С течением времени многие традиции претерпевают изменения: что-то изживает себя и безвозвратно уходит, что-то, наоборот, перенимается из других культур. Тем не менее существуют и нерушимые многовековые традиции.
В Осетии, например, сохранилась последовательность этапов свадьбы, которая, как и прежде, начинается со сватовства (осет. минœвœрттœ). Даже если парень и девушка уже все решили между собой, семья будущего жениха непременно отправляет в дом невесты несколько уважаемых людей из числа родственников для официального предложения. Если семья невесты не против породниться, глава семьи отвечает согласием, однако в соответствии с этикетом и традициями высказать его открыто во время первого визита минœвœрттœ он не может, а просто дает понять о возможности положительного исхода. Традиционно сваты засылаются трижды, прежде чем будет достигнута договоренность сторон и назначен день сговора (осет. фидыд) — следующего этапа традиционной осетинской свадьбы.
В прошлом сговор всегда проходил в доме невесты, сегодня это не имеет принципиального значения. Под сговором подразумевают назначение даты свадьбы, обсуждение подробностей предстоящего торжества, числа приглашенных гостей. После чего все переходят к столу, на котором в соответствии с веками сложившейся традицией обязательно стоят три пирога, шея и голова жертвенного животного.
Еще одним знаковым ритуалом во время фидыда является передача небольшой суммы денег невесте от родственников жениха, что символизирует собой подкрепление устной договоренности о браке, а в дом жениха (если фидыд происходит у невесты) посылают три пирога, три ребра и араку. После сговора невеста считается засватанной.
В прежние времена между фидыдом и самой свадьбой проходило долгое время, в течение которого невесте собирали приданое, а жених уезжал зарабатывать калым (осет. ирœд). Именно из-за бремени калыма и появился в Осетии обычай кражи невесты (осет. скъœфт). К счастью, современным женихам уже не нужно платить непомерный ирœд, поэтому обычно сразу после сговора начинается подготовка к свадебной церемонии.
Раньше официальная регистрация брака не имела решающего значения, обещания верности давались друг другу словесно, в наше же время жених и невеста могут отправляться в загс сразу после фидыда, либо непосредственно в день торжества.
Еще одним из традиционных ритуалов является тайный визит (осет. сусœгцыд), когда жених и несколько его ближайших друзей одним из вечеров перед свадьбой тайно приходят в дом невесты, для того чтобы вручить девушке обручальное кольцо — официальный символ того, что она стала невестой.
Осетинская свадьба устраивается одновременно в двух домах. Из числа молодых родственников и гостей жениха формируют свадебную свиту (осет. чындзхœсджытœ), которая вместе с шафером (осет. къухылхœцœг), дружкой (осет. œмдзуарджын), названной матерью (осет. кœнгœмад) и кем-то из представителей старшего поколения отправляется за невестой.
У ее дома свадебный кортеж встречают с тремя пирогами и после молитвы приглашают в дом: старших гостей проводят за главный стол, а более молодые сначала идут знакомиться с невестой. Названная мать преподносит ей подарки, золото и украшения от семьи и родственников жениха. Потом гостей ожидает застолье.
Через какое-то время подруги невесты с разрешения старших облачают ее в свадебный наряд, и в комнату приглашаются шафер и дружка. После вознесения молитвы они под руки выводят девушку. Мать посыпает дорогу перед дочерью сахаром — это еще один ритуал, совершаемый для того, чтобы жизнь девушки замужем была сладкой. Невесту провожают к машине, и свадебный кортеж трогается. По дороге он непременно должен заехать в Рощу Хетага или другое святое место, чтобы люди могли там помолиться. Традиция посещать в день свадьбы подобные места сохранилась и в наши дни.
Определенные ритуалы совершаются и по приезде в дом жениха. Невесту сначала подводят к старшим, которые произносят молитву, а затем дают ей подержать ребенка-мальчика — своеобразный символ-пожелание иметь много детей и чтобы первым непременно родился сын — наследник и продолжатель рода. Порог нового дома невеста всегда переступает правой ногой, а затем кланяется три раза.
Особо стоит отметить ритуал снятия с невесты фаты (осет. хызисын). Раньше фату снимали лишь на второй день, сегодня это происходит в день свадьбы. Молодой парень специальным флажком (осет. «сары зады хацъил»), который присылается из родительского дома невесты, приговаривая специальные слова, трижды обводит над головой девушки и ловким движением поднимает фату — теперь все могут видеть ее лицо. Сам флажок после свадьбы хранится в доме, служа символом вливания девушки в новую семью.
После снятия фаты невеста угощает медом (осет. «мыды къус») новых родственниц и мать своего мужа, а та — ее. Это служит символом хороших взаимоотношений между свекровью и невесткой в будущем. По прошествии некоторого времени после свадьбы родители жениха и невесты поочередно приглашают друг друга в гости. После этого новоиспеченные родственники могут навещать друг друга без приглашения.
Раньше новой невестке не позволялось разговаривать в присутствии родителей и старших родственников жениха, а тем более обращаться к ним. В ответ на их вопросы она только кивала. Это продолжалось до тех пор, пока те официально не давали ей своего разрешения, которое тоже проявлялось в виде ритуала — преподнесения невестке подарка. Этот обычай до сих пор соблюдается во многих семьях, хотя является пережитком прошлого и во многом неудобен в бытовом плане. Он наглядно демонстрирует, что не все традиции осетинской свадьбы актуальны в наши дни. Однако есть и те, которые, наоборот, были незаслуженно забыты.
Например, раньше осетины отличались воздержанностью за столом, а молодые люди вообще не употребляли спиртные напитки: главным украшением свадьбы были массовые танцы и песни. Сейчас же свадебное торжество у многих ассоциируется с выпивкой и столом, и многие представители молодого поколения словно устраивают состязания, в итоге напиваясь до неприличия…
Обычаев и традиций, касающихся бракосочетания, в Осетии масса. Зародившись в прошлом, они все же не находятся в статичном состоянии и пусть не в ногу со временем, но все же меняются. К тому же не стоит забывать, что старое часто служит основой зарождения нового. Люди по-прежнему женятся и выходят замуж и вопрос, нужны или не нужны свадебные традиции — не совсем корректен. Нужно лишь понять, каким из них продолжать следовать, а какие лучше оставить в прошлом.
Боже мой, как здорово!.. Как хорошо, что живу в России. Где такое еще сыскать?.. Нравится.
Вопрос: калым в рублях... сикока в граммах?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, я так поняла, что Вы иронизируете? Напрасно. В калыме была, я думаю, экономическая необходимость. Работницу из дома забирали - надо же возместить...
Кое-что похоже на украинские обряды. (Кроме похищения невесты). Тоже обязательно сваты являлись - даже при договоренности юноши и девушки о браке. (Я лично знаю случай сватовства вполне образованной девушки, правда, тому случаю - лет сорок).
Жаль, что не знаю правил чтения осетинского - до чего сложный язык! У меня подруга - лингвист, вникну!
0 Ответить