Галина Голованова Профессионал

Как заинтересовать ребёнка занятиями музыкой? Работа над чужими ошибками

В советские времена было модно учить детей в музыкальной школе, да и сейчас многие родители желают приобщить своего ребёнка к миру вечной Музыки. Но как часто занятия музыкой становятся причиной разлада в семье!

Noam Armonn Shutterstock.com

Пройдя тернистый путь от подготовительного класса музыкальной школы до получения диплома об окончании консерватории, хочется поделиться мыслями о том, что помогало в овладении профессией музыканта, а что было преодолено с чувством ненавистного долга перед родителями (обучение стоило немалых денег, о чём периодически напоминали…).

А началось всё с уроков музыки в детском саду. Не помню, как и кто проводил эти уроки, но остались фото довольного ребёнка, поющего и танцующего в паре с мальчиком. Тогда были мечты стать певицей, но игра на пианино тоже вызвала огромное воодушевление. И что же? Через год занятий музыкой с опытной, но полусонной пожилой женщиной-педагогом пропало всякое желание. Перевод к другому педагогу только ухудшил положение, т.к. ощущалось некоторое презрение, что привело к психологическому зажиму. И только с 5-го класса в моей жизни появился настоящий Педагог, с которым хотелось заниматься хоть каждый день.

И напрашивается первый вывод: нужен педагог «от Бога», развивающий способности любого ребёнка. Трудно, но необходимо заранее узнать отзывы о педагогическом коллективе и поначалу самим присутствовать на уроках. Если нет взаимопонимания, а интерес к занятиям постоянно уменьшается, нужно проявить настойчивость и поменять наставника.

Дома тоже необходимо создать подходящую обстановку. Во время занятий музыкой не мешать и не отвлекать, а лучше даже молча присутствовать. Желательно устраивать показательные концерты из выученных по программе произведений перед родными. Сначала пусть будет узкий круг, но — обязательно! — доброжелательный. Важно начать эти выступления как можно раньше, лучше перед первым же зачётом первоклассника. Можно расширить количество участников концерта: пригласить соученика из той же музыкальной школы. И хвалите! Так появится желание выступать перед публикой. А этот навык пригодится в любой сфере деятельности: умение показать свои способности придаст уверенности в своём таланте. Именно такой психологический фундамент в будущем поможет реализовать творческую индивидуальность. Итак, второе пожелание: надо ободрять и хвалить ребёнка, давая возможность показать то, что уже освоено.

И последнее: важно вместе слушать классическую музыку. Только начинать надо с понятного: вместе посещать отчётные концерты учащихся, ходить на филармонические концертные программы для детей, смотреть спектакли в театре во время новогодних каникул, на которых совмещают пение и разговорные тексты. Потом поднять планку: посетить легко воспринимаемые детской публикой балеты Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А позже — спектакли, совпадающие со школьной тематикой: оперы «Князь Игорь» Бородина и «Евгений Онегин» Чайковского. Даже в небольших городах можно приобщиться к шедеврам классической музыки — с помощью ТВ. Канал «Культура» — ваш помощник. Есть и ещё более универсальное средство — Интернет, где можно увидеть и услышать всё, что пожелаете. Но, повторюсь, вместе с ребёнком! Внимательно слушайте и объясняйте то, что непонятно. Обменивайтесь впечатлениями, это развивает способность воспринимать и анализировать увиденное.

Если даже ваши мечты о профессии музыканта не сбудутся, эти усилия все равно принесут пользу: умение понимать и получать удовольствие от Музыки обогатит жизнь вашего наследника, который в своё время передаст накопленную мудрость вашим потомкам!

Обновлено 18.09.2017
Статья размещена на сайте 5.01.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Наталия Краснянская, вот и я о том же: при заинтересованности родительского контроля успехи любого ученика значительно выше, а главное - вырабатывается психологический комфорт во время выступления на публике (поначалу в семейном кругу, а потом и на экзаменах).

  • Комментарий скрыт
  • Странная статья, на мой взгляд.. Конечно, я ноль в музыке, но... ничего толком не услышал "Как заинтересовать ребёнка занятиями музыкой?".. А "Работа над чужими ошибками" меня интересует в последнюю очередь.

    • Вячеслав Старостин, постараюсь объяснить название, чтобы ваше мнение: "Странная статья,... ничего толком не услышал" - изменилось в лучшую сторону.
      1.Если родители отдают своего ребёнка в школу, то надо найти педагога с хорошей репутацией,
      2. Вместо вопроса типа: "Ты занимался(-лась) музыкой?" сказать: "Мне так интересно послушать твою игру!" и найти хотя бы полчаса в месяц, чтобы одобрить результаты занятий. Дети, у которых родители проявляли интерес к успехам в учёбе на муз.инструментах, в будущем намного ярче проявляли свои творческие способности. Страх перед публичным выступлением "загубил" немало талантливых музыкантов ( известны случаи, когда перед концертом знаменитые пианисты подбадривали себя алкоголем, естественно, в небольших дозах, однако вместе с нервным перенапряжением это укоротило продолжительность жизни). В отличие от спортсменов, у которых всегда есть 3 попытки, музыкант должен с первого раза показать всё, на что способен в данный момент.
      3.необходимо совместное повышение "культурного уровня", чему весьма способствуют посещение музыкальных мероприятий (концертов с участием детей и профессиональных музыкантов).
      В моём детстве этого не было, поэтому и сочла возможным дать родителям несложные по реализации, но весьма результативные советы.