Можно с детства мечтать об оперной сцене, но по-настоящему заниматься пением можно только после полного полового созревания. Имеется в виду возраст от 14−16 лет. Конечно, есть исключения, но они крайне редки. Ведь более раннее начало обучения по овладению специфически поставленным дыханием на опоре, как говорят педагоги-вокалисты, может привести к переутомлению голосовых связок, а там недалеко и до полной потери голоса…
Судьбы известных оперных певцов необычайно разнообразны: кто-то начинал петь в самодеятельности, кто-то учился играть на каком-либо музыкальном инструменте, а потом вдруг почувствовал потребность петь. В оперных театрах иногда берут желающих петь в хоре, причём без музыкального образования. В консерваториях на вокальных факультетах есть предмет под названием «Педагогическая практика». Можно прийти любому желающему, так сказать, «с улицы», и предложить себя в качестве подопытного «кролика» для занятий со студентом под руководством педагога-вокалиста. Это может стать началом карьеры певца. Но самый комфортный путь: продолжить творческую династию предков.
Бывают редкие случаи природной одарённости к такому ремеслу, когда и учить не надо: открыл рот и поёт. Но чаще всего голос надо «обработать» до культурных рамок. Самое главное: найти своего педагога. В процессе пения невозможно объективно оценить звучание своего голоса. Даже при воспроизведении голоса на магнитофоне человек порой не узнаёт себя. Кажется, что голос звучит грубо или тембр совсем не такой, каким слышится при разговоре. А в пении и подавно, поэтому некоторые певцы на репетициях прикладывают ладонь к уху наподобие телефонной трубки и пытаются услышать себя со стороны. Вот поэтому и нужен педагог, которому полностью доверяешь. Его слуховой контроль и замечания являются путеводной нитью на пути к вершинам вокального искусства.
Однако при всех вариантах остаётся одно общее правило: человек, вкусивший удовольствие от процесса пения, стремится вновь его ощутить. На оперном Олимпе — единицы; певцов, поющих главные партии в оперных спектаклях — много; в хоровых коллективах — ещё больше. Остальные — в клубах с караоке или… в компаниях за праздничным столом! Что же в этом плохого? Пусть поют себе в удовольствие.
Так какой же путь избрать? Любой! Есть случаи, когда у начинающего любителя пения с минимальным диапазоном при правильном обучении появлялся большой голос красивого тембра. Главная же трудность — зафиксировать ощущения звуковоспроизведения и повторить их. Даже профессиональные певцы иногда теряют эти ощущения и возвращаются к любимым педагогам для «реабилитации».
Профессия оперного певца многоплановая, голос — только средство для воплощения звукового образа. Необходимо так мастерски овладеть навыками красивого пения, чтобы зритель забыл об условности оперного спектакля и следил за действием актёров, наслаждаясь вокально-инструментальными звуками всех исполнителей.
Иллюстрация: Igor Bulgarin / Shutterstock.com
Бредовая статья.
Скажу как пока что не признанный гений вокала и поэтизма, так !
Не прожив, жизнь хотя бы до 25 - 30 лет. Редкое исключение подростки - только дет.домовские и сироты. Эти, наверняка смогут и в 20 .
Не претерпев неудачи, потери близких и друзей, не видя смерть, не знаю истинной любви - да и ещё если она неразделённая...
Не может никто стать певцом !
Сколько бы у него не было образований. Хоть все образования МИРА.
ВЕДЬ ПЕВЕЦ - ЭТО ВАМ НЕ ВОКАЛИСТ ! НЕ ПРОСТО ОТКРЫВАЮЩИЙ РОТ.
ЭТО ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ - ОБРАЗ, В КОТОРЫЙ ПОГРУЖАЕТ ЗРИТЕЛЯ.
Вот, слава Богу я так умею. Но пока что нет у меня людей, которые мне бы помогли раск54рыть себя.
Взойти на сцену.
0 Ответить
Какие здесь люди!!! Заочно аплодирую.
Реплика снизу - уж, лучше - певцом, чем балетным - по опыту Монсеррат, Лучано и др. петь можно до пенсии и позже...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, это Монсеррат и Лучано "можно до пенсии и позже..." слушать, а петь можно каждому, только кто их захочет слушать?
А балетные тоже иногда танцуют, будучи на пенсии (она у них начинается значительно раньше, чем у простых смертных).
Из великих - Майя Плисецкая - тому пример!
0 Ответить
Простите, поэтому Вас и прошу: не пишите о том, в чём не очень понимаете. Говорю вам, как московская певица со стажем певческой деятельности с 5 лет-считайте-32 года стажа, и преподавательской, в т.ч. в РАТИ(ГИТИС)-12 лет!Без денег карьеру можно сделать только на периферии и далеко не в одиночку, поэтому так и пишу. Просто немного смешно читать, извините...
0 Ответить
Александра Неженцева, так Вы об оплате ? Не спорю: в столицах - другой разговор ( личного опыта нет, но - наслышана...). Возможно, из статьи непонятно, что пишу именно о периферийном театре.
А извиняетесь напрасно: обиды нет и не может быть - каждый вправе иметь собственное мнение. И отвечаю я на комментарии не для того, чтобы настоять на своём, а просто для лучшего понимания моих мыслей. А если насмешила: так это ведь не самая плохая эмоция!
Вот если Вы напишите статью о собственном понимании, то я в комментариях постараюсь быть максимально лояльной и уж ни в коем случае, не буду советовать о чём писать и как. Но и это делать вправе любой.
1 Ответить
Галина Голованова, не обижайтесь, действительно, считайте, что я просто уточнила про столицу-матушку(никак не привыкну к местной коррупции)-в ДМШ без протекции не устроиться (!!!)... Пишите, с удовольствием почитаем, хоть люди чуть-чуть познакомятся с нашей профессией и с нашей нелёгкой жизнью.
0 Ответить
Пожалуйста, не пишите о том, в чём не очень хорошо разбираетесь! С концертмейстерами и балетом у вас лучше получалось. А академическим вокалом и дети занимаются, и пением на дыхании-"опоре", на конкурсы выходят-все бы взрослые так пели бы... И певцы себя слышат достаточно для того, чтобы соображать, а правильно ли они извлекают звук и посылают его, если это действительно исполнители, а не просто звучкодуи. Прикрывают рупором уши только "хористы", солисты, по крайней мере настоящие, никогда так не поступают, ибо это искажённое восприятие звука. Но в одном вы правы-оперным певцом стать трудно, потому что это очень дорогая профессия-надо очень много вложить денег на поступление, обучение, конкурсы, мастер-классы и т.д. Это сотни тыс у.е. Если ты имеешь невероятно волшебный голос от природы, то сэкономить можно в лучшем случае только на поступлении, а за всё остальное нужно платить деньги-и немалые: за то, что именно тебя одни будут учить петь, а другие- вести за ручку на прослушивания и конкурсы, за место в театре, за лучшие роли... Кроме этого, надо иметь богатырское здоровье и выносливость : голос, чтобы звучал как надо, должен быть свежим и отдохнувшим, поэтому сказки о золушках, работающих уборщицами в кулуарах оперных театров, потом на учёбе в институтах или консах, потом вечером опять в театре,-скорее исключение для очень выносливых людей со слоновым здоровьем: голос не может звучать, если ты не доедаешь и спишь по 3-4 часа в сутки. За приличную роль в спектакле певец теряет до 5 кг веса! Не верьте сказкам! И напоследок: чтобы стать более-менее известным оперным певцом, на него должна работать вся семья. Все члены семьи должны жертвовать ради одного. Вот так как-то...
0 Ответить
Александра Неженцева,не берусь спорить о детском вокальном обучении, хотя общеизвестно, что при взрослении происходят значительные изменения в головом аппарате. А вот о профессиональных певцах я сужу не по "сказкам", а исключительно из собственного опыта: я работаю в оперном театре около 30 лет, более половины этого стажа - концертмейстером оперной труппы. Уверяю Вас, что и настоящие оперные певцы со званием Заслуженного или Народного, "Прикрывают рупором уши", хотя лично я не советую этого делать: согласна с Вами, что это непрофессиональный жест!
Относительно дороговизны: платить за что бы то ни было можно в любой сфере и за любые услуги. Но я знаю достаточно много людей, которые не платили никому и ничего. У нас есть певцы от Бога. Например, один баритон - Заслуженный артист России - не имеет даже среднего музыкального образования, пришёл из школы, где преподавал историю. Поёт не только в нашем - Самарском театре оперы и балета, но и Москве - в "Новой опере". Там же и наш тенор, который параллельно с учёбой в техническом ВУЗ,е пел в хоре, потом - в оперетте, сейчас - ведущий солист в Москве ( Большой и театр Колобова, то бишь "Новая опера".)
Это к вашему высказыванию о золушках. Кстати, среди женщин - и у нас есть пример: параллельно работе инженером училась в Петербурской консерватории, после окончания которой была принята в нашу труппу и первой её ролью была "Аида", а потом - Тоска", "Князь Игорь" и т.д., и т.п..! Не совсем "золушка", но при сопоставлении дальности профессий - вполне "сказочная судьба"!
Про потерю веса во время спектакля ( естественно, при исполнении ведущих партий) - Вы правы, добавлю, что ночи до и после - как правило, бессонные ( раньше мы часто ездили на гастроли, т.ч. была непосредственным свидетелем).
Конечно, при денежном поощрении "власть имущих" карьера певца может быть более удачной, а уж о семейной поддержке и говорить нечего. Однако в жизни, увы!, личная жизнь артистов театра оставляет желать лучшего!
Позвольте в конце ответа процитировать ваши слова: "Вот так как-то..."
0 Ответить
Интересно бы исследовать природу человеческого желания петь и слушать пение. Ведь пение для человека, как говорил великий Паваротти, - процесс противоестественный. Это - контролируемый крик. Отчего же человеку приятно слушать этот крик и издавать его в разных вариациях?
0 Ответить
Леонид Третьяк, согласна - тема интересная. Только рассуждать об этом можно после обстоятельного анатомического и акустического эффектов ( боюсь, что надо быть специалистами в этих областях). Одно могу сказать точно: певцы во время пения себя слышат очень плохо, т.к. весь череп становится своеобразной акустической зоной, заполненной звуком. Поэтому и важно запоминать ощущения верного звукоизвлечения. Вот слушать - это понятнее: даже разговорный голос иной раз обольщает своим тембром!
0 Ответить