В «Сатириконе» современные Монтекки и Капулетти в джинсах и футболках разъезжают на велосипедах, кричат в мегафон и, как только могут, модернизируют старину.
Атмосфера в зрительном зале
Свет еще не погас, а служащие театра рьяно призывают отключить мобильные телефоны, сохранять тишину, как можно быстрее занять свои места и не двигаться. Если же ваши места по ошибке были заняты какими-то любителями искусства, и вы, не преуспевая, просите их освободить ваше место, любезные служащие тотчас подбегут к вам и убедительно попросят сесть, а в случае неповиновения возьмут вас под ручки и отправят на галерку, и неважно, что билеты вы покупали в партер.
Но вот настало время третьего звонка, свет в зале погас, и зрители, замерев, с нетерпением ждут начала спектакля. На сцене появляется хор, актеры несколько раз под руководством дирижера поют вступительные строчки Шекспира, погружая зрителей в атмосферу таинственности и предвкушения. Затем на сцене появляются велосипеды, шлемы, мегафоны, щитки, Капулетти в тренировочных костюмах и Монтекки в джинсах. Спустя десять минут многие недоумевая поглядывают на реакцию зрительного зала. На середине первого акта актеры начинают терять и без того уже рассеянное внимание зрителей.
Актерский состав
Главные роли исполняют студенты Школы-студии МХАТ. Невозможно не отметить прекрасную физическую подготовку актеров.
Джульетта, держа за руки свисающего с балкона Ромео, не раз демонстрирует свои бицепсы, а родственники влюбленных удивляют своим талантом делать трюки на велосипедах и одновременно читать Шекспира. Однако сама игра отчасти казалась неправдоподобной, а на громкие крики Джульетты, пораженной тем или иным глубоким чувством, хотелось сказать: «Не верю!» Стоит ли говорить, что неординарная игра актеров некоторых зрителей вводила в ступор. Поведением Монтекки и Капулетти да и самого Ромео, то и дело норовящих почесать себе… все, что можно, и все, что нельзя.
В общем, идея постановки весьма необычна, поэтому многим любителям классики могла показаться слишком американизированной и пошлой, а теми, кто не тяготеет к преданьям старины и давно всем известным сюжетам, такая интерпретация Шекспира была воспринята с восторгом. Не говоря уже о том, что спектакль был благотворительный и вырученные деньги пошли на помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Этот факт немало повлиял на настрой публики.
Что поразило
Незабываемое впечатление произвели новейшие достижения театральных технологий! Основной декорацией служит стоящая в центре сцены площадка для биэмиксеров, которая с помощью освещения то утопает в розах, то обагряется кровью и превращается в склеп, наполненный черепами. Большая часть действий происходит в парке аттракционов и сопровождается фантастической компьютерной графикой и чувственной музыкой. Другими словами, спецэффекты были на высоте!
Кульминация и развязка
Второе действие намного больше соответствует классическому варианту. Тут уже ни намека на пошлый юмор и невежественность героев. Благодаря светооператорам на сцене творилось волшебство, необычайно красивой была финальная сцена гибели Ромео и Джульетты. Однако особая игра актеров на слезы не пробила. Как мне показалось, Джульетта на смертном одре была немного неубедительна. Из-за неординарности постановки мнения зрителей сильно разошлись. Одни поспешили удалиться сразу после окончания спектакля, другие аплодировали стоя и забрасывали актеров цветами.
Трудно сказать, следует ли преподносить классику так, чтобы было понятно и интересно современной молодежи, а зрителям не приходилось даже думать. Если же режиссер-постановщик, сделав из трагедии комедию, хотел показать комичность поведения и реакций нового поколения, то стоило ли брать за основу Шекспира? Или все же пора вдохнуть новую жизнь в старую постановку?
Можно долго размышлять о том, что же лучше — классика или модерн, однако о вкусах не спорят. Тем более что обе постановки вызывают массу эмоций, и я советую идти в театр за новыми впечатлениями!
Динара, простите, но вы нерадивый журналист. С чего вдруг Российский государственный театр «Сатирикон» стал называться именем Константина Райкина, когда назывался и продолжает называться, во всяком случае судя по официальной странице театра, театром имени Аркадия Райкина. лично я не поленилась и проверила информацию, а вы, наверное, так торопились дебютировать, что забыли зайти на сайт и проверить факты, излагаемые в статье. Зайдите, почитайте, вам это не помешае
0 Ответить
Роман, большое спасибо за ваш комментарий, мне действительно важно было узнать ваше мнение! На самом деле премьера состоялась в 2012 году, но я говорила именно о постановке 2013(к сожалению, в прошлом году я не смогла попасть на спектакль). Наверное, в силу моего возраста, новая постановка должна была произвести на меня сильное впечатление, так как принято считать, что современная молодежь, к которой я отношусь, лучше воспринимает искусство в модернизированном виде. Однако классика, по-моему, должна оставаться классикой. Что касается фильма Франко Дзефирелли, это была первая экранизация, которую я посмотрела сразу после прочтения. Может, современную постановку я не прочувствовала именно потому, что фильм сильно повлиял на мое восприятие " Ромео и Джульетты" как классики, незыблемой и романтической .
0 Ответить
Уважаемая Динара! в принципе, мне понравилась статья. Не понял только, как это получилось, что вышел спектакль в этом году в ноябре, а я смотрел его в ноябре прошлого года. Именно эту постановку и именно в этом театре. Должен заметить, что именно Джульета мне понравилась больше всех. Но я не профессиональный критик. Это сугубо мое мнение и мнение моих друзей, которые повели меня на этот спектакль. Почему повели? Да я приехал из США, где живу постоянно. Это был их подарок, потому я не мог ошибиться с датой просмотра. Никакого впечатления не прозвели велосипеды и прочие акробатические трюки - вспомнили дружно описане "Женитьбы" в 12 стульях. Смотрелся спектакль с холодным сердцем. Наверно в силу нашего возраста, и видели мы другие спектакли. На меня кино в постановке Дзифирелли произвело самое большое впечатление. Вот все, что могу сказать.
Оценка статьи: 4
0 Ответить