Сам Евгений Абрамович в детстве выучил итальянский и французский языки, а позже, в частном немецком пансионе, освоил и немецкий язык, чтобы поступить в Пажеский корпус. В детстве и юности поэт мечтал о том, чтобы посвятить себя военно-морской службе. Однако строгая дисциплина корпуса привела к резкому внутреннему сопротивлению заведенным порядкам, в результате чего Евгений Абрамович был вначале оставлен на второй год, а позже и вовсе исключен из корпуса. Баратынскому было запрещено поступать на государственную службу, и именно это событие оставило на нем тяжелый психологический отпечаток, который привел его к «сумрачной поэзии».
Прославился Евгений Абрамович в возрасте уже 26 лет, после издания поэм «Эда» и «Пиры». А.С. Пушкин, с которым Баратынский тогда уже был знаком, благосклонно отнесся к Евгению Абрамовичу и, более того, даже хвалил его как человека, «мыслящего оригинально» и «чувствующего глубоко». Именно из-за Пушкина критики стали лучше относиться к Баратынскому, хотя изначально составили о нем нелицеприятное, и даже слегка поверхностное, мнение.
Таким образом, Баратынский, хотя и был известен как поэт-романтик, тем не менее, незаслуженно остался в тени великого гения Пушкина, более того — Евгения Абрамовича признавали лишь как поэта пушкинской школы.
Последние годы жизни Баратынского стали переходом к поэзии более мрачной, отягченной такими «сумрачными» темами, как одиночество. В возрасте 42 лет Евгений Абрамович издает свой последний, самый сильный и противоречивый, сборник стихов «Сумерки». Смертельный удар по эмоциональному состоянию поэта совершил знаменитый критик Белинский, обвинивший Баратынского в восстании против просвещения и науки. Именно это было главной ошибкой со стороны Виссариона Григорьевича, слишком критично отнесся он к тому, что писал поэт.
Евгений Абрамович Баратынский умер в Неаполе в 1844 году. Ныне похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Позднее творчество Баратынского не было понято современниками, и те рассматривали его как чересчур рассудочного поэта, но сильный удар по репутации нанесли безапелляционные оценки Белинского.
Пересмотреть подобную оценку смогли лишь поэты-символисты в начале ХХ века, признав за Евгением Абрамовичем право называться лириком-философом. Более того, практически все поэты ХХ века достаточно доброжелательно отзывались о Баратынском и о его творчестве.
Евгений Абрамович прочно вошел в историю русской литературы как самостоятельный поэт, твердый духом, отвергающий все косное и ложное. А его поэзия до сих пор вызывает определенное состояние духа, поражая своей оригинальностью, незаурядностью мысли, а так же ее безупречным эстетическим выражением.
"...Баратынскому было запрещено поступать на государственную службу"
Автору следовало продолжить: кроме военной службы, начиная служить солдатом, несмотря на то, что он дворянин.
Что он и делал, а вышел в отставку офицером.
1 Ответить
"Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я."
Баратынский
2 Ответить
Согласен с Сергеем. На мой взгляд, невозможен рассказ о поэте без цитирования его стихов. Без последнего ответ как на первую, так и на вторую составляющую заголовка, становится декларацией, не подтвержденной ни аргументацией, ни логикой доказательств.
2 Ответить
Надо бы привести хотя бы одну-две цитаты или короткое полное стихотворение в статье о поэте. Ведь есть "поэты одного стихотворения".
Оценка статьи: 5
2 Ответить