Следует сказать, что время тогда продолжало оставаться неспокойным, и под городом чаще всего продолжали понимать некое укреплённое поселение. Поэтому идеи создания «идеального» города реализовывались, в основном, при создании оборонительных сооружений. В эти годы умы архитекторов захватила идея города-звезды. Такую форму чаще всего имел окружённый со всех сторон бастионами замок или укреплённая резиденция местного правителя.
Первый проект города-звезды принадлежит итальянцу Филарете. Его идеи развил архитектор Винченцо Скамоцци. Именно он спроектировал город Пальмануова как раз в форме звезды. В этом проекте прямые улицы-радиусы ведут от городских укреплений (наружных стен) в центр города. Так, по замыслу Скамоцци, у любого из жителей, а уж тем более гостей города, должно было создаваться ощущение величественности, особой атмосферы праздничности.
Интересно, что попытки возвести «идеальный» город предпринимались не только в Западной Европе, но и в Украине. К этому имел прямое отношение коронный гетьман Станислав Жолкевский. Он пригласил трёх итальянских архитекторов, строивших часть домов во Львове, в село Винники. Благодаря стараниям именитых иностранцев, а также щедрой финансовой подпитке магната, село Винники превратилось в красивый и уютный город Жовква. Ныне — районный центр Львовской области.
В Жовкве мощный прямоугольный замок был отделён собственно от города рвом с водой. Монументальный фасад замка открывался в сторону большой рыночной площади. Когда же город перешёл во владение Собеских, то польский король Ян III велел расширить замок, придав ему ещё большей величественности. Известно, что Ян Собеский не любил Варшаву и часто уезжал в Жовкву. Последняя, естественно, наполнялась архитектурными символами славы семьи польского короля и его военных подвигов.
В это время теоретики и практики архитектуры создали десятки трактатов, посвящённых созданию «идеального» города. Одним из таких сочинений была работа «Архитектура для наступления и обороны» С. Маролуа. Книга эта было издана в Гааге в 1615 году, и в ней автор много места уделил вопросам соединения города и замка в единую фортификационную систему, что есть продолжение идеи города-звезды.
Установлено, что рекомендации Маролуа пригодились Гийому Левассеру де Боплану. Последний проектировал систему укрепления Бродов (ныне — районный центр Львовской области) по просьбе Станислава Конецпольского. Здесь также была осуществлена попытка создать «идеальный» город. Стараниями Боплана город получил регулярную сетку улиц (они пересекались под прямым углом), и эта сетка была вписана в овал земляных бастионных укреплений. К городу примыкал пятиугольный замок с наружными бастионами. Жилище магната была частью общей оборонительной системы, а в случае необходимости превращалась в автономное фортификационное сооружение. Внешних бастионов было 10, замковых — 5.
Эффективность идей Маролуа была проверена скоро. Осенью 1648 года казаки осадили Броды, захватили город, но не смогли овладеть замком. То ли времени не хватило, то ли сил. А Броды в одночасье приобрели славу неприступной твердыни.
Ещё один пример «идеального» города также можно увидеть в Украине. Речь идёт о проекте Франсуа Корассини — городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск, областной центр). Город изначально носил имя в честь сына галицкого старосты Потоцкого. Станислав основали в 1662 году, когда война под предводительством Хмельницкого уже отбушевала. Видимо, по причине относительного спокойствия план Станислава не такой «агрессивный» и напоминает звезду с «хвостом», в который вписан замок. И вот здесь уже жильё магната не было отделено от городской застройки стеной с бастионами. Однако дальновидный Корассини оставил перед замком широкое пространство, которое прекрасно простреливалось.
Что и говорить, проекты таких городов, как реализованые, так и оставшиеся на бумаге, впечатляют. Жаль только, что маловато нынче идей «идеальных» городов ХХI века. Или мы о них просто ничего не знаем?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...