7 сентября 1893 года военные корабли окончили учебные стрельбы и покидали Ревельский порт. Задерживались только корабль-броненосец «Русалка» и канонерская лодка «Туча». Командир «Русалки», капитан 2 ранга Иениш, опаздывал почти на час. В последнее время его мучили головные боли. Из-за проблем со здоровьем накануне отплытия капитан не смог прибыть за предписанием к командиру отряда. Все распоряжения ему домой принес капитан «Тучи» Лушков. А предписывалось кораблям следующее: из-за сложных погодных условий сократить переход открытым морем и отправиться сначала в Гельсингфорс, а оттуда в Бьерке и Кронштадт. Морской путь занимал всего полсотни миль. К тому же броненосцу и лодке приказывали идти соединенно,
В 8.30 оба корабля наконец приготовились к отплытию. Первой с якоря снялась «Туча». Быстроходная «Русалка» должна была быстро догнать лодку, а потому отправилась чуть позже. Трехбалльный ветерок постепенно крепчал, и уже к девяти часам началось сильное волнение моря. Броненосцу никак не удавалось настичь лодку. Волны бились о борт с дикой силой, расстояние между кораблями только увеличивалось. К полудню разбушевался 9-балльный ураган, и «Русалка» полностью скрылась из вида в наступившей мгле.
Командир Лушков не сбавил хода, не попытался вернуться, чтобы помочь товарищам, хотя вся команда «Русалки» спокойно могла уместиться на борту канонерской лодки. Более того, прибыв в Гельсингфорс, он не доложил об отставании броненосца командиру порта, в его телеграмме в Ревель — тоже ни слова о «Русалке». Прождав сутки, несмотря на приказ идти «соединенно», «Туча» одна отправилась в Бьерке.
А в это время экипаж броненосца пытался противостоять стихии. Огромные волны ударялись о корму, с грохотом прокатывались по палубе и сметали все на своем пути. Через люки и канатные клюзы вода просачивалась внутрь, заливая топки. Вся команда скрывалась от бури на нижних палубах, где не хватало воздуха, пахло дымом и гарью. Помпы не успевали откачивать воду, в топках не было тяги. Морякам оставалась надеяться на чудо. По легенде, капитан Иениш не стал прятаться от бури вместе с остальной командой, а приказал привязать себя к мачте.
Позже выяснилось, что Лушков приказывал сбавить ход со 130 до 100 оборотов, но лодку стало бросать из стороны в сторону. Боясь полностью потерять управление, он не стал возвращаться к броненосцу. На суде командир «Тучи» пытался доказать, что в кромешной тьме урагана маленькая лодка ничем не смогла бы помочь гиганту-броненосцу. Быстро же он забыл, как совсем недавно его судно буксировало «Русалку» из Кронштадта в Ревель. Даже если корабль было уже не спасти, он мог хотя бы эвакуировать команду…
О гибели «Русалки» узнали лишь спустя двое суток, 9 сентября. Полицмейстер обнаружил выброшенную на берег шлюпку с мертвым человеком. По татуировке на теле в нем опознали матроса с «Русалки». Впоследствии установили, что бедняга не захлебнулся, погиб от сильного ушиба, уже мертвого его буквально втиснуло под кормовую банку шлюпки.
На поиски погибшего корабля добровольно отправились 15 судов,
Для сравнения - крейсер типа "Свердлов" 68 бис проекта середины 50-х СССР.
17 тысяч тонн
210 на 23 метра длины и ширины, более 7 метров осадки
На верху - 4 трех орудийных башни с пушками 150 мм и броней 150 мм.
12 орудий по 100 мм без брони размещены в шести двух орудийных башнях по три на левый и правый борт Бронирование борта - 100 мм.
Вооружение крейсера в общем то соизмеримо с Русалкой Главных пушек на 4 больше, но меньше калибр.
Броня крейсера практически такая же как и у Русалки....
Однако - водоизмещение этой современной артиллерийской платформы - 17 тысяч тонн против 1800 у Русалки. Почти в 10 раз...
По другому никак не устоять на воде. Тяжеловооруженный маленький корабль тупо утонет при не очень большом шторме.
0 Ответить
Броненосец "Русалка"....
Водоизмещение (вес) корабля всего то навсего 1880 тонн.
Длина корпуса 63 метра ширина 13 метров, осадка - всего то навсего 3,5 метра...
На верху - 4 тяжелых пушки 229 мм калибра с броней башен 140 мм. 8 пушек калибра 87 мм - тоже немалый вес. Бронирование надводного борта - 110 мм стали...
Мое мнение - корабль неправильно спроектирован. При таких данных у корабля крайне мала метацентрическая высота - ну то есть он неустойчив и имеет малый "угол заката" - угол после наклона на который корабль не встанет, а перевернется...
Нагрузка перемещенная вверх плюс не очень то сильный шторм перекувырнула это корыто вместе с экипажем
0 Ответить
Из текста я, человек не вседущий в морском деле, могу сделать единственный вывод: броненосец "Русалка" не мог самостоятельно противостоять стихии. Не был готов к плаванью? Изначально не рассчитывался на 9-ти бальный шторм? Последнее крайне сомнительно. Рассматривались ли эти, технические, вопросы в суде, или там только обвинялся командир канонерской лодки в неоказании помощи, из статьи не ясно. Если заваливается дом, из соседних должны прийти на помощь, но это не затрагивает первопричин катастрофы. Такова вина проектиповщиков, строителей, госнадзора, приемеой комиссии? Статья позитивна тем, что может вызвать интерес у некоторых любопытных к истории флота и побудить их к дальнейшим исследованиям. Спасибо.
0 Ответить
Да уж... Печально. И позор бросившим людей на произвол судьбы! Почему-то считал, что у моряков особое братство. Ан нет, оказывается.
Стиль и слог статьи "подозрительно" безупречный... Юлия Иличкина, кто вы?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, спасибо за отзыв! Кто я? Экономист. А пишу исключительно для души.
0 Ответить