И все же есть один парк… Это особенный, один в своем роде, уникальный парк Равиния. И пить там можно. Потому, что там правит Музыка. Известен парк во всем мире благодаря проводимым там уже 100 лет музыкальным фестивалям. Исполнитель, дебютирующий на фестивале Равиния, наутро просыпается знаменитым и становится новой звездой музыкального небосвода. Так это случилось в 1936 году с Джорджем Гершвином, в 1937 — с Дюком Эллингтоном, в 1938 — с группой Бени Гудмана, в 1956 — с Армстронгом. Но и старые звезды именитых созвездий почитают за высокую честь поучаствовать в ежегодно проводимых летних фестивалях Равинии.
Истории дам совсем немножко — без нее никак. Итак, 1904 год. Это сейчас, если вы назовете своим домашним адресом деревню Хайленд Парк в 15 милях от Чикаго, то ежу понятно, что вы стоите не один миллион. А тогда это была просто обычная железнодорожная станция с поселком среднего класса на берегу озера Мичиган, соединяющая город Чикаго с городом Милуоки.
Железнодорожная компания Фрост решила попутно заработать немножко денег и обустроила на этом перегоне парк гуляний с фонтаном, казино, ресторанчиками, музычкой, небольшим театром. Мысль-то хорошая, но бизнес оказался убыточным. Чтобы уберечь уже созданное от банкротства, несколько богатых людей в 1911 году образовывают корпорацию Равиния Парк. Поле деятельности корпорации — музыка. Музыкальные фестивали.
С тех пор 100 лет (во время Великой депрессии с 1931 по 1936 фестивали не проводились) Равиния служит Меккой для лучших исполнителей и меломанов. 150 тысяч квадратных метров парка в дни фестивалей усеяны пикникующими под музыку Вивальди людьми. 600 тысяч зрителей за летний сезон посещают 120−150 представлений лучших из лучших в мире исполнителей.
Что исполняют в Равинии? А все: инструменталка, вокал, опера, джаз, блюз, фолк, камерная и симфоническая музыка, хоры и даже балет. Для этого на территории парка имеется 3 концертных зала: Павильон на 3200 мест — он приспособлен для симфонических оркестров, Мартин-театр на 850 мест — этот дает крышу опере, камерной музыке, кабаре, и, наконец Беннет Гордон Холл на 450 мест — площадка для молодых дарований — вот именно тут родильный зал талантов, т. к Беннет Гордон является еще и музыкальной академией Стернс для самых одаренных музыкантов со всего света.
Остановлюсь очень коротко на этой школе гениев: 400 конкурсантов на 45 ежегодных мест. Зато если поступил, школа (пристегнитесь!) дает тебе возможность играть на своих уникальных инструментах, например на скрипке Гальяно 1778 года! Пока в эту школу поступила всего лишь одна пианистка из России. Но еще не вечер.
Зато среди русских музыкантов в Равинии блистали несравненный Хворостовский, Вишневская, Ростропович, Спиваков, Кисин, Мацуев (на той неделе блеснул после отложенного по болезни концерта). Каждый сезон Россия обязательно представлена на фестивале или исполнителем, или произведениями русских композиторов, и русский дух витает над парком Равиния постоянно. Наряду с другими духами… Съестными…
А вот об этом я особенно хочу рассказать. Вредный читатель уже «поскладал» все цифры в уме и недоумевает: какие-такие 600 тысяч меломанов за три месяца в сезон? А я не оговорилась. Так оно и есть. Дело в том, что кроме сидячих мест в павильонах весь парк — большой акустический театр. И этот театр называется лужайкой. Если билет под крышу стоит действительно очень дорого, то на лужайку всего десятку. А уж десятка у каждого найдется на Йо Йо Ма или Кири Те Канава вживую!
И я на этом хочу особо заостриться. Мы привыкли повторять «искусство должно принадлежать народу». А как оно послужит, если билеты на это самое искусство стоят подчас четырехзначно? Позавчера в Равинии пела великая (не побоюсь!) J&B исполнительница Анита Бейкер. Я примерно прикинула — тысяч пятнадцать народу было на лужайках. Вчера уточнили газеты — 17 тысяч. Но они вам не скажут то, что я скажу по секрету: 17 тысяч черных людей! (Когда мы приехали, мой муж отметил прямо по анекдоту о Чапаеве: «проверено, белых нет!»). А билеты были проданы еще зимой. Когда мы говорим о демократии капитализма, давайте говорить не о мочесточных лужайках «Оккупай», а вот о таких, как при так и не наступившем (постучала о деревяшку!) коммунизме лужайках для всех.
Это море черных тел, подпевающих, подтанцовывающих, машущих в ритм божественным блюзам руками, светлячки мобилок, вспышки камер, свечи на праздничных столах, посверкивание бокалов вина в луче прожектора, хлопки взрывучего шампанского… и такое сестринство-братство кругом, когда мы берем друг друга за руки и поднимаем их в едином порыве всей нашей семнадцатитысячной лужайкой, когда от стола к столу передают бокалы с вином, когда мы свистим, орем, взвываем в едином «вау» восторга и восхищения… Мы, люди…
А духи действительно летают — душистые запахи всевозможной еды… Равиния — единственный музыкальный фестиваль, где приветствуется массовый пикник. Это — одна из особенностей. И едут люди со столами, стульями, кулерами, ведерками противомоскитных свечей, фонариками, одеялами, лежаками. Аж машины приседают!
А теперь представьте себе поле, покрытое столами, уставленное стульями, представьте людей, украшающих свой столик скатертями, букетами цветов, гирляндами, натюрмортами из плодов и овощей, флажками, винными батареями. За несколько часов до концерта народ спешит занять места на траве, расставить все пока светло, подкрепиться и слегка выпить. Тут же коляски с детьми и уже ходяченькие всех возрастов, тут люди на инвалидных креслах, тут и разодетая молодежь, и кто как попало, тут геи под своим радужным флагом и байкеры в коже на голую кожу, — все тут. И все ради музыки. И так 150 раз за лето уже 100 лет.
А вы мне лучше поверьте сходу — никто не напивается, никто не дерется, никто даже не поругается в такой теснотище — дружелюбие, вежливость, любезность, готовность помочь. И никакой особой охраны нигде не видно, никакой полиции. Какая полиция к чертям, когда здесь правит Музыка…
Пласидо Доминго, Яша Хейфец, Лучиано Паваротти, Рене Флеминг, Джордж Гершвин, Ицхак Перльман, «Бич Бойз», Боб Дилан, Кросби, Элла Фитцджералд, Джанис Джоплин, «Дюран Дюран», Ван Клиберн, Джошуа Белл, Бил Кроссби, Монсерат Кабалье, Леонард Бернстайн, Русский Балет, Стинг, Рене Флеминг, Би Би Кинг, Антон Рубенштейн, «Дип Перпл», Дюк Эллингтон… Какая полиция, там тихий ангел пролетает…
Традиция фестивалей Равинии — это праздник, который всегда с тобой, праздник, которого ждут, который любят. Даже Чикагский симфонический оркестр не имеет столько патронов, сколько находится людей пожертвовать деньги Равинии. Потому что Равиния есть истинно народный фестиваль, который действительно принадлежит всему народу. Как и должно быть везде и всегда.
Это я пыталась фотографии вставить. Что-то барахлит.
0 Ответить
Блеск! Просто пастельная пастораль! Особенно проникся историей фестиваля.Надо отметить, что любой фестиваль, деловой мимтинг, просто тусовка в США не обходятся без основательной фуд-подготовки:музыка музыкой, поэзия поэзией или там деловая текучка, а главное, чтоб было что положить на зуб и чем промочить горло.
И на фестивале Равинии фуд-мотивация имеет место.
Я всё сетую, что у американцев большая напряжёнка с поэзией. Мне говорят, что она существует, только в узеньких кружках. Но "работа стихов" не вырывается в СМИ, поэтому,дескать, создаётся впечатление о её полном отсутствии. Это в "совке" толпы оглашенных пёрлись в Лужники послушать ЕвтушенкУ и Воскресенского.
Но дальше уж оф-фСтоп.
Оценка статьи: 4
0 Ответить