• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Айше Мухамедьярова Дебютант

Вырезка из бумаги - сложно или просто? Урок № 1

Часто, глядя на какую-либо красивую вещь, сделанную не на заводе, а руками, мы задаем себе вопрос — это сложно или просто? Если такую вещь мог сделать кто-то, то смогу ли я сделать нечто подобное? Всегда ли красивое настолько сложно в исполнении, что абсолютно недоступно для «простого» человека, неискушенного в рукоделии и искусствах?

Айше Мухамедьярова, личный архив

К примеру, вырезка из бумаги — это сложно или просто?
Это зависит от того, насколько сильно вы хотите освоить это занятие. Неумение преодолимо только если есть желание учиться. Не стоит начинать сразу со сложных работ, алгоритм и технология выполнения которых вызывают у вас больше вопросов, чем дают ответов. У вырезки из бумаги, как и у других искусств и ремесел, есть свои секреты. Но о них — чуть позже.

Очень важный момент, с которого стоит начать — инструменты и материалы. Что же нужно знать, начиная работу с бумагой?

Сейчас есть возможность найти самые разные по качеству и цене инструменты — от простого канцелярского резачка и маникюрных ножниц до профессиональных резаков и ножниц, созданных специально для вырезки из бумаги. Каждый может выбирать инструмент, удобный для себя. Я до сих пор пользуюсь маленьким канцелярским резачком с выдвижным лезвием и маникюрными ножницами. Кто-то предпочитает скальпель. Главное, чтобы инструмент был удобен лично вам. Он должен быть легким, маневренным и острым.

Бумага, особенно если вы только начинаете заниматься вырезкой, не должна быть слишком тонкой (рвется) и слишком плотной (трудно режется). Удобный вариант — бумага для принтера, плотностью 80 г/кв.м. Конечно, работа с ней не так поражает воображение, как китайская вырезка из рисовой бумаги, но для обучения подходит хорошо.

Организовываем рабочее место. Для работы с резаком это может быть не очень высокий стол — нам нужно будет прикладывать усилия, давить на резак сверху, а для этого хорошо подходит высота стола, позволяющая нашему торсу чуть нависать над плоскостью столешницы, но не сутулиться. Писать в таком положении неудобно, а вот резать — в самый раз. Для вырезания ножницами подходит обычный письменный стол, т.к. режем мы навесу. Источник света должен быть размещен слева. Света должно быть много.

Скажу несколько слов о некоторых секретах процесса. Первое — далеко не всегда выразительная и запоминающаяся работа является результатом выполнения очень сложных действий. И из простых треугольных и ромбовидных прорезей можно составить красивую орнаментальную композицию — важно удачно подобрать их сочетания и интервалы между поясами прорезей.

Второе — если мы вырезаем орнамент (круговой, или ленточный), то сначала выполняем внутренние мелкие прорези, образующие рисунок орнамента, а внешний контур вырезайте в последнюю очередь — так удобнее держать заготовку в руках и манипулировать ей, и меньше риск испортить ее при выполнении внутренних прорезей. Если же вы работаете резаком и выполняете тонкое перегородчатое изображение, то сначала выполните все длинные внутренние прорези на всем изделии, а потом короткие завершающие.

Третье — выполняя прорези резаком, будьте внимательны, особенно если складываете заготовку в несколько слоев — нужно прорезать бумагу насквозь до твердой подкладки, на которой вы работаете (это может быть лист фанеры, стекло, оргстекло). Иначе по краям прорезей могут возникнуть некрасивые «лохмотья», и лишняя бумага будет удаляться с трудом. «Лохмотья» могут образовываться и в случае, если вы несколько раз проводите резаком по одному и тому же месту. Старайтесь прорезать бумагу насквозь за один раз. Для этого нужно нажимать на резак с определенной силой — вы определите ее опытным путем (она меняется в зависимости от плотности бумаги).

Четвертое — если вы работаете ножницами, то внутренние прорези, не лежащие на основных линиях сгиба и потому недоступные, можно выполнять, сделав небольшую прорезь резаком, а потом придавая им окончательную форму ножницами. Можно так же просто сделать дополнительные сгибы и с их помощью ножницами прорезать бумагу в нужных местах. Но в этом случае на изделии могут остаться следы складывания.

Пятое — не старайтесь в начале обучения делать работы маленького размера со множеством деталей — аккуратно выполненная крупная вырезанка смотрится ничуть не хуже маленькой, ювелирно-кружевной.

Итак, начинать лучше с чего-либо более-менее знакомого, особенно если вы не очень хорошо владеете приемами графического рисунка.

Все мы в детстве вырезали снежинки. Помните? Это симметричное изображение, полученное путем складывания листа бумаги в несколько раз и выполнением фигурных надрезов по линиям сгиба. Но можно еще более упростить себе задачу и начать не с кругового, а с ленточного изображения. Такое упрощение позволит довольно быстро освоить основные принципы и приемы вырезки, разобраться в алгоритме действий и создать в результате красивую вещь. Также ленточное изображение даст представление о ритме чередующихся элементов — основе орнамента. Вот с этого и начнем.

Возьмите лист бумаги (можно цветной) для ксерокса, формата А4, разделите его на 4 равные части по короткой стороне — 21:4= 5,25 см, и отрежьте одну четвертую часть. Получается лента шириной 5,25 и длиной 29,8 см (рис. 2 в основной галерее). Складываем ее пополам, затем еще раз и еще раз (рис. 3,4,5). Хорошо разглаживаем линии сгиба, чтобы они были четкими. Затем разворачиваем ленту и складываем ее вновь, но уже так, чтобы получилась «гармошка» (рис. 6). Опять разглаживаем линии сгиба. Потренируйтесь, используя приведенный мной образец. Наносим рисунок внешнего контура будущего орнамента так, чтобы крупный элемент был на линии сгиба, а более мелкий на линии среза (рис. 7, 8). Добавляем внутренние элементы (рис. 9). Заштриховываем для удобства те области, которые при вырезании должны быть удалены полностью (рис. 10). И, наконец, приступаем к вырезанию.

Берем ножницы и раскрываем их пошире — т. е. резать бумагу нужно не кончиками, а той частью лезвий, которая расположена ближе к точке соединения лезвий. Так нам будет проще прорезать бумагу, сложенную в несколько слоев и легче маневрировать, поворачивать заготовку, управлять процессом вырезания, добиваться точности и аккуратности. Рука, держащая ножницы, совершает только легкие движения пальцами, чуть сводя и разводя лезвия, а вот рука, держащая заготовку постоянно, движется и меняет положение запястья, поворачивая заготовку так, чтобы лезвия ложились точно по рисунку. Кончики ножниц не должны быть задраны кверху или направлены резко вниз. Начинаем с внутренних элементов, а потом, когда они все выполнены (рис. 11), вырезаем внешний контур (рис. 12), а насечки по внешнему краю выполняем в самую последнюю очередь (рис.13). Еще раз проверьте — все ли нужные прорези выполнены. А теперь остается только аккуратно развернуть изделие и разгладить его (основная иллюстрация к статье). Как видите, орнамент не очень сложный и мудреный, а получается красиво.

Удачи!

Статья опубликована в выпуске 6.12.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: