Остальным приходилось выкручиваться, извиваться и уповать на мастерство гримеров и каскадеров, ибо компьютерные технологии находились в зачаточном состоянии.
По этой же причине многие малобюджетные фантастические ленты 20−30-летней давности сегодняшним избалованным зрителем воспринимаются как объект ностальгии, не более. Тем не менее подобно тому, как давнишние 8-битные игрушки превосходят нынешние супернавороченные графические экшны по геймплею, так и фантастика 80-х в плане сценария и смысловой нагрузки смотрится намного привлекательней, нежели большинство блокбастеров нулевых. За примерами далеко ходить не надо — в этот раз мы поговорим о картине Грэма Бейкера «Чужая нация» образца 1988 года.
…В году 1991-м, где-то в песках североамериканской пустыни Мохаве приземлилась тарелка, под завязку набитая обездоленными пришельцами, сбежавшими со своей рабской планеты. Добрые американцы (читай — земляне), руководствуясь заветами демократии, обеспечили бывшим рабам приют, социальные льготы и равные права. Космические гости не преминули воспользоваться предложением и быстро обосновались на дружелюбной чужбине. Само собой, далеко не все коренные жители рады новым соседям, поэтому последние предпочитают жить в собственном гетто, хотя уровень развития их цивилизации позволяет пришельцам осваивать новые знания и навыки намного быстрее.
Не все инопланетяне прибыли на Землю с добрыми намерениями. Приняв радушие жителей голубой планеты за слабость, они принялись творить темные делишки, правда, опять же в рамках своей общины. В ходе одной из таких местечковых разборок гибнет верный напарник сержанта полиции Сайкса. Коп, и ранее недолюбливавший «понаехавших в нерезиновую», совсем окрысился. А тут еще начальство предложило ему взять в напарники одного из ненавистных им чужаков — детектива Сэма Франциско. Однако, поборов свой гнев, Сайкс понимает, что только в паре с Сэмом, коего он для удобства именует Джорджем, он сможет найти убийцу своего сослуживца. Вместе новоиспеченные напарники принимаются за расследование, в ходе которого им предстоит лучше понять друг друга и, может, стать настоящими друзьями…
Вам это ничего не напоминает? Правильно, именно «Чужой нацией» (хоть он этого открыто и не признает) вдохновлялся молодой южноафриканский режиссер Нил Бломкамп, дебютировавший в большом кино фантастической картиной «Район № 9» (2009). Только Бломкамп, разумеется, воспользовался всеми прелестями неустанно прогрессирующих кинотехнологий, да к тому же знатно сдобрил свой опус злой социальной сатирой и элементами драмы, в то время как менее даровитый Грэм Бейкер просто штампанул коммерчески удачный клон. Спрашивается, чем руководствовался и откуда черпал идеи начинающий сценарист сериала «Сумеречная зона» Рокни С. О’Бэннон? И это тоже никакая не тайна — за год до выхода «Чужой нации» в прокате Америки отгремел мегахит, полицейский боевик Ричарда Доннера «Смертельное оружие». Автору оставалось лишь сместить акценты, добавить элементов sci-fi и поменять негра на инопланетянина.
И все-таки эту ленту можно уверенно назвать примером удачного копирования. Иной режиссер возьмет хорошую задумку и все испоганит, но Бейкеру удалось отнестись к чужим наработкам уважительно, а посему его малобюджетный опус сумел не только получить хорошие критические отзывы, но и собрать более-менее достойную сумму в прокате. По итогам 1988 года «Чужая нация» занимает 41-е место в списке самых кассовых лент, обогнав по сборам более амбициозных и дорогостоящих конкурентов по жанру — сиквелы «Кокон 2: Возвращение» и «Короткое замыкание 2». Плюс ко всему творение Бейкера было номинировано на престижную профильную премию «Сатурн», вручаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов с 1972 года, и выиграло в 1990-м главный приз (в 1989 году церемония не состоялась).
Авторы фильма все рассчитали правильно. Объединив на экране два популярных жанра, buddy-movie (кино про напарников) и фантастику, они пришибли одним ударом два сегмента целевой аудитории. Одни шли посмотреть на то, как авторы изощрились внедрить инопланетян в полицейский детектив, а другие наслаждались пикировками двух «вынужденных товарищей» и общей моралью о взаимном притяжении противоположностей. Сценарий не блещет неожиданными поворотами и интригой, а концовка просчитывается с первых минут, но в том-то и прелесть подобных бесхитростных киношек — добро извечно побеждает зло в любых ипостасях, эффектно и с юмором.
Бейкер — отнюдь не новичок в кино. К моменту съемок «Чужой нации» он уже успел снять неплохой атмосферный ужастик «Импульс», а также поставил жирную точку в трилогии о пришествии Антихриста — его перу принадлежит «Последний конфликт», заключительная часть «Омена». Но даже его опытность не помогла бы, не будь к нему приставлен другой, куда более именитый кинодеятель. Речь идет о знаменитом создателе спецэффектов Стэне Уинстоне, чья команда работала над созданием облика пришельцев. Уинстон, ранее приложивший руку к успеху «Нечто» и «Человека со звезды», отнесся к задаче серьезно.
Несмотря на то, что все пришельцы в фильме — типичные гуманоиды с двумя руками и ногами, мейк-ап получился отличный и весьма правдоподобный. Во многом благодаря «Чужой нации» Уинстон чуть позже вышел на принципиально новый уровень мастерства и был приглашен самим Джеймсом Кэмероном для участия в знаменитом сиквеле «Терминатор 2: Судный день». Кстати, ходят слухи, что Кэмерон вносил коррективы в сценарий «Чужой нации», но в титрах его имя не упомянуто.
Главную роль упертого и вечно недовольного полицейского Сайкса сыграл Джеймс Каан. Актер ранее опыта в фантастике не имел, но зато частенько участвовал в фильмах действия, вроде «Элиты убийц». Звезда «Крестного отца» (Сонни), Каан четко исповедует традиционный шаблон крутого копа, у которого нет семьи, дом — халупа, а на уме одна лишь работа, на которой он живет и, если нужно, помереть готов. Ну чем не Мартин Риггс из уже упомянутого «Смертельного оружия». Его полная противоположность — добродушный «чужак» Сэм Франциско (все инопланетяне по фильму носят забавные прозвища, «взятые напрокат» у названий городов или имен реально существовавших людей), семьянин, ответственный работник и трудоголик. И снова параллель с персонажем Дэнни Гловера не кажется случайной. Правда, за сплошной маской лицо актера Мэнди Патинкина угадывается с трудом, как и личность Теренса Стэмпа, сыгравшего инопланетного главгада Уильяма Харкорта. Слава Богу, качественный грим не мешает первому быть забавным, а второму — зловещим.
Самое интересное, что «Чужая нация» стала родоначальником долгоиграющей франшизы и даже короткого, в один сезон, но весьма популярного телесериала. С 1994 по 1997 год с теми же персонажами было снято на телевидении целых пять фильмов. Правда, все они нашему зрителю практически неизвестны. Что и требовалось доказать — хорошие идеи не пропадают в никуда, а продолжают жить своей жизнью, вдохновляя на творчество все новых и новых деятелей от киноискусства.
Ой, сколько копей было поломано в дискуссиях 14 лет назад!