…Отповеди мужчины не происходит. Происходит соло женщины, которое прослушивает томный «кресло-газетный» мужчина. Они — одна из самых богатых пар Колумбии. Канун их серебряной свадьбы. Подготовка к торжествам в полном разгаре. Сотни людей придут поздравить юбиляров. Газеты уже разнесли эту радостную весть. Но…
Но Грасиела (Людмила Максакова), терпевшая двадцать пять лет упреки в своем простом происхождении, измены мужа, вдруг накануне юбилея решила излить душу мужу Сальваторе (Максим Литовченко). Изощренно, язвительно, притворно и настойчиво она рассказывает ему, что знала об изменах. Но «держала лицо». Зачем терпела тогда и выливает сейчас — не понятно. Ее истерики вызывают раздражение — лучше плохой мир. К чему все это?
Муж не придает значения ее излияниям. Невнятно шепчет «мамочка-лапочка» и не чувствует угрозы.
Грасиела из бедной семьи, он — потомственный маркиз. Ради брака на ней он поссорился с семьей. Затем помирился. А что чувства кончились — он их не берег, в чем его винить. У Грасиелы есть деньги, сын, который на юбилей не придет. Его небрежность не случайна — он привык к фальши, фарсу и лицемерию, которые пропитали его семью. Значит, можно и пропустить юбилей, сославшись на какую-нибудь… очередную фальшь. Ведь в их семье так принято: каждый сидит в своем мирке и существует вместе с остальными — только для показухи.
Теперь нужно отгулять юбилей — чтобы в показухе поставить жирную точку, расписаться в преданности этой показухе. Показать, что жизнь прожита ради нее. Придет вся колумбийская знать, чтобы убедиться, что показуха не предана. Люди продолжают ей служить.
Когда-то у Грасиелы был поклонник. Она не приняла его ухаживаний. Расставаясь, она получила букет и визитку со словами «Как жаль». Почему-то именно сейчас они врезались в мозг и вызвали в нем бурю.
Грасиела пойдет на юбилей, будет всем улыбаться. И дальше начинаются душевные терзания… Женщина загружается переживаниями и пилит мужа за прошлое: измены, холодность, нелюбовь, одиночество, отчуждение сына.
Сначала у зрителя возникает отторжение: как не хочется слушать истерики избалованной дамы, у которой самый богатый дом в Колумбии, которая ни в чем себе не отказывает! Как неприятны упреки за давно прожитое! Ведь за давностью лет наказание должно смягчаться. Вот он, ее муж — как настоящий, валяется рядом на кресле и прячется за газетой. Больше не изменяет и не врет. Не то чтобы одумался. Просто нагулялся и теперь сидит смиренно в кресле.
А жена бередит память и достает из душевных загашников обиды. Мусолит их женским фальцетом, пытаясь расковырять рану, про которую уже забыли. Некрасиво это, не интеллигентно, зачем это вообще нужно. Тем более что богатством и положением в обществе Грасиела обеспечена. Свекрови давно нет. Уже никто не упрекнет бедным прошлым и простым происхождением. Можно расправить плечи и…
Но плечи не расправляются. Грасиелу буквально крутят и выворачивают воспоминания, как будто она проходит сеанс катарсиса — болезненного переживания деталей катастрофы с целью излечения от ее душевных ран. Она не может их сдерживать…
Людмила Максакова работает вне возраста. Героиня моложе ее, но навряд ли она энергичнее актрисы. Максакова извивается на полу, взбирается на шкаф и замирает в вычурных позах, ведь ее героиня — латиноамериканка. Истерики наблюдать трудно, ведь лучше дурной мир. Истерики человека интеллектуального воспринимаются еще труднее, потому что хочется разбудить разум. Но, набравшись терпения, начинаешь понимать, что терпение не бесконечно.
Каждый переживает обиды по своему. Рецидивирующие обиды — умноженные страдания. Но наложенные на характер сдержанной и умной женщины.
Когда Грасиелы в зале становится слишком много, зритель понимает, что она не шутит. У нее есть все, но сама она никому не нужна. Ее амбиции, тщеславие и мысли никого не интересуют. Она прожила 25 лет во лжи. И прожила бы еще — это было бы оценено по достоинству. Но…
В глубине своих переживаний она неожиданно нашла свежую мысль о том, что ее саму, Грасиелу, не очень интересует общественное мнение. Прожив с ним в согласии 25 лет, она поняла, что оно ей чуждо. И что оно, по большому счету, равнодушно к ней. Так для чего же ей служить общественному мнению дальше, когда у нее нет ни секса, ни дружбы, ни любви, ни интереса к будущему?
— Единственное счастье, за которое не надо платить — это забвение.
Грасиела объявляет мужу, что после юбилея она уходит. При этом высокопарность и вычурность в ее монологах сменяется усталостью и уверенностью. Она стала смиренной, потому что поняла, что теперь может стать сама собой. И еще. Она трудно выходила на последнее заявление. Повторяла начало фразы несколько раз, прежде чем решилась ее закончить. Она решила озвучить мужу, кого же она любила всю жизнь.
Зритель, который
— пережил с героиней экзальтацию и душевные терзания;
— примерил на себя положение «всегда обманутого человека»;
— согласился с ней в том, что терпеть измены — благородная миссия, но кому она нужна;
— одобрил ее решение жить по своему сценарию…
…замер перед финальным откровением. Даже маркизы с портретов замерли в ожидании.
И вот здесь мнения зрителей разделились. Стоит говорить мужу про свою единственную любовь или нет? Может, этого делать не стоит, ведь он свою любовь разменял на других женщин?
Грасиела призналась мужу в любви. Сказала, что он был единственным, кого она любила. Сказала это перед тем, как уйти. Она решилась, и ее ничто не остановит.
В решимости ухода просматривалась больше уверенность Максаковой, чем Грасиелы. Актриса наделила героиню своим обаянием, силой и решимостью. На Грасиелу мы бы не пришли. А на Максакову пришли и придем еще. Потому что она знает все про женщину. Мы ей верим.
Автор:
Постановка: Петр Фоменко 2006.
Артисты: Людмила Максакова, Максим Литовченко, Степан Пьянков.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...