Сергей Курий Грандмастер

Можно ли стать популярной группой, не открывая рта?

Если названия групп SHADOWS и VENTURES покажутся вам незнакомыми, не спешите утверждать, что вы никогда не слышали их… скажем так, композиций. Дело в том, что прославились эти группы отнюдь не песнями, а гитарными инструменталами.

Elena Efimova, Shutterstock.com

Сам я впервые услышал инструменталы группы SHADOWS не в оригинальном исполнении, поэтому долгое время считал их произведениями «ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ». Именно ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ были одними из активнейших каверщиков-популяризаторов западной рок-музыки на территории СССР. Достаточно вспомнить, как они сделали из хита CHRISTIE «Yellow River» песенку с несколько дурацким текстом про толстого Карлсона. Впрочем, композиции SHADOWS они переиграли вполне достойно (порою лучше оригинала), хотя и здесь не могли обойтись без переименований. Своё название сохранил лишь инструментал «Апачи», зато «The Savage» стала «Торреро», «Peace Pipe» — «Синей Птицей», а «Man of mistery» даже «Цыганочкой» (хотя и вправду похоже).

Что до группы VENTURES, то её в советское время можно было слышать каждую неделю. Причиной тому — телепередача о внешней политике «Международная панорама», заставкой которой стал пульсирующий инструментал «Vibrations», кусочек из которого позже «перекочует» в песню группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ «Розовые очки». Ну, а такие мелодии из репертуара VENTURES, как «Wheels» и «Caravan» можно было услышать и в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!».

Более молодое поколение могло в обилии слышать наигрыши VENTURES в различных фильмах и сериалах — будь-то культовые «Криминальное чтиво» (композиция «Surf Rider») и «Шестиструнный самурай» (там композицию «Rap city» переиграла группа RED ELVIS, состоящая из российских эмигрантов) или заставка из сериала «Полиция Гавайев».

На этом ознакомительный курс заканчиваем и переходим собственно к героям этой статьи.

В 1958 году восходящая «звезда» британского рок-н-ролла — Клифф Ричард — решил собрать себе сопровождающую инструментальную группу. Собранную группу назвали DRIFTERS, ребята сыгрались, им понравилось, и они подумали: «А чего бы нам параллельно с основной работой чего-нибудь самим не записать?». В результате в начале 1959 года они одновременно записали одну композицию для Клиффа и одну для себя. Их собственный сингл (тогда ещё с вокалом) успеха не имел, но группа казалась перспективной, и компания EMI заключила с ней контракт.

Спустя ещё один сингл группа решила полностью переквалифицироваться на инструментальную музыку. При этом они продолжали выступать с Ричардом, даже переименовались в SHADOWS («Тени») — мол, «Клифф впереди, а мы чуть позади него, немного в тени». В результате и вместе, и по отдельности — все обрели заслуженную славу.

Слава SHADOWS началась с уже упомянутой композиции «Apache». Этот инструментал был написан композитором Дерри Лорденом после просмотра одноименного вестерна «Апачи» ещё в 1954 г. Поначалу Лорден отдал композицию гитаристу Берту Уидону, но его версия композитору чем-то не понравилась и выпуск сингла подзатянулся. За это время Лорден на гастролях познакомился с ребятами из SHADOWS и изобразил им «Апачей» на гавайской гитарке укулеле. Слово за слово — и вот уже ТЕНИ записывают свою версию.

Клифф Ричард:
«…прекрасно помню вечер, когда мы делали эту запись. Во время записи я играл на африканских барабанах в самом начале! Гитарные „удары“, великолепный саунд, потрясающая мелодия, немного агрессивная, так что"Apache», на мой взгляд, лучшая наша работа".

Мнение Клиффа Ричарда вскоре разделили и слушатели. Правда поначалу представитель EMI хотел поместить на 1-ю сторону сингла другую композицию, но дочка убедила его, что гораздо лучше та — «индейская» — мелодия.
В августе 1960 года сингл «Apache» не только занимает 1-е место Британского хит-парада, но и по иронии судьбы сталкивает с вершины композицию Клиффа Ричарда «Please Don’t Tease». Забавно, что в том же году вышло ещё две версии «Апачей» — упомянутого Берта Уидона и американского гитариста Йоргена Ингмана. Обе попали в топ, но было поздно — композиция уже устойчиво ассоциировалась с SHADOWS. Авторитетный «New Musical Express» объявляет «Апачей» синглом года.

В сентябре 1960 года ТЕНИ впервые выступили без Клиффа, и оказалось, что молчаливые сдержанные ребята, дёргающие струны гитар, могут вызывать в зале не меньший ажиотаж, чем поющие поп-звёзды. У бас-гитариста Джетта Харриса был даже собственный фэн-клуб. А когда у него сломался гриф гитары, то хитрая фирма Fender безвозмездно подарила ему новую модель баса. Учитывая, что и гитарист группы — Хэнк Марвин — один из первых в Англии стал играть на «Фэндере Стратокастере», это послужило отличной рекламой.

Последующие синглы и альбомы SHADOWS выходили с потрясающей скоростью и раскупались как горячие пирожки. Многие из них — «Foot Tapper», «F.B.I», «Wonderful Land», «Kon-tiki», «Genie with the brown lamp» и др. — стали классикой.

Взлёт к успеху коллег SHADOWS по другую сторону Атлантики произошёл ещё более стремительно и неожиданно. Видимо, недаром простые работяги с автозавода провинциального городка Такома — Дон Уилсон и Боб Богл — решили назвать свою группу VENTURES («Аантюры»). Не успели они сколотить свою группу, как тут же сварганили первую запись и отослали её на фирму Dolton. Там запись отвергли, и тогда ребята, недолго думая, зарегистрировали свой лейбл и выпустили первый сингл. Самодеятельность плодов не принесла, и тогда они решили действовать по-хитрому.

Дон и Боб заехали в Сиэтл к знакомому ди-джею крупнейшей в городе радиостанции и уломали его сделать их новую запись хотя бы заставкой к новостям. Этой записью была композиция «Walk Don’t Run».

Сама композиция была довольно старой. Первой её исполнил и записал в 1954 году создатель — композитор Джон Смит. Сами же VENTURES услышали её в исполнении великого джазмена Чета Эткинса на пластинке 1957 г. Столь богатой аранжировки, как у Эткинса, ребята из Такомы позволить себе не могли, зато они сделали упор на драйв и ритмичность.

И вот результат: энергичная заставка к новостям вызвала шквал писем и звонков с требованием поставить композицию в постоянную ротацию. А тут летом 1960 года подоспел и сингл…

Никому не известные ребята из VENTURES со скоростью ракеты пролетели через головы именитых коллег и заняли 2-ю строчку национального хит-парада — их остановила только композиция «Now Or Never» неподражаемого Элвиса. Несговорчивая фирма Dolton тут же подобрела и поспешила заключить с новичками контракт. Следующий сингл «Perfidia» укрепил успех, и понеслось…

VENTURES показали себя изобретательными ребятами, они не только успешно брались за разные стили — твист, рок-н-ролл, кантри, психоделику — но и создавали новые. Многие считают, что именно «Walk Don’t Run» стала первой композицией в специфическом стиле Западного побережья под названием «сёрф-рок», на котором позже сделают карьеру BEACH BOYS. Даже классический «Венгерский танец № 5» Брамса в руках VENTURES прератился в зажигательный поп-хит под названием «Rap city».

Из множества знаменитых композиций VENTURES стоит ещё раз упомянуть заставку к популярному сериалу «Hawaii Five-0» или «Полиция Гавайев» (она звучит как в оригинале 1969 г., так и в его ремейке 2010-го). Хотя вообще-то это инструментал, написанный композитором Мортеном Стивенсом, есть версия и со словами — её спел Сэмми Дэвис.

Это был один из последних громких хитов VENTURES. В 1970-х их популярность стала падать, и они снова схитрили. Заметив, как их любят в Стране Восходящего Солнца, они почти полностью переквалифицировались на японский рынок (пишут, что именно там разошлась треть всего тиража альбомов VENTURES).
Те же проблемы затронули в 1970-е и SHADOWS. Поначалу они даже распались, но потом снова собрались и даже успешно выступили на «Евровидении-1975», заняв 2-е место с композицией «Let Me Be The One». Позже они успешно исполняли в своём оригинальном стиле самые разнообразные каверы.

Обновлено 19.12.2012
Статья размещена на сайте 5.12.2012

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: