Наиболее одарённые становятся лауреатами конкурсов и затем гастролируют по миру с сольными концертами. Большая часть занята преподавательской и концертмейстерской деятельностью. И только один пианист из тысячи (по моему мнению) работает в симфоническом оркестре. Вот об этом проценте и пойдёт речь…
Итак, что же он делает в оркестре? Ответ однозначен: играет на фортепиано (именно так обозначаются пианино и рояль в любом нотном издании), но не только …
Многие композиторы сочиняли концерты для фортепиано с оркестром, в которых партия фортепиано исполняется на концертном рояле. Расположение струн у него — горизонтальное, длина хвостовой части удалена от клавиатуры на 2−3 м, что увеличивает возможности в сторону большей громкости и тембрового богатства звука. Однако в партитурах для симфонических оркестров фортепиано используется и как один из оркестровых инструментов.
В оперном театре оркестр размещается в оркестровой яме, где располагаются около 80 музыкантов. Поэтому партию фортепиано исполняют на пианино, у которого струны натянуты на раме вертикально, отчего инструмент имеет компактные размеры. Примеры использования фортепиано:
М. Мусоргский в опере «Борис Годунов» (сцена коронации в 1-м действии) с помощью ударных инструментов, низких тембров струнных, арфы и фортепиано воспроизвёл звучание колокольного звона, а перезвоны поручил флейтам и тому же фортепиано, но в верхнем регистре.
Колокольный набат есть и в опере А. Бородина «Князь Игорь», но там фортепиано полностью дублирует партию арфы.
В балете «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева 3-е действие начинает солирующая виолончель, а потом добавляется фортепианный контрапункт, который сопровождает мелодическую линию виолончели.
П. Чайковский использовал тембр фортепиано для воссоздания картины домашнего музицирования: в опере «Пиковая дама» дуэт Лизы и Полины сопровождает фортепиано с небольшими вставками флейт в проигрышах между куплетами, а романс Полины — только арпеджированные аккорды фортепиано.
Однако пианист при необходимости играет и на другом клавишном инструменте, точнее — ударно-клавишном: челесте (фортепиано же является струнно-клавишным). Вместо струн у челесты встроены металлические пластинки разной величины, которые имеют резонаторы — ящички, что делает звук более продолжительным. Название инструмента произошло от итальянского слова, которое переводится как «небесный». Впервые челесту использовали французские композиторы, но прославил его П. Чайковский, который в балете «Щелкунчик» написал вариацию феи Драже, где проявилось очарование волшебного звука челесты. Позже И. Стравинский тоже применил челесту в качестве волшебных бликов в оркестровой партитуре сказочной оперы «Соловей».
Значительно реже используют клавесин (струнный щипковый инструмент), который появился исторически раньше фортепиано, однако остался востребованным и в наше время. Звук у клавесина появляется в результате нажатия клавиши, которое приводит в действие стержень с металлическим крючком. Вибрация струны даёт несильный и динамически однообразный звук. Однако современные композиторы используют клавесин для создания атмосферы той эпохи, когда клавесин был невероятно популярен (16−18 века). Так С. Слонимский, ныне живущий в Санкт-Петербурге, в опере «Мария Стюарт» дуэт королевы Елизаветы и Марии Стюарт в 1-м действии сопроводил клавесином с незначительным вкраплением звучания струнных инструментов.
Есть ещё один инструмент, на котором пианист исполняет свою работу в оркестре — орган, он является клавишным духовым инструментом. Конечно, в оркестровой яме используют не настоящий орган, а только тембр органа, который воспроизводит синтезатор. Так в опере Ш. Гуно «Фауст» есть целая картина в 3-м действии, которая называется «В храме». И хотя начинает её звучание всего оркестра, основное действие — молитвы Маргариты и разоблачающие обвинения Мефистофеля — звучит в сопровождении солирующего органа. Дж. Верди использовал его в начале оперы «Отелло» — картина бури, а С. Слонимский в партитуре оперы «Гамлет» одновременно задействовал два клавишных инструмента: орган и челесту.
Надо отметить, что в наше время синтезатор и пианист, играющий на нём, как на фортепиано, могут помочь в любой «аварийной» ситуации. Если неожиданно заболел музыкант и невозможно сразу его заменить, то на синтезаторе включают необходимый тембр и спектакль «спасён» (редкий слушатель заметит подмену). Часто даже известные музыкальные коллективы поручают пианисту исполнить партию, например, арфы, во время длительных гастролей, т.к. арфа — инструмент не только тяжёлый, но и очень чувствительный (при переезде с места на место сильно расстраиваются струны).
Вот и получается, что клавишные инструменты, не являющиеся постоянными в составе симфонического оркестра, так сказать, «вспомогательные» инструменты, тем не менее регулярно участвуют в оперных и балетных спектаклях, составляя единое звуковое целое со всем музыкальным коллективом исполнителей.
Галина, прекрасно всё пояснили. Почитала с большим удовольствием. Если бы ещё ссылки с примерами были. Кстати, М. Таривердиев очень часто использовал клавесин (или челесту?). Помню его музыку к к/ф "Ольга Сергеевна" - этакое советское ностальжи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить