— Вот бы у нас такой был, — мечтательно представил себе эту картину Парфений, но тут же очнулся. — Да где у нас тут острова-то? Одни горы да долины.
Край, куда его занесла судьба, действительно был горный, он так и назывался — Горный Алтай. Местные жители — алтайцы, были настоящими язычниками. Вот убедить их отказаться от своих обычаев и суеверий и привести в лоно Русской Православной церкви и было основной задачей, возложенной на него Священным Синодом при назначении.
В качестве одного из первых и наиважнейших дел было посещение миссионерского стана в Чемале. Дело в том, что в 1842 году с согласия местных жителей, ведущих полукочевой образ жизни, туда было переселено 30 крестьянских семей из Бийского уезда. Тогда же была построена походная церковь, освященная в 1849 году в честь Иоанна Богослова.
8 августа 1855 года епископ Парфений прибыл в Чемал. Его встретила ликующая толпа недавних переселенцев, ставших уже местными жителями. Увидеть в своем глухом краю Владыку казалось им настоящим чудом.
Утром следующего дня Парфений отслужил в Иоанно-Богословском храме водосвятный молебен, обеспечив святой водой всех прихожан, и отправился на ознакомительную прогулку по окрестностям. К своему изумлению, он увидел посередке реки небольшой скалистый островок, который был практически вровень с ее высоким берегом. Епископ попросил, чтобы его отвезли на остров.
Попасть туда на лодке и тогда, и сейчас можно только с одной стороны, куда и пристать можно и откуда легко подняться на самую вершину скалы. Епископ Парфений остров освятил и сделал собственноручную надпись на камне. Вот ее текст:
1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна.
История донесла до нас, что в тот же день владыкой были обращены в христианство два местных шамана, которые добровольно принесли свои бубны и собственноручно сожгли их на костре. Полным ходом шла христианизация Алтайского края.
Кто и когда назвал островок Патмосом неизвестно, возможно, это был Парфений, но кто теперь это знает.
В 1875 году, в связи с тем, что Иоанно-Богословский храм стал ветшать, да и мал он уже был для сильно выросшей христианской общины, иконостас перенесли во вновь построенный просторный храм, а старое здание использовалось для проживания в нем миссионеров.
В 1914 году в Чемале была построена церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», которую освятил Владыка Макарий Алтайский — митрополит Московский и Коломенский, пребывавший на Алтае с пасторским визитом. Старый храм при этом было решено перенести на остров, построив туда подвесной мост.
И вот 9 августа 1915 года епископом Бийским Иннокентием, ровно через 60 лет после освящения епископом Парфением самого острова Патмос, был освящен Иоанно-Богословский храм на новом месте, на острове, как и привидилось это почти две тысячи лет назад Святому Апостолу Иоанну Богослову. А на берегу Катуни прямо напротив храма был основан скит Барнаульского Знаменского женского монастыря.
Затем произошла революция, которая повлекла за собой огромные несчастья для всей церкви и верующих. По официальной версии, храм, мост к нему и обитель на берегу были уничтожены по распоряжению новой власти в 20-е годы, собственно, почти сразу же, как эта власть добралась до тех глухих мест.
Однако в народе ходит другая версия гибели храма. В начале 20-х годов якобы приехал в Чемал некий питерский художник, фамилия которого в памяти народной не сохранилась. Он долго писал храм при различном освещении, в разное время дня. Наконец, закончив картину, он сравнил ее с храмом, находящимся на острове. Свое творение понравилось ему настолько больше оригинала, что он попросту сжег старый деревянный храм.
Не берусь утверждать, что это все так и было, но вот через много лет, в 1991 году, в Чемал приехал известный фотохудожник Виктор Николаевич Павлов с супругой. Он изучал историю храмов Сибири, прочитал про Чемальский храм, очень заинтересовался, вот и добрался до тех мест. Увиденная природная красота потрясла его, а узнав про легенду о поджоге храма, он решил искупить вину собрата по профессии, продал в Москве трехкомнатную квартиру, машину и все имущество да перебрался на постоянное жительство в Чемал. Десять лет своей жизни отдал этот подвижник восстановлению Иоанно-Богословского храма.
Прежде всего, он построил подвесной мост. Сейчас он находится немного в стороне от первоначального места, но в этом был большой смысл. Ведь, когда сейчас идешь по мосту, церковь видна полностью, и человек по дороге к Храму успевает многое передумать и осознать. Затем по чертежам, которые, к счастью, полностью сохранились, из кедровых бревен была воздвигнута и точная копия самого храма. 10 января 2001 года храм был освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием во имя Апостола Иоанна Богослова. Как и было почти сто лет назад, на берегу Катуни находится теперь скит Барнаульского Знаменского женского монастыря.
Дважды нам удалось побывать в Чемале. К сожалению, встретиться с художником возможности не представилось, а потом мы узнали, что Виктор Николаевич Павлов 21 августа 2011 года на 74 году жизни скоропостижно скончался и похоронен там же на высоком берегу Катуни, напротив построенного им храма.
Церковь на острове Патмос является действующей, там проводятся службы, и целый день на берегу стоит очередь желающих ее посетить.
Само возрождение храма можно посчитать за чудо, но затем начали происходить настоящие чудеса. Несколько икон для храма были принесены верующими. В их числе оказалась старинная икона Божьей Матери. Вид ее удручал, лика практически не было видно, и Павлов решил было отдать ее в реставрацию. В суете прошло немало времени и вдруг оказалось, что икона начала самовосстанавливаться. Показался лик, появились одежды, изображения цветов. Неожиданно замироточила соседняя икона «Господь Вседержитель». На лике, скрытом стеклом, появились капельки влаги, а кроме того, по уверениям священников, она еще и слышит молитвы и у нее можно попросить то, что человек очень сильно желает.
Еще с берега можно увидеть образ Богородицы с младенцем, высеченный в скале. Такой образ был видением настоятельницы скита Натальи, а непосредственное его исполнение было осуществлено монахиней Барнаульского Знаменского монастыря, бывшей альпинисткой и скульптором Фелофеей. Хотите — верьте, хотите — нет, но рассказывают, что когда вокруг образа выросла высокая трава, закрывающая его от глаз паломников, вдруг появились кролики, съевшие всю траву вокруг.
На самом острове, слева от тропы, можно увидеть вертеп с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу Христу в Вифлеемской пещере. Этот вертеп был изготовлен одной из монашек в нише скалы.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...