов. Интеллектуалы тоже смотрят артхаус. То что эти фильмы привлекают внимание публики, плохо разбирающейся в искусстве, и претендующей на духовность, как раз показатель востребованности у интеллектуалов. Подражают то им.
Само определение подразумевает наличие тысяч фильмов, которые многим сложно понять, а в большинстве случаев – вообще не понять. И не надо. Создаются они для питания чувства собственной важности подростков.
Фильмов не тысячи, понять их несложно, другое дело, что не все они представляют художественную ценность. И создаются они не для питания чувства собственной важности подростков, а совсем по другой причине. Авторское кино выражает авторский взгляд на жизнь и сводить его к чувству собственной важности - нелепо.
То, что снимают подростки весьма редко попадает в артхаус. А смотрят подростки совсем другое.
Деньги может дать богатый родственник, частный фонд или государство (с последними двумя договориться будет сложно), вероятно поэтому артхаус в искусстве является синонимом всего неприбыльного и малобюджетного.
Нет, артхаус является синонимом неприбыльного потому что прибыли не приносит, а не потому что на него деньги сложнее достать (хотя это и так). Это элементарная логика.
Авторское кино привлекает зрителей почти полным отсутствием цензуры и предрассудков в сочетании с высоким уровнем насилия.
Именно это и привлекает духовно богатых дев?
Вообще-то авторское кино привлекает зрителей авторским взглядом. Насилие, секс и прочее могут в нем быть, а могут и не быть. Чаще не бывает. Насилие знаете ли тоже снимать не так просто технически, не говоря уже о сексе. Особенно подросткам.
В списке артхаусных работ в конце статьи сколько сняты с высоким уровнем насилия?
Высшая ценность такого кино – авторское высказывание, будут это мудрые изречения или прогноз погоды на следующий год – не важно, своего «понимающего» зрителя найдёт любое кино с пометкой «не для всех».
Да, в перерывах между сценами насилия дается прогноз погоды. И зритель кайфует.
Высшая ценность такого кино это авторский взгляд и художественные достоинства, а данная статья вопиющий пример сумбура в голове автора, которому по какой-то причине захотелось "разоблачить" артхаус как нечто пустое.
Действительно не все хорошо, что артхаус. Но нельзя строить критику на нелепых утверждениях и категоричных обобщениях.
(мне 36, сценарист, артхаус смотрю редко, двойная фамилия в профиле - какой-то глюк сайта)
0 Ответить
А я хочу похвалить статью. Не стоит придираться по мелочам если мы все прекрасно поняли о чем идет речь. В английском мы уже давно не называем это артхаус, а идет этот бренд как independant. Раньше среди моих 367 тв каналов было 2 канала независимого кино. Сейчас остался один. И если его уберут, я вообще ящик выкину. Еще при советской власти в больших городах всегда было по одному хотя бы кинотеатру где показывали авторское кино. За репертуаром приглядывали Комунадо, но иногда можно было посмотреть очень интересные работы, особенно грузинские короткометражки. В Чикаго есть такой уникальный кинотеатр-студия Синематик. Держит его некий Миллош, кинокритик. При кинотеатре работает факультатив института кинематографии института искусств. Чтобы просматривать его синематеку нужно купить членство, но затея того стоит. Милош собирает лучшее в мире авторское кино. Есть еще один кинотеатр - Центр Джин Сискель - театр киномеценатов, семьи Сискель. Так если они прокатили ваш авторский фильм, завтра вы уже в лаврах навеки. И хочу посоветовать, кто интересуется, одного потрясающего кинокритика русского из Чикаго - Сережу Элькина. У него есть русскоязычный сайт. там можно найти новейшие сноски на новые независимые ленты.
И не ругайтесь - это же такое удовольствие почитать о нормальном кино вместо как от прыщей избавиться. Спасибо Ксении Шевцовой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня тоже смутило отсутствие имени Тарковского, не далее как вчера "ностальгию" смотрела. И зачем вы думающих людей вровень с закомплексованными подростками ставите? После 16 думать о смысле жизни - дурной тон?
0 Ответить
Дебютант такой дебютант...
Оценка статьи: 3
1 Ответить
По мне, так "арт" связано со словом "искусство".
Поэтому "артхаусом" можно было бы назвать фильмы Тарковского -- они очень эстетские.
Недавно смотрела русский фильм "Коллекционер" -- тоже очень сложное многоплановое кино. Признаюсь зразу, я не всё поняла, но смотреть было очень приятно.
2 Ответить
"В США артхаусами с 1940 года называют кинотеатры при университетах и в музеях" - А вот источник этой информации можно? Или так, к слову пришлось?
Про нож в печень я вообще юмора не понял, если честно. И с каких пор вот это http://www.cinelife.ru/post/93/ - стало выбором Европейских критиков? Вас даже не смутило, что все фильмы датированы этим веком?
2 Ответить
Евгений Жарков, источник - например, "Словарь современной культуры". Я так, для общей эрудиции глянула, много где цитируется именно эта фраза.
0 Ответить
Лада Крымова, вот это определение звучит логичнее "Понятие возникло в 1940-х годах XX века в США, где артхаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (т. е. не американского) и местного независимого производства".
0 Ответить
Евгений Жарков, вот вам насчет кино я больше доверяю
0 Ответить
"В последнее время обязательным атрибутом духовно богатых дев, неформалов и псевдоинтеллектуалов " - непонятно, откуда взялся негатив по отношению к ним? И почему псевдоинтеллектуалов, а не интеллектуалов?
2 Ответить