Сотканная легенда
Начало было положено в 1795 году, когда крестьянин Иван Лабзин основал мануфактуру по производству шалей в селе Павлово (ныне город Павловский Посад Московской области). Продолжили дело Яков Лабзин (правнук основателя) и Василий Грязнов. При них начался выпуск шерстяных шалей и платков с набивным рисунком. Первые образцы появились в 60-х годах XIX столетия. Красивые изделия была оценены даже при дворе, Яков Лабзин получил звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны.
После революции предприятие было национализировано, оно стало известно как Старо-Павловская фабрика. Интересно, что в тот период шла нешуточная борьба между старым и новым искусством, что коснулось и народных промыслов. Были попытки выпуска платков с рисунками на революционные и другие злободневные тогда темы. Однако победа осталась за традиционными узорами и цветами.
В 1937 году продукция была с успехом представлена на Всемирной выставке в Париже. Во время войны произошёл некоторый спад производства, однако затем промысел продолжил активно развиваться. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью. В 1965 году фабрика была переименована в Московское производственное платочное объединение, а с 1994 года предприятие носит название ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
Создание чудес
Традиционные павловопосадские платки — шерстяные и полушерстяные. Выпускаются также шёлковые изделия. Ткань ткётся и обрабатывается особым образом, у мастеров есть немало секретов. Бережно сохраняются традиции производства, при этом идёт освоение новых технологий. Изготовление платков и нанесение на них рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций.
Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы они стали прочнее, а шерстяная ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске. После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки.
До 1970-х годов рисунок наносился при помощи деревянных резных форм. Затем для этих целей стали использоваться шёлковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило сделать изображения красочнее, а очертания рисунков более изящными. К самым дорогим платкам добавляется бахрома — её вяжут вручную, что требует большого мастерства.
Зримая музыка
Узнаваемые орнаментальные мотивы — так называемые «огурцы» (пейсли), от которых веет восточной экзотикой. Каплеобразные элементы с загнутым кончиком смотрятся очень изысканно и колоритно. Такой узор нередко называют «турецким», он по сей день пользуется любовью модниц. Есть несколько версий его происхождения. Вероятнее всего, его прототипами стали узоры с персидских или индийских тканей.
Цветы — главные «герои» многих композиций. Среди них есть особенно популярные. Редкий платок обходится без розы — королевы цветов. Аксессуары с белыми лилиями нередко становятся элементами свадебного наряда. И, конечно, не обходится без ромашек — символа русской природы. Очень часто можно увидеть георгины. Интересно, что они могут быть любых расцветок, даже таких, каких нет в природе.
Весь платок смотрится как красочный букет. При этом композиции всегда строятся симметрично. Им присущ особый ритм, даже музыкальность — как будто народные напевы оживают и становятся зримыми. Платок похож на настоящую картину — им можно любоваться долго и долго. Дивные гирлянды тянутся из прошлого в настоящее и будущее. История павловопосадских платков продолжается, поэтому можно ожидать, что в неё будет вписано ещё немало ярких страниц.
Хорошая статья) Но маленькое уточнение полушерстяных пп платков не бывает)
0 Ответить