Сергей Гурин Дебютант

Как получить художественные фотоэффекты без Photoshop?

Солнечные городские или пейзажные снимки, безусловно, хороши но, как сказал один мой знакомый, они есть у всех и представляют в большинстве своём лишь личную ценность. В принципе, я частично согласен с этим мнением. Это классика, и особой художественности там, как правило, нет.

StockImageGroup , Shutterstock.com

Художественные фотоэффекты получаются именно при отступлении от стандартных правил. Причем не только в самой съемке, но и в условиях этой самой съемки.

Нередко они появляются вообще при ошибочно выставленных параметрах в камере. Допустим, вы неправильно установили или забыли установить баланс белого и на удивление вдруг обнаружили, что в результате: «А ничё, интересно вышло!»

Приведу некоторые примеры и способы получения таких эффектов непосредственно с помощью самой камеры, без фотошопа. Иными словами, no photoshop. Многие, кстати, представляют себе общие принципы того или иного варианта, но на практике у них не получается, т. к просто не знают некоторых моментов. Они несложные и включают в себя эффекты движения, размытия, игры света, особенности экспонирования, и всё это возможно сделать, даже не имея в распоряжении зеркалки.

В основном, конечно, тут имеется в виду не дневная фотосъёмка (хотя есть фильтры-насадки для объективов, способные разнообразить и дневную), а ночная, в сумерки при использовании длительной выдержки. Само собой без штатива при ней не обойтись. Хорошего штатива!

Тут при его упоминании вспомнились мне забавные высказывания некоторых своеобразно увлечённых фотографией людей. Один из них в споре со мной доказывал что не надо тратиться на такие вещи, а «воткнул палку — вот тебе и штатив». Другой пошёл еще дальше, утверждая, что лучше «нашёл дерево, прислонился спиной, а руки привязал к веткам». Затем по этой технологии нужно зафиксироваться, дать ремням натяжку — и вуаля, вот вам и штатив! Штатив «по-русски». Я не придумываю! Ну… оказавшись в джунглях (предварительно потеряв все вещи, кроме фотоаппарата), можно, конечно, применить и такой рецепт, однако в целом я удивляюсь способностям чудаков к бреду. В качестве венца к их изобретениям можно предложить привязать себя за ноги, дождаться, когда тебя перестанет раскачивать ветер — и пожалуйста… фотай и фотай.

Нет, нужен хороший штатив, а это такой, который не перевернётся у вас при ветре около 10 м/c. Были времена и у меня так «летал» не один фотоаппарат, так что я знаю, о чём говорю. Если штатив у вас недорогой дюралевый, то скорее всего ваш фотоаппарат рано или поздно «клюнет» объективом асфальт или поребрик. Спецэффект гарантирован… (избежать его поможет вещь от 5−8 тыс.).

Кстати, о ветре. В плохую погоду, когда по небу он гонит низкие облака, можно получить красивый художественный эффект размытия этих облаков на заднем плане. Для этого желательно найти место, где городское освещение эти облака снизу подсвечивает, но не очень сильно. Выбираем композицию для съёмки, ставим ISO 100, задержку срабатывания затвора на 2 сек., приоритет диафрагмы и максимально её закрываем. Это получится значение где-то 20−25 при скорости затвора 25−30 секунд. Для получения эффекта размытия хватит и 15-ти. Фокусируемся на предмете съемки (мост, здание), проверяем, не замигал ли у нас показатель выдержки (если замигал — приоткрываем диафрагму) и нажимаем на спуск. Всё, наслаждаемся.

Тот же принцип используем при съемке ночных проспектов, если хотим получить их с эффектом размытого движения транспорта. Тут единственное — необходимо, чтобы встречное движение было подальше от вас, на противоположной стороне, иначе фары засветят вам кадр. По той же причине фокусировку надо производить при красном сигнале светофора, когда на выбранном участке нет движения или оно минимально. Дело в том, что этот эффект смотрится только на фоне окружающих его декораций, а если экспозамер сделать при максимальной освещенности, то получится только сам эффект. Окружающий его мир при этом «утонет» в темноте, да и выдержку тогда вы вряд ли установите дольше 6 секунд.

И вот вроде всё сделали верно, а кадр весь в бликах… (солнечные зайчики). Это значит, что вы расположились близко у фонаря, который подсвечивал вам объектив со стороны. В этом случае надо менять место или пользоваться такой вещью, как бленда.

Для широкоугольных объективов она лепестковая, для телескопических — «стаканчиком». Пригодится нам и для съёмок самих фонарей! Дело в том, что при длительной выдержке их огни получаются лучиками и звёздочками. Причем чем более эти фонари разные конструктивно и цветом, тем более выразительный художественный эффект мы получим. Просто ищем места, где их больше. А если это еще в совокупности со световой рекламой на заднем плане, то результат вообще окажется шикарным.

Ту же картинку можно ещё использовать для портрета с перспективой. Только на этот раз диафрагму мы, наоборот, максимально откроем. Получим красивый световой эффект размытия на заднем плане (чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости). Лучше, если источников света будет при этом как можно больше и они не будут близко.

Художественный эффект размытия красиво смотрится также на ночных реках и каналах. Не торопитесь, не стремитесь изображение «заморозить». Дайте ему поиграть! А если вам посчастливилось оказаться у водопада, то даже ночи ждать не обязательно. Хватит и сумерек. Движение воды на таких местах очень быстрое, и нет надобности добиваться 20-ти секунд выдержки. Вполне хватит двух, а результат, обещаю, вам понравится.

Единственное, что не получится нам снять таким образом, так это дождь и падающий снег. Мы получим лишь туман, поскольку тут необходимо использование вспышки с медленной синхронизацией, что тоже повод для экспериментов.

Красивых вам кадров!

Обновлено 23.03.2015
Статья размещена на сайте 28.03.2014

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Срегей, совет от копирайтера: когда пишете о визуальных средствах передачи информации, иллюстрируйте изображениями. Очень тяжело читать текст о фотографии без фотографий

  • Rambalac Rambalac Читатель 1 апреля 2014 в 04:26 отредактирован 27 мая 2018 в 09:23

    Фотографии с неверным балансом белого, это как раз личный мусор из разряда инстаграма, на стоках это не принимают как брак.
    К лучикам от фонарей бленда не имеет никакого отношения, это только из-за диафрагмы.

  • "привязать себя за ноги, дождаться, когда тебя перестанет раскачивать ветер"...ничего себе ветер Да и чего - то не представляю себя со связанными ногами У меня нет штатива, но иногда умудряюсь фоткать красиво и без него

  • Тут при его упоминании вспомнились мне забавные высказывания некоторых своеобразно увлечённых фотографией людей. Один из них в споре со мной доказывал что не надо тратиться на такие вещи, а «воткнул палку – вот тебе и штатив». Другой пошёл еще дальше, утверждая, что лучше «нашёл дерево, прислонился спиной, а руки привязал к веткам». Затем по этой технологии нужно зафиксироваться, дать ремням натяжку – и вуаля, вот вам и штатив! Штатив «по-русски». Я не придумываю! Ну… оказавшись в джунглях (предварительно потеряв все вещи, кроме фотоаппарата), можно, конечно, применить и такой рецепт, однако в целом я удивляюсь способностям чудаков к бреду. В качестве венца к их изобретениям можно предложить привязать себя за ноги, дождаться, когда тебя перестанет раскачивать ветер – и пожалуйста… фотай и фотай.

    Этот абзац выбросить, без вариантов.

    Оценка статьи: 3

  • Если убрать бред с потугой на юмор про штативы, то статья очень выиграет

    • Олег Антонов, это не мой бред...Ваш комментарий не содержит полезной информации.

      • читать дальше →