За взятие города генерал Паскевич получил графское достоинство с титулом Эриванский. Освобождение Ереванского ханства и его главного города было одной из главных целей русско-персидских войн 1804−1813 и 1827−1829 гг. Первая попытка не увенчалась успехом, зато вторая завершилась блестящим штурмом города и полной победой.
Это была труднейшая задача, поскольку и Персия, и Турция не отказались от своих захватнических аппетитов в Закавказье. Их к тому же поддерживала и подзуживала Англия — она обучала их армии, щедро снабжала новейшим вооружением и боеприпасами. Вдохновленная Персия, нарушив Гюлистанский мирный договор 1813 года, в июле 1826-го начала новую войну против России, вторгнувшись в Закавказье 60-тысячной армией Аббаса-Мирзы. 5 (17) сентября 1826 г. отряд Валериана Мадатова освободил город Гянджа, а спустя неделю Отдельный Кавказский корпус Паскевича разгромил основные силы персов и отбросил их за Аракс.
В мае 1827 г. русские войска начали наступление на эриванском направлении, заняли Эчмиадзин, блокировали Эривань, а затем овладели Нахичеванью и крепостью Аббасабад. В начале августа Аббас-Мирза, стремясь остановить дальнейшее наступление русских, вторгся в Эриванское ханство, 15 (27) августа осадил Эчмиадзин, но, понеся весьма ощутимое поражение от Афанасия Красовского у села Ошакан, отступил в Персию.
К началу боя под Ошаканом персидская армия состояла из 30 тысяч человек, а в русском отряде насчитывалось не более 3 тысяч. Но, несмотря на десятикратное численное превосходство персов, русские воины, в рядах которых также находились армянские и грузинские добровольцы, отбили ожесточенные атаки врага, героически прорвали кольцо окружения и дошли до осажденного Эчмиадзина. Первопрестольный святой центр всех армян был спасен от грабежа и разорения, а его малочисленный гарнизон, духовенство, местные жители и сотни больных солдат — от истребления.
Главные силы русских войск под командованием Паскевича 19 сентября (1 октября) без особого напряжения овладели крепостью Сардарабад, а 28 сентября (10 октября) вновь осадили Эривань. Крепость стояла на скалистом берегу реки Занги, имела двойные стены и ров с водой. После строительства осадных укреплений и бомбардировки крепости русское командование предложило персам капитулировать.
«Персияне, видя, с какою смелостью русские не только ночью, отражаемые ружейными и пушечными выстрелами, но и среди белого дня сапами приближались к гласису (насыпь перед рвом крепости)… приходили в неизъяснимую робость: гарнизон и жители просили Гассан-Хана скорее сдать крепость». Однако хан в надежде отсидеться за крепостными стенами до прихода шахской армии отверг предложение о капитуляции.
Утром 1 (13) октября в Эривани вспыхнули волнения. 18-тысячное армянское население города решительно потребовало от Гассана сдать город. Вооружившись, горожане заняли крепостные стены. Как пишет один из участников боевых действий: «1-го октября со всех наших батарей почти еще не начинали стрелять, как вдруг по всей восточной стене, особенно на ее разрушенных частях, оказалось множество народа, и одни, махая белыми платками, другие шапками — все кричали, что крепость сдается; но между ними не было видно ни одного военного, даже Сарбаза. Эта нечаянность всех удивила и, разумеется, очень обрадовала. Некоторые из штаб- и обер-офицеров, бывших тогда в траншеях и в ложементе, увидя сие, тотчас подошли к гласису, и как могли, знаками объясняли стоящим на стенах, чтоб они, нисколько не опасаясь, перешли к нам. Персияне поняли, и охотно один за другим стали спускаться в ров, …через несколько минут уже собралось их до 400 человек».
Вскоре персидский гарнизон отказался сражаться, и русские войска вступили в Эривань. Хан со своим войском сложили перед русскими оружие.
После этой победы передовой русский отряд генерала Эристова, перейдя Аракс, занял Тавриз, куда прибыл затем и Паскевич с основными силами. Персия запросила мира, но в связи с началом русско-турецкой войны 1828−1829 гг. переговоры затянулись; однако быстрое продвижение русских войск в Иран и занятие Урмии и Ардебиля заставили шаха принять все условия мира, который был заключен 10 (22) февраля 1828 г. в с. Туркманчай близ Тавриза.
А армяне до сих пор благодарны русским братьям…
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...