Другой стала картина
Третьяков познакомился с художником Василием Григорьевичем Худяковым в его мастерской. Его взгляд остановился на картине небольших размеров с изображением какой-то стычки. За основу был взят живой сюжет: контрабандисты на лодках переправляют краденый товар через границу. А их захватили врасплох. В Финляндии такое было не редкостью. Их заметила пограничная стража. Завязался бой.
Василий Григорьевич Худяков (1826−1871) — это исторический, портретный и жанровый живописец. Крепостной мастер живописи Василий Григорьевич Худяков принадлежал симбирским дворянам Поливановым. После окончания Московского училища ваяния и живописи он получил вольную и поступил в Петербургскую академию художеств, а позже продолжил свое образование в Италии.
До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. «Искушение» — одна из них.
Молодая девушка возле постели умирающей матери отказывается от браслета, предлагаемого сводней. Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка-мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в ее движениях — испуг и отчаяние…
Думается, первое приобретение оказалось не случайным. Что-то весьма личное, по-видимому, было в этой картине для Третьякова.
Картина примечательна тем, что слишком близок был ее сюжет душевному состоянию Николая Густавовича. Писал он, словно освобождаясь от каких-то постоянно мучивших его мыслей. Она, единственная, и принесла ему успех и признание, стала лучшей его работой.
Шильдер Николай Густавович — русский художник-портретист и живописец. Родился в 1828 году в Витебской губернии Невельского уезда. Во время обучения в Академии неоднократно отмечался медалями: в 1853 году был награжден малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 году — большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859 году — малой золотой медалью за картину «Ростовщик». В 1854—1855 годах Николай Густавович работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи. В 1861 годах за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.
Род Шильдеров прославился художниками. В Третьяковской галерее, в Русском музее и музеях ряда русских городов находятся картины Андрея Николаевича Шильдера (1861−1919 гг.), русского живописца, сына
Павел Михайлович Третьяков, основатель ныне всемирно известной Третьяковской галереи, потомственный почетный гражданин и один из немногих почетных граждан города Москвы, удостоенных этого звания к концу XIX столетия, родился в 1832 году в Москве. Задумав устроить национальную галерею, Павел Михайлович собирал не то, что нравилось лично ему, а то, что показало бы развитие русской живописи на протяжении всего времени ее существования. Прежде чем собирать картины, Павел Михайлович погружался в историю живописи, старался прочувствовать каждое полотно, понять специфику работы художников разных эпох.
Спасибо за оценку!
0 Ответить
Очень хорошая статья! Содержательная, интересная. Очень ценный познавательный материал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за оценку!! Спасибо за подсказку!
0 Ответить
Татьяна Подплутова, кому?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Она, единственная, и принесла ему успех и признание, стала лучшей его работой...
Задумав устроить национальную галерею, Павел Михайлович собирал не то, что нравилось лично ему, а то, что показало бы развитие русской живописи на протяжении всего времени ее существования...
Ой ли?.. Вот не любил Семирадского Третьяков и принципиально не приобретал его картины.
Статья... нормальная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, Третьякова на мякине было не провести. Хороший пример выдержки вкуса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Желательно вспомнить о том, что коллекционеры были до и Третьякова. Третьяков же был первым, кто решил создать всем доступную картинную галерею...
0 Ответить
В.В. Стасов в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.»
Следует отметить, что почти все меценаты России были старообрядцами. Только надо различать мецената - старообрядца от современного спонсора.
Первые сто лет противостояния России старообрядческой и России романовской проявлялось в борьбе вооруженной. Потом началась полоса отдельных «оттепелей», которые сменялись новыми ограничениями. Однако, несмотря на все сложности своего положения, староверческая община превратилась из конфессиональной общности в конфессионально - экономическую общность. Можно спорить о том, какой долей российского капитала владели староверы. Однако, бесспорно другое - многие элементы цивилизованного капитализма были созданы именно старообрядцами, задолго до того, как они появились на Западе.
В годы русской Смуты революции и гражданской войны относительно немногочисленное старообрядчество оказало сопротивление богоборческой власти, встав на защиту христианской веры и христианского образа жизни. Господствующая Церковь не смогла организовать отпор большевистской революции. Призывы патриарха Тихона не возымели действия.
Думается, можно согласиться с выводом А. Солженицына: в России старообрядческой революция 1917 года была бы невозможна...
0 Ответить
Благодарю за отклик! Все, что вы написали интересно!! Но вы ничего не сказали о картине, с которой началась Третьяковская галерея!
0 Ответить
АтлЫчно ! Меня давно занимает этот скромный фасад ТГ. Трудно представить, что за ним находятся такие сокровища живописи. Эти три крыши как бы по китайским лекалам, лаконичный верх с центральной врезкой напоминают Васнецова и его сказачные картины или Бибикова.
Спасибо за обстоятельное "введение в ТГ".
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Большое спасибо за оценку!!! Как вы правы насчет фасада!Для Сергея Дмитриева.
0 Ответить
Татьяна Подплутова, я, было, написал, что фасад ассиметричен(одно окно слева), но убрал из неуверенности: м/б это ракурс такой и второго не видно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить