Литературные произведения тех лет страдают некоторой однобокостью: уж очень все тихо и спокойно в оккупированном Париже. Дисгармонию вносит некто Опиц Георг Эмануэль (1775−1841) — художник, очевидец происходившего.
Георг оставил после себя достаточно много работ. И среди них — заметная серия, которую можно назвать «Русские войска в Париже». В этой серии много рисунков почти пасторальных. Но есть и драматические.
Начнем с драматических.
Картинка называется «Бесчинства казаков». Двое держат девушку, ее отец — на полу, мать держит на руках младшего, закрывая его от ужаса происходящего. Двое на заднем плане добрались до полки с едой. Любопытные — в двери и в окне.
Продолжение не сулит ничего хорошего ни девушке, ни ее домашним.
Другая картинка — «Русские солдаты и казаки в доме еврея».
Офицер с шашкой наголо приказывает солдатам накормить еврея, сидящего за столом, свининой. На заднем плане — его отец в отчаянии поднял руки к небу. За дверью пытаются изнасиловать дочь хозяев дома.
Историки пишут, что после жалоб командованию случаи разбоя и грабежей прекратились, но сколько дней прошло от подачи первых жалоб до приказа?
Русские офицеры оставили довольно много литературных памятников о парижской эпопее. Естественно, они, как правило, не видели таких сцен. Зато было нечто другое, более приятное. Например, женщины. Женщины не только в домашней обстановке и на улице, но и в публичных домах.
Казаки прогуливались по улице и как бы ненароком оказались возле дома, на вывеске которого значится «Полупансион с молоденькими девушками». К ним вышла неопределенного возраста чернокудрая тюрбаноголовая мамаша и человечек с продранным локтем, пытающийся проводить одного из казаков внутрь. С балкона за этой сценой наблюдают две хорошо накрашенные девицы.
Казак на переднем плане увлечен разбрасыванием денег: ему протягивают руки, шляпу, у него под ногами собирают упавшие монеты.
Что внутри этого полупансиона? Вполне может быть и то, что описал офицер А. Чертков: ««На третьем этаже — сборище публичных девок, на втором — игра в рулетку, на антресолях — ссудная касса, на первом этаже — оружейная мастерская. Этот дом — подробная и истинная картина того, к чему приводит разгул страстей».
Отношение к русским воинам было скорее удивленное, чем озлобленное. Объяснялось это тем, что царь Александр не давал разграбить исторические ценности Парижа (и руками не только своих солдат, но и слишком воинственных парижан).
Оккупационные власти никого не преследовали, свидетельством тому — карикатуры на русских, вывешенные в центре Парижа.
Бывали и стычки между вояками и населением.
Привычка вести себя вольно давала о себе знать везде. Солдаты готовили мясо на кострах на улице, купали лошадей в Сене. Последнее воспринималось женским населением с большим интересом, потому что не только лошади были без одежды.
Женщины были, мягко говоря, доступны. С ними можно было познакомиться на улице, можно было пригласить в лагерь. Можно было свести знакомство на прогулке в садах Тюильри, на базаре.
Некоторые ходили в музеи (преимущественно офицеры). Иные заводили знакомства с дальней целью не возвращаться в Россию — и это удавалось. Солдаты уходили к фермерам, «которые не только хорошо платят им, но еще отдают за них дочерей» (Ф. Ростопчин).
Армия вернулась домой, в Россию. Она увидела Европу, она вдохнула другой запах. Кто-то продолжил привычную жизнь. Кто-то решил, что в России надо что-то менять, начал действовать и кончил жизнь на виселице.
О парижских днях 1814 года остались мемуары и рисунки очевидца — Георга Эммануэля Опица.
А художник то так себе. Действительно все познается в сравнении. Сравнил с нашими передвижниками. Получилось что не так себе, а вообще никакой. Ремесленник.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, как вы красиво его приговорили! А ценность не том, как это нарисовано, а что нарисовано.
1 Ответить
Борис Рохленко, в отношении художников как раз имеет значение КАК. Возьмите нашего Перова, в сюжетах ничего особенного, но КАК написано. Тоже относится и к писателям. Простая осень или зима, ничего особенного, но как описаны и у Пушкина и у Некрасова.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, ваши контраргументы не очень состоятельны. Прежде всего потому, что я не пишу о художниках так, как пишут искусствоведы. Если вам интересно именно это...
Я не рискую оценивать "как написано", я пишу о том "что написано". А "что написано" может быть намного интереснее, чем "как написано".
1 Ответить
"Купание в Сене" - ах какие дамы любопытные. Целая толпа
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, ну, а где еще увидишь что-то подобное?
0 Ответить
Все познается в сравнении. Вспомните разграбленную старую Смоленскую дорогу и Москву с полувзорванным Кремлем.
1 Ответить
Очень напоминает антирусскую заказную пропаганду. Я, конечно, не хочу сказать, что все казаки там паиньками были, но поскольку русская армия дошла аж до Парижа, это очень напугало европейцев (прежде всего, англичан, наших заклятых "друзей"), С того времени и пошло-поехало: русские такие-сякие, неумытые и тупые, в газетах карикатуры, потом декабристы (те еще патриоты!)... и в Европе и нам стали внушать мысль о нашей ущербности.
Аналогичная ситуация и после второй мировой, что русские солдаты чуть ли не всех немок изнасиловали..
читать дальше →
0 Ответить
Наташа Деспи , заказная пропаганда спустя 200 лет? У вас не слишком ли предвзятые взгляды? Художник нарисовал, что видел, чему он был очевидцем - это отправной момент его творчества (в данном конкретном случае). Не думаю, что он ставил себе какие-то цели, он просто рисовал.
1 Ответить
Борис Рохленко,
вовсе не спустя 200 лет, а именно в описываемое Вами время, когда русская армия была в Европе..и потом, картина - это не фотография, а взгляд определенного человека. Я не отрицаю, что подобные сцены могли иметь место, интересно только, что творчество, выставляющее российскую армию в неприглядном свете, стало очень популярно в те годы.
Знаете, художники просто рисуют, писатели просто пишут, а потом в итоге их творчество влияет на умы человечества, и происходят революции
Расскажите в своих замечательных статьях о картинах, изображающих французов (и других европейских солдат), грабящих русскую землю в той войне. Или поведайте о подвигах русской армии, увековеченных на полотнах.
1 Ответить
Наташа Деспи , известны картины отступления французов из России. Они вызывают сочувствие к жертвам амбициий императора.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи , если найдется такой материал - с удовольствием.
Спасибо за комплимент. Я не подбираю материал специально чтобы кого-то или что-то очернить или восхвалить (кроме Рубенса, которого я обожествляю). Невозможно написать сразу и обо всем. Будет материал - напишу. Обещаю.
0 Ответить
Борис Рохленко, ловлю на слове Ваши статьи действительно читаю с большим удовольствием
0 Ответить
Спасибо за хороший рассказ из истории. Когда русские ушли из Парижа? Были ли разговоры(переговоры) о выплате контрибуции за нанесённый французами ущерб России? Недавно прочитал об одном исследовании, в котором утверждалось, что Белоруссия от нашествия французов потеряла 1/4 населения по разным причинам, хозяйство было в полной разрухе.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, точной даты ухода русской армии из Парижа нет. В мирном договоре было вот что (цитирую Википедию): "Кроме того, на Францию была наложена контрибуция в 700 млн франков, которую она должна была уплатить в пятилетний срок; до уплаты она должна была согласиться на оккупацию части её территории армией союзников в 150 тыс. человек, содержание которой было возложено на неё же."
По всей видимости, армия уходила в течение пяти лет.
0 Ответить
Борис Рохленко, спасибо. Напрашиваются сравнения с 45-ым годом и лучшие варианты решений. Но история непоправима.
Оценка статьи: 5
0 Ответить