Принцип происходящего крайне прост: есть картинки, они проецируются на экран, быстро сменяя друг друга, так, чтобы создавался эффект движения. Вот и все. Никаких сюжетных линий, никакой актерской игры. Само искусственное движение привлекает зрителя и рождает ощущение чуда.
Таким был кинематограф на заре своего существования. Только спустя несколько десятилетий появился звук. Его дополнил цвет. Появились стереоэффекты. Но как только человечество привыкло к демонстрации на белом экране быстро сменяющихся картинок, оно потребовало большего. Появилась потребность в смысле происходящего. Фильму стали необходимы сюжетные линии; интриги, увлекающие зрителя; и эмоции, помогающие прочувствовать накал страстей. За этими дополнениями кинематограф обратился к литературе и театру. Актеры стали вживаться в роли и разыгрывать сцены из классических произведений.
С течением времени кино неуклонно развивалось. Сценаристы писали все более захватывающие сценарии. Актеры, используя возможность множества дублей, доводили игру до совершенства. Технологический прогресс давал фильмам все больше возможностей для погружения зрителя в действие. Казалось, что развитию этого вида искусства не будет конца и кино будет становиться все совершеннее…
Но все в этом мире движется по спирали. И вот компьютерные технологии позволили актерам не сильно заботиться о качестве игры, множественные спецэффекты вышли на первый план, отодвинув смысл действия.
В итоге мы получаем пачками штампующиеся фильмы — без смысла, без сюжета, но с красивыми лицами главных героев, кучей взрывов и чудовищными роботами. Кинематограф плавно возвращается к показу картинок, быстро сменяющих друг друга.
Вы думаете, что, вооружившись ведром попкорна и водрузив на переносицу 3D-очки, погрузитесь в мир современного искусства? Нет, вам просто покажут, как работает современный тахископ.
Что печалит более всего, так это то, что подобные фильмы востребованы зрителем. Именно такие картины бьют рекорды по кассовым сборам. Глупые сюжеты, нелогичное поведение персонажей и тупость самой идеи не имеют никакого значения. Главное, чтобы картинка была яркой и двигалась динамично.
Несомненно, тон в кинематографе задает Голливуд, именно оттуда приходит мода на крутых парней, мчащихся на мощных тачках, презирая законы физики. Именно эта мода заставляет половину фильма смотреть, как крутится куча плохо подходящих друг к другу деталей, чтобы в итоге робот встал и пошел. Нет никакой актерской игры — главное, кричать погромче, словно это лучше передает эмоции. Нет никакой интриги — на самых первых титрах фильма каждый зритель знает, что «наши победят». Главное, чтобы чудище было страшнее, а герой круче — только такая тенденция существует в развитии современного кино.
Наш отечественный кинематограф отнюдь не выделяется интеллектуальностью перед голливудским продуктом. Наши фильмы делятся на три типа:
— унылое нечто, в котором, возможно, даже есть скрытый смысл, но досмотреть до конца эту тягомотину невозможно;
— пафосная жвачка, плюющая на историческую правду и логику действия;
— псевдокомедии, показывающие идиотов, принимающих идиотские решения в идиотских ситуациях — почему-то это должно быть смешным.
Наши известные режиссеры жалуются на отсутствие качественных сценариев, именно поэтому им приходится писать истории самостоятельно. Но дело в том, что есть огромная пропасть между человеком, который может предложить хорошую историю для сценария, и киностудией, которая не рассматривает никакие идеи кроме тех, что придумывает сама.
Эта печальная ситуация никак не хочет разрешатся. Наоборот, каждый год мы получаем все больше и больше фильмов с большим количеством спецэффектов и меньшим смыслом в сюжете.
Экономическое правило гласит: «Спрос рождает предложение». Возможно, это не кинематограф зашел на новый виток развития, а сам зритель. Очень надеюсь, что этот этап «пониженного смысла» очень быстро пройдет и развитие кино выйдет на новый уровень. Уровень, который позволит называть фильмы произведениями искусства. Лично я хочу посмотреть еще хотя бы десять отличных картин со смыслом.
А пока это всего лишь тахископ. Увы…
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...