…У окна за столом — два офицера, рядом с ними — женщина с бокалом вина. Справа поодаль — служанка, в правой руке у нее горшок с горящими углями.
У мужчин — только трубки, бокалов нет. И кувшина с вином тоже не видно. А мужчины, похоже, подзадоривают женщину выпить. Она — в некотором замешательстве.
Кто эти люди? Что их связывает? Можно предположить, что офицеры служили под началом мужа хозяйки и сегодня пришли навестить вдову. Большая карта Нидерландов на стене — свидетельство того, что хозяин дома был высокопоставленным командиром.
Этот дом когда-то (видимо, совсем недавно) знавал хорошие времена: большая высокая комната, мощные балки на потолке, витражные окна. Пол выложен плиткой, над альковом — картина «Обучение Марии"*, вход в альков — портик с затейливыми колоннами и портьерой. Слева у обреза картины — столик (на нем просматривается автограф художника).
Сколько времени они провели здесь гости? Во всяком случае, по одной трубке они уже выкурили. Уже выпит кувшин вина. Служанка унесла всё, от пиршества остался только бокал, который хозяйка никак не решится выпить (дама стеснена в средствах, поэтому на стол больше ничего не поставили).
Так что же все-таки происходит? Что это за странный визит? Почему разбитая трубка брошена на пол? Почему на женщине несколько странное одеяние: косынка вместо чепчика и черный (траурный?) жакет?
Как развивались события до момента, изображенного на картине? Одна из версий такова: друг семьи (офицер слева, ему лет под сорок, его поза — почти хамская — говорит о том, что он здесь свой) по просьбе хозяйки пригласил молодого человека, своего сослуживца. Поскольку в те времена воевали без перерыва, такое случалось не впервые — друг семьи приводил нового офицера взамен погибшего.
Гости чувствуют себя свободно, собираются выкурить еще по трубочке, для чего служанка несет горящие угли. Возможно, что гости и хозяйка играют в одну из питейных игр: намек на это в том, как она держит свой бокал.
Пожилой явно подсмеивается над ней: «Ну, что ж ты робеешь? Первый раз, что ли?» А молодой — даже переживает за нее, он напряжен, его жест как бы подбадривает ее (художник, судя по всему, переписывал его руку: непросто определить, как расположены пальцы).
Молодой человек не уверен в успехе мероприятия, от волнения он даже сломал трубку, ее обломки упали на пол. Ему неудобно, он вспотел от смущения и снял шляпу.
Однако что удерживает хозяйку от последних глотков? Почему она заставляет своих гостей ждать? Казалось бы, все сошлось: есть молодой человек, судя по экипировке — не бедный (шляпа с шикарными перьями, кружевное жабо), как бы есть склонность принять его ухаживания. Но что-то ее удерживает, что-то ей мешает. Может быть, он слишком молод для нее? Может быть, он ей нравится больше, чем это было с другими? Может быть, он ей вообще не нравится?
А он, кажется, уже теряет терпение, вот-вот поднимется и уйдет. Но пока — бокал ждет, а вместе с ним — и визитеры.
Чем кончится этот разговор? Скорее всего, хозяйка и молодой офицер найдут общий язык и сойдутся на кровати, которая скрыта в алькове.
(Про шляпу и хамское поведение — подсказка Леонида Кравцова).
*То, что картину «Обучение Марии» художник поместил над альковом, можно истолковать так: здесь, в алькове, даются уроки (сами понимаете, чего). Не исключается, что все списано с натуры, что картина, действительно, висела над альковом.
Борис, Вы уверены, что картина называется "Обучение Марии", а не "Обручение Марии". Дело в том, что я не слышал о библейском сюжете, связанным с обучением. А вот по тому, что можно разглядеть, это, скорее всего, обручение.
0 Ответить
Марк Блау, Мурильо и Рубенс писали "Обучение Марии".
Описание картины в Национальной галерее в Лондоне: "...a painting showing the Education of the Virgin, which is similar to a picture (Ering, Esterhazy Chapel) which appears to have been painted in Flanders in the early 17th century".
0 Ответить
Марк Блау, название картины взято с сопроводительного текста к картине в Rijksmuseum, Амстердам.
0 Ответить