Дело в том, что археологические материалы о сохах весьма скудны. Это, по большей части, железные наконечники (сошники) и железные частицы сошных полиц. До революции при раскопках в Старой Ладоге удалось найти деревянную деталь древней сохи, но сейчас, к сожалению, эта находка утрачена.
Древнейшие из обнаруженных сошников найдены в Старой Ладоге. Относятся они к концу I тысячелетия нашей эры. Так же как и сошники, найденные поблизости от Великого Новгорода.
Историки смогли установить, что на рубеже I-II тысячелетий нашей эры происходит постепенное расширение географии распространения сохи. Так, Х-ХI веками датируются сошники, происходящие из Пскова и Верхнего Поволжья. К ХI-ХII векам относятся сошники из Владимирской области, Беларуси и Латвии. А уже к концу ХII, началу ХIII столетий сохи начинают распространятся в Волжской Болгарии. Таким образом, вполне определённо можно говорить, что соха изначально появилась на северо-западе нашей страны в конце I тысячелетия. А именно — на небольшой территории, условно ограничивающейся Старой Ладогой на севере и Великим Новгородом на юге.
Кажется странным, что в этих лесных местах, где земледелие развивалось медленно, появилось рассматриваемое орудие труда. Однако ничего необычного в этом нет. Соха была чрезвычайно удобной на лесистых участках, совсем недавно перешедших в категорию пахотных земель. Лёгкость и манёвренность русского орудия труда была сразу же оценена по достоинству, особенно там, где попадались крупные корни и пни. На влажных глинистых почвах, которых на северо-западе было предостаточно, соха не очень залипала в борозде. Очень хорошо она вела себя и на каменистых грунтах. Потому что при работе в таких местах шла легко из-за того, что два узких режущих зуба испытывали гораздо меньшее сопротивление, чем один, но широкий.
В пользу распространения сохи говорил тот факт, что металлические сошники не столько подрезали и переворачивали пахотный слой, сколько рыхлили и хорошо перемешивали его. А ведь это способствовало сохранению плодородия почвы. Кроме того, между сошниками оставалась нетронутой узкая полоска земли, и это препятствовало водной и ветровой эрозии. Что также сказывалось на урожайности обрабатываемых земель.
Как уже упоминалось, распространение сохи шло с севера на запад, юг и восток. Применение этого пахотного инструмента чётко связано с районами хвойных и смешанных лесов и их специфическими почвами. Пути внедрения сохи совпадают с направлениями славянской колонизации, которая и шла с северо-запада на юг и восток.
Таким образом, можно вполне уверенно рассматривать соху как классический элемент восточнославянской сельскохозяйственной культуры. И возник этот элемент в специфических условиях северного лесного земледелия. А уж потом распространился и среди других народов Восточной Европы.
Конечно фото сохи найти потруднее будет, но фото какой то жнейки непонятной, только запутает читателя
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, спасибо, поменяли.
0 Ответить